Яку́тская мифоло́гия
отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа
якутов
(саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи
шаманизма
, то есть убеждение в существовании особых духовных миров (
дойду
) и возможности общения с ними.
Обитателей этих миров якуты называли
абасами
(ср. общетюркские
Албасты
), повелителем которых был Великий Господин
. Они представляют угрозу для людей и способны им навредить. Более благожелательные духи были связаны с предками и именовались
Айыы
. Главой добрых духов был
Юрюнг Айыы Тойон
, у которого был брат
Джёсёгей тойон
.
Айыы
и
абасы
нередко находились в состоянии вражды, о чём свидетельствует образ
Сюгэ тойон
. Также существовали и другие категории духов, более связанные с природой нашего мира —
иччи
и
сюллюкюн
. Общаться и бороться с этими духами могли лишь шаманы, которые также являлись главными героями якутской мифологии.
Айыы
(
якут.
айыы, аар айыы
) —
божества
традиционной религии
якутов
Аар Айыы итэҕэлэ
. Согласно якутской мифологии, айыы — жители Верхнего мира, прародители народа
саха
. Считается, что айыы не принимают кровавых
жертвоприношений
, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и
молочные продукты
.
В бытовом смысле, в современном
якутском языке
есть слово
Аньыы,
которое понимается как прегрешения, проступки или
табу
. Например, наступать ногами на могилу — «аньыы» (в смысле «нельзя»). Данное слово не следует путать с
айыы
.
Основным символом в учении Айыы является
Аал луук мас
(«
Великое гигантское дерево
») — символ триединства мира. Согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей
: Подземного мира (Аллараа дойду), где обитают
абааhы
(злые духи), Срединный мир (
Орто дойду
), где обитают люди, Верхний мир (
Yөhээ дойду
) — обиталище верховных божеств (не всегда добрых). Крона
Аал луук мас
символизирует Верхний мир, ствол — Срединный мир, корни —
Подземный мир
.
Согласно якутским традиционным представлениям, душа (
кут
) состоит из трёх частей
:
Ийэ-кут (материнская душа) — то что передается от родителей: традиции, культура.
Символы Айыы (например Аал луук мас) являются обязательными для изображения на празднике
Ысыах
и регламентируются соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия)
.
Традиционная вера Аар Айыы является официально зарегистрированной религией в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия). Документальное свидетельство об этом вручил 11 января 2014 года заместитель руководителя управления Минюста по РС(Я) Алексей Никифоров
.
Юрюнг Айыы тойон
(др. имя
Юрюнг Тойон Айыы
) (
якут.
Үрүҥ Аар Тойон, Үрүҥ Тойон Айыы) — творец мира, других
айыы
, демонов
абасы
, духов
иччи
, людей, животных и растений. Он глава небес и богов. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекраснейшая страна, где нет зимы, растёт белая трава, подобная крыльям белого лебедя. Он воплощается в образах белого жеребца или орла.
Джёсёге́й тойо́н
(др. имя
Кюрюё Джёсёгёй тойо́н
,
Джёсёгёй Айыы
,
Кюн Джёсёгёй
или
Уордаах Джёсёгёй
) (
якут.
Дьөhөгөй Тойон, Kүрүө Дьөhөгөй Тойон, Дьөhөгөй Айыы, Күн Дьөhөгөй, Уордаах Дьөhөгөй) — бог-покровитель лошадей. Он живёт на третьем небе. Он посылает людям конный скот, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает людям вести хозяйство, трудиться. Наделяет человека силой, талантом, мастерством. Он старший из братьев богов.
Хомпоруун Хотой Айыы (др. имя
Сюнг Хаан
,
Сюнгкэн Эрэли
) (
якут.
Хомпоруун Хотой Айыы, Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрэли)— бог-покровитель птиц. Он воплощается в образе тёмно-сизого орла. Он — отец орла и жестоко карает человека, убившего эту птицу. Он второстепенный бог мужского пола, даёт людям многочисленный, но физически слабый приплод, в основном девочек, иногда — скот масти «хара дьагыл» (
якут.
хара дьаҕыл).
Сюгэ тойон
(др. имя
Аан Дьаасын
,
Дьаа Буурай
,
Орой Буурай
,
Буурай Дохсун
,
Уордаах Дьасыбыл
,
Сюнг Дьаасын
,
Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон
) (
якут.
Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии. Иногда его называют третьим именем в триаде верховного творца. Гром представляется стуком копыт его коня, а молнии — его топором, которым он разит нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, жеребят и телят.
Айыысыт
(
якут.
Айыыhыт) — богиня, живущая на восточном небе и спускающаяся оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов.
Айыысыт
человека находится в стороне восхода летнего солнца. Существует ещё
айыысыт
конного скота, которая находится в стороне восхода зимнего солнца,
айыысыт
рогатого скота — под землёй. Кроме того, имеются
айыысыт
и у других животных.
Иэйиэхсит
(
якут.
Иэйиэхсит) — богиня-покровительница женщин. Живёт на восточном небе. Всегда открыта к людям, весела, задорна. Спускается на землю в
мае
. С её возвращением начинает зеленеть листва, начинается лето. Помогает людям своим волшебным советом, оберегает от злых сил, благословляет приплод скота. Не любит грязь и неопрятность.
Одун Хаан (
якут.
Одун Хаан) — бог, живущий на восьмом небе. Спускается на землю в феврале. Изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, является творцом судьбы.
Дьылга Хаан (
якут.
Дьылҕа Хаан) — один из богов судьбы. Приоткрывает людям завесу тайны их судьбы.
Чынгыс Хаан
(
якут.
Чыныс Хаан) — бог судьбы, живущий на седьмом небе. Спускается на землю в декабре и властвует до середины февраля. Перекликается с одним из званий Темучина —
Чингисхана
Билгэ Хаан (
якут.
Билгэ Хаан) — бог знаний. Живёт на седьмом небе.
Улу тойон
- покровитель шаманов и отец воронов. также почитается как создатель болезней.
Существа и духи, обитающие в срединном мире
«В древности, когда вся земля была покрыта водой, когда вокруг разливалось море, имелось только солнце. Затем остывая, высыхая появилась глина. В конце концов та глина стала землёй. Однажды, когда образовалась земля, внезапно налетел
"пестрый вихрь"
, имеющий восемь
"пут"
, оторвавший от земли кусок, который взлетел в небо и стал
"Луной"
. То был такой сильный вихрь, что разламывались у жеребят позвонки, выворачивались наизнанку омуты, щуки выскакивали из воды и попадались в петли, расставленные в лесу, зайцы попадали в верши для рыбы,
Луук Мас
ломалось на куски. Вот после этого появился человек, "земная кут" (
Буор-кут
) которого создана из земли; "воздушная кут" (
Салгын-кут
) — из воздуха. Человек так же имел ещё "мать-душу" (
Ийэ-кут
), рождённый с ним от матери...»
Со слов С.Г. Игнатьева, 54 года, ll Кулятский наслег Вилюйского района. Записано 9 апреля 1938 г.
Существа
Сюллюкюны
— нечестивые существа, живущие в подводном мире. Имеют необычную внешность: румяные, бледные и безбровые, похожие на людей. Очень хорошо предсказывают судьбу, все знают и могут сказать, кто когда умрёт, кто разбогатеет.
Дух грома — имеет вид жеребёнка, совершенно голого, т.е. без кожи с длинным хвостом; ударяя последним по облакам, дух производит гром.
Ветры.
Ветер божества айыы приходит с
восточной
стороны. Он ничего худого не причиняет.
С
севера
изредка приходит плохой ветер. Он имеет рост два метра. Внешне похож на человека.
С
запада
является ветер ростом полтора метра. Он похож на человека. Увидеть можно только верхнюю часть его тела, начиная с колен.
С
юга
крайне редко приходит сильный вредоносный ветер. Ходит на высоте пяти-шести метров.
Через два с половиной или три года, в середине года или в конце, приходит с востока плохой ветер.
- непогребённые души умерших или покойные грешники/самоубийцы. Агрессивные чудовища, предоставляющие опасность людям. Чтобы защититься от них, нужно найти труп покойного и похоронить тело, положив голову лицевой стороной к земле.
Чучуна
— якутский снежный человек. От йети и бигфута Чучуна отличается разумом. Имеет свой быт и хозяйство. Чучуна стайные существа, всегда ходят семьями и активно переговариваются друг с другом.
— предстает в образе ребенка с лохматой головой, грязным лицом и одеждой. Но, если домовые не выходят на улицу, то Чэчюккэ может и на улице поиграть. Да и чаще всего Чэчюккэ видят только маленькие дети. Это существо питается домашним скотом, оставляя хозяев ни с чем.
Юёр — призраки умершего человека, который не смог обрести покой.
Рыба Луо — В якутской мифологии огромная рыба смерти, у которой плавники и чешуя направлены в обратную сторону.
— дух горного перевала.
Бай Байанай (
эhэ
)— дух-хозяин леса в якутской мифологии. Он же покровитель охотников.
Бырдьа Бытык Хатан Тэмиэрийэ — малый дух огня, хранит очаг. Выглядит как маленького роста старичок с длинной белой бородой.
Дэлбэ Айыы — дух деторождения.
Сир иччитэ — дух дороги.
Суол иччитэ — дух местности.
Эрэкэ-джэрэкэ — духи-хозяева деревьев и трав, дети земли Ан дархан хотун.
Эбэ — дух рек и озер.
Этэх иччитэ — дух заброшенного жилья.
Источники
Новиков А. Г.
от 3 декабря 2008 на
Wayback Machine
// Журнал «Илин». — 1991. — № 3. — 1991.