Interested Article - Ксенодохий

Ксенодохий ( греч. ξενοδοχείον , также встречается греч. ξενών ) — в Византийской империи приют для путешественников, бедных и больных. В отличие от и , предоставлявших свои услуги на платной основе и имевших исключительно светский характер, ксенодохии являлись филантропическими учреждениями, основанными на принципах христианского гостеприимства . Термин впервые начал использоваться в правление Константина Великого и имел достаточно широкий смысл, с VI века функции ксенодохиев стали больше напоминать задачи современных госпиталей . Сопоставимые по качеству обслуживания госпитали, являвшиеся чем-то большим, чем последним пристанищем для смертельно больных и бедняков, появились в Западной Европе только во второй половине XIX века . Вопрос о роли ксенодохиев в истории медицины , степень их влияния на аналогичные учреждения в Западной Европе и, с другой стороны, влияние на ксенодохии мусульманских и т. п., является предметом многочисленных исследований.

Уже до 330 года при церквях Антиохии и Сирии существовали ксенодохии, а после того, как в 332 году император Константин выделил часть общественных налогов на эти учреждения, они стали появляться повсеместно. В правление Феодосия I их уже было большое количество в Константинополе. Относительно других частей империи сохранилось меньше информации, но, например, известно, что ксенодохии существовали даже в небольших египетских городах .

Ксенодохии основывались частными лицами, государством и монастырями. Прокопий Кесарийский рассказывает об одном таком заведении, учреждённом императором Юстинианом в Константинополе. О ксенодохии Сампсона в столице империи пишет Иоанн Малала (Chron. XVIII, 83). Известны также ксенодохии, основанные Романом I Лекапином и Иоанном II Комнином . Для последнего, находившегося при монастыре Пантократора , сохранился подробный устав, дающий детальное представление о структуре, услугах, меню пациентов, персонале и повседневной жизни этого лечебного заведения . Данный документ был впервые опубликован в 1895 году Алексеем Дмитриевским .

В отличие от слова пандохейон , понятие ксенодохий быстро распространилось по средневековой Европе. Подобные учреждения появились в Италии , Испании и Франции . В вестготской Испании VI века епископ Масона Меридский основал исп. xenodoquio , а его современник Исидор Севильский включил это слово в свои Этимологии в латинской и греческой формах, определив его как приют для паломников и бедняков. Слово также встречается в каролингской Галлии IX века в перечне филантропических терминов . В поствизантийскую эпоху термин вновь приобрёл своё первоначальное значение в греческом языке — приют для чужестранцев и, как следствие этого, в сегодняшней Греции термин ксенодохио(н) ( греч. ξενοδοχείον ), имеет только одно значение — гостиница.

Примечания

  1. , p. 4.
  2. Созомен , Церковная история, 6.31.7-8
  3. Также при монастыре Пантократора находился дом престарелых
  4. , p. xii.
  5. , pp. 37-38.

Литература

Источник —

Same as Ксенодохий