Диакони́са
(дьяконе́сса
, от
греч.
Διακόνισσα
[
источник не указан 146 дней
]
) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. В настоящее время данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконис, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в Церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения
. Другие авторы описывают служение диаконис, определяя их роль в Церкви как литургическую и пастырскую
.
Содержание
История
Первое упоминание о диаконисах содержится в
Послании к римлянам
:
«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской»
(
Рим.
). Развитие институт получил в период гонений на христиан. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «
в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диаконису
».
.
Апостольские постановления
(конец
IV века
) содержат специальную молитву для чина поставления диаконис. Поставление диаконис совершал
епископ
через
рукоположение
в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконис. Обряд посвящения в диаконисы содержится также в канонах
Первого Никейского собора
(325 года),
Халкидонского собора
(451 года), а также в Кодексе Барберини (780 года). Изучение этого обряда привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует
таинству
церкви в современном значении
.
Диаконисы рукоположённые, рукоположение которых нужно отличать от священнического (в т.ч. диаконского) таинства рукоположения
К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диакониса вступала в
брак
, то она и её супруг подвергались
анафеме
.
Диаконисы по одеянию
, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.
Однако подробности о служении диаконисс были неизвестны уже в XII веке
.
В Апостольских постановлениях о служении диаконисс сказано:
«Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при погружении женщин, для благоприличия»
(VIII, 28).
44 правило Лаодикийского Собора гласит:
«О том, что не должно женщинам входить в алтарь»
.
Вопрос о восстановлении института диаконис обсуждался на
Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг
. Но он не был принят, т. к. подобное служение в Православной Церкви исполняет женское монашество.
В трудные годы большевистских гонений в 30-е годы ХХ-го века женщины нередко привлекались к активной церковной деятельности и богослужебной практике. Женщины часто становились старостами храмов, певчими и чтецами, что сохраняется и поныне. Сейчас в некоторых храмах антиохийского патриархата можно встретить нововведение - девочек-алтарниц в стихарях с орарями, которые стоят только в храме и держат свечи
. Данная частная практика не находит объяснений, ибо, как известно из Предания Церкви, только Пренепорочная Пресвятая Богородица удостоилась войти во Святая Святых (алтарь)
.
Планы по восстановлению института диаконис имелись в
Александрийском Патриархате
, в котором 16 ноября 2016 года на заседании Синода был создан комитет в составе трёх архиереев для изучения данного вопроса
. Наконец, 17 февраля 2017 года
Патриарх Феодор II
посвятил в диаконисы несколько женщин, обязанностью которых стала помощь в миссионерской деятельности в
Катангской митрополии
, в Таинстве Крещения взрослых, венчания, а также в
катехитической
деятельности Церкви
.
Функции диаконис
Функции диаконис в церкви были разнообразными, в том числе
:
приготовление женщин к
крещению
и помощь в совершении крещения
поддержание порядка в женской части храма во время службы
распределение пожертвований среди нуждающихся женщин
есть также упоминание IX века о том, что диаконисы приносили причастие христианам, находившимся в плену у арабов.
Апостольские постановления
указывают, что диакониса «
без диакона ничего пусть не делает и не говорит
», но при этом «
никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диаконисы
».
Канонизированные диаконисы
Ряд диаконис древней церкви причислен к лику святых:
Святая Фива
Кенхрейская
(
Коринфская
), диакониса; (I век). Упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (
Рим.
). Память совершается
16 сентября
(3 сентября по старому стилю).
Святая
Татьяна Римская
мученица
, диакониса; (226 г.). За исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана. Память совершается
25 января
(12 января по старому стилю).
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. Автор М. В. Зарва. М.: ЭНАС, 2001
(рус.)
.
orfo.ruslang.ru
.
Дата обращения: 3 января 2023.
3 января 2023 года.
Толковый словарь Ожегова С. И.
↑
.
Karras, Valerie A. (June 2004). «Female Deacons in the Byzantine Church». // Church History 73 (2): 272—316
(неопр.)
.
Дата обращения: 29 сентября 2009.
23 мая 2017 года.
