Interested Article - О началах

« О нача́лах » ( др.-греч. Περὶ ἀρχῶν , лат. De principiis ) — богословский трактат в четырёх книгах александрийского богослова III века Оригена (ок. 185 — ок. 254), созданный между 220 и 230 годами. Считается первым систематическим изложением христианского богословия . Помимо текстов, признанных каноническими, Ориген ссылается и на апокрифы : « », «Пастырь» Ерма , « Вознесение Моисея » и « Послание Варнавы ».

История создания

Появление этого произведения вызвало конфликт между Оригеном и епископом Димитрием Александрийским , результатом которого стало изгнание богослова из города и переселение в Кесарию Палестинскую — хотя это нельзя утверждать с уверенностью . От исходного греческого текста произведения сохранились только небольшие фрагменты в другом произведении Оригена, Добротолюбии , а также в эдиктах императора Юстиниана . Латинский перевод трактата выполнен в 398 году Руфином Аквилейским . Этот перевод появился в разгар первого оригенистского спора , в котором Руфин выступал на стороне «оригенистов» и, соответственно, имел апологетическую тенденцию, заключавшуюся в стремлении придать оригеновским идеям более ортодоксальное звучание. Примерно тогда же латинский перевод выполнил оппонент Руфина, Иероним Стридонский . Этот, по утверждению самого Иеронима, более буквальный, перевод сохранился только в нескольких цитатах .

Современные критические издания «О началах» приводят сохранившийся греческий текст в параллельных колонках.

Содержание

Во вступлении Ориген формулирует задачу своих богословских исследований. Поскольку апостолы сообщили только о том, что сочли необходимым и о многом умолчали, — «конечно, с той целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плод своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников» , то остались важные вопросы, требующие разрешения. К их числу Ориген относит проблему места Святого Духа в Троице , воскресение мёртвых , свободу воли , происхождение души и многие другие. Затем следуют четыре части произведения, представленные автором как отдельные трактаты, посвящённые богословию, , и телеологии .

Первая книга посвящена Богу ( Гл. 1 ), где Ориген настаивает на его бестелесности. Также он пишет о Христе ( Гл. 2 ), которого отождествляет с Премудростью Божьей . Третья глава в Первой книге посвящена Святому Духу. Вместе Отец, Сын и Святой Дух образуют Троицу ( Гл. 4 ). Далее он переходит к рассуждению о причинах падения ангелов , которых Ориген относит к классу разