Interested Article - Традиционные верования саамов

Один из сейдов на горе Воттоваара : крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)

Традиционные верования саамов — народа Северной Европы , живущего в Норвегии , России , Финляндии и Швеции , — представляли собой прежде всего промысловый культ : почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы, поклонение священным камням- сейдам . Мифология является частью общей финно-угорской мифологии . [ источник не указан 1558 дней ]

Религии современных саамов — лютеранство (в том числе лестадианство ); среди части саамского населения распространено православие .

Традиционные верования саамов

Общая характеристика традиционных верований

В традиционных религиозных верованиях саамов наблюдается много общего с верованиями североазиатских народов ( хантов , мансов , нивхов , ульчей , нанайцев , эвенков , юкагиров , отчасти якутов ), традиционный общественный и хозяйственный уклад которых в большей или меньшей степени близок к саамскому. Одно из немногих существенных отличий заключается в наличии у саамов культа предков, в том время как у народов Сибири такой культ в своём большинстве отсутствовал .

В то же время в традиционных религиозных верованиях саамов чувствуются заимствования от народов, с которыми они имели совершенно различный уклад жизни, однако жили рядом — от норвежцев , русских , финнов и шведов .

Промысловый культ

Промысловый культ у саамов являлся преобладающим. Основными промыслами саамов были оленеводство , рыболовство и охота — и каждый из этих промыслов имел своих духов-хозяев .

Духи оленеводства

Оленья хозяйка (Луот-хозик) и, в меньшей степени, Олений хозяин (Луот-хозин) были покровителями оленеводства («хозик» и «хозин» — слова русского происхождения). В представлениях саамов Луот-хозик жила в тундре, была похожа на человека, имела человеческое лицо и ходила на ногах, однако была вся, подобно северному оленю , покрыта шерстью. Саамы верили, что летом, когда олени были на вольном выпасе в тундре, Оленья хозяйка их охраняла. В жертву Оленьей хозяйке полагалось приносить кости заколотых северных оленей .

Среди саамов ходило также поверье о невидимых духах тундры Гофиттерак: считалось, что эти духи владеют большими стадами невидимых оленей, которые иногда давали о себе знать звоном колокольчиков .

Духи рыболовства

Морских божеств, покровителей рыболовства, было несколько. Одно из них — Аккрува, человек-рыба, у которого нижняя часть тела была рыбьей, а голова и верхняя половина туловища — человеческими .

Духи охоты

Покровителем охоты был чёрный и хвостатый Мец-хозин («лесной хозяин»). Считалось, что в наказание за непочтение он может завести человека в чащобу .

Из лесных животных саамы почитали и боялись бурого медведя , волка же считали животным проклятым, нечистым .

Культ предков

Предметом почитания для саамов были также и умершие (называвшиеся сайво, или ситте). Считалось, что предки оказывают влияние на существование живых: влияют на погоду, помогают на промысле. Умерших кормили, им приносили жертвы .

Почитание сейдов

Сейд в Мурманской области, который, предположительно, использовался для совершения обрядов

Среди саамов было распространено почитание сейдов — священных камней, обычно представляющих собой большие естественные валуны. Вокруг сейдов саамы обычно сооружали ограду, приносили им жертвы. Считалось, что сейды помогают на промысле. Культ сейдов, по-видимому, был связан с культом предков .

Культ покровителей семьи

Шаманство

Саамский бубен

У саамов выделялись служители культа ( нойда , нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень).

Великие боги

  • Торден или Тир — бог-громовержец
  • Сторюнкар или Великий Святой — бог фауны и флоры
  • Байве — персонификация Солнца

Религия современных саамов

« Лестадиус читает проповедь саамам». Картина 1840 года французского художника Огюста Франсуа Биара (1799—1882)

Примерно с XV века началась христианизация саамов, однако дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам сохранялись ещё очень долго. Ещё в начале XX века среди саамов встречались приверженцы шаманизма.

Христианская религия саамов — большей частью лютеранство , в том числе лестадианство (одно из консервативных движений за христианское возрождение, основанное в 1840-х годах Ларсом Леви Лестадиусом ). Среди саамов России , а также среди саамов-сколтов (скольтов, восточных саамов) в Норвегии и Финляндии распространено православие .

См. также

Примечания

  1. .
  2. Йоханнес Схеффер. = Lapponia. — 1673.
  3. . Хибины . hibiny-land.ru. Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Традиционные верования саамов