R. Gryson, The Ministry of Women in the Early Church, Collegeville 1976; originally Le ministère des femmes dans l’Église ancienne, Gembloux 1972, esp. pp. 117—118; Y. Congar, ‘Gutachten zum Diakonat der Frau’, Amtliche Mitteilungen der Gemeinsamen Synode der Bistümer der Bundesrepublik Deutschlands, Munich 1973, no 7, p. 37-41; C. Vaggagini, ‘L’Ordinazione delle diaconesse nella tradizione greca e bizantina’, Orientalia Christiana Periodica 40 (1974) 145—189 ; H. Frohnhofen, ‘Weibliche Diakone in der frühen Kirche’, Studien zur Zeit 204 (1986) 269—278; M-J. Aubert, Des Femmes Diacres. Un nouveau chemin pour l’Église, Paris 1987, esp. p. 105; D. Ansorge, ‘Der Diakonat der Frau. Zum gegenwärtigen Forschungsstand’, in T.Berger/A.Gerhards (ed.), Liturgie und Frauenfrage, St. Odilien 1990, pp. 46-47; A. Thiermeyer, ‘Der Diakonat der Frau’, Theologisch Quartalschrift 173 (1993) 3, 226—236; also in Frauenordination, W. Gross (ed.), Munich 1966, pp. 53-63; Ch. Böttigheimer, , ‘Der Diakonat der Frau’, Münchener Theologische Zeitschrift 47 (1996) 3, 253—266; P. Hofrichter, ‘Diakonat und Frauen im kirchlichen Amt’, Heiliger Dienst 50 (1996) 3, 140—158; P. Hünermann, ‘Theologische Argumente für die Diakonatsweihe van Frauen’, in Diakonat. Ein Amt für Frauen in der Kirche — Ein frauengerechtes Amt?, Ostfildern 1997, pp. 98-128, esp. p. 104; A. Jensen, ‘Das Amt der Diakonin in der kirchlichen Tradition der ersten Jahrtausend’, in Diakonat. Ein Amt für Frauen in der Kirche — Ein frauengerechtes Amt?, Ostfildern 1997, pp. 33-52, esp. p. 59; D. Reininger, Diakonat der Frau in der einen Kirche, Ostfildern 1999 pp. 97-98; P. Zagano, Holy Saturday. An Argument for the Restoration of the Female Diaconate in the Catholic Church, New York 2000; J. Wijngaards, Women Deacons in the Early Church, New York 2002, pp. 99-107
↑
(рус.)
.
azbyka.ru
.
Дата обращения: 15 сентября 2023.
(рус.)
.
azbyka.ru
.
Дата обращения: 3 октября 2023.
(неопр.)
Дата обращения: 11 октября 2020.
10 марта 2018 года.
(рус.)
.
azbyka.ru
.
Дата обращения: 15 сентября 2023.
Белякова Е. В., Белякова Н. А.
// Церковно-исторический вестник. 2001. — № 8. — С. 132—162.
, Белякова Н. А.
Попытки учреждения чина диаконис в России во второй половине XIX — начале XX веков // Страницы. 2002. — Т. 7. — № 1. — С. 557—591
Белякова Е. В., Белякова Н. А.
Диакониссы в Русской православной церкви // История. 2002. — № 9. — С. 1-5.
Паглазова Н. М.
Святитель Филарет Московский и две попытки восстановления чина дьяконисс в Русской церкви его времени // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). — М., 2003. — С. 240—256.
Служение женщин в Церкви: Исследования / Сост.: свящ. А. Постернак, С. Н. Баконина (сост. и отв. редактор), А. В. Белоусов. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 518 с.
Постернак А.
, свящ.
// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2013. —
№ 50 (1)
. —
С. 144—161
.
Кушнир Н. Е.
// Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 12. —
М.
: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. —
С. 83—102
.
Василиадис П.
// Вестник СФИ. — 2018. —
Вып. 26
. —
С. 66—87
.
Казарян Г. С.
// Российский журнал истории Церкви. 2022. — № 3(2). — С. 5-23
Постернак А.
, свящ.
// Христианское чтение. — 2021. —
№ 1
. —
С. 234—242
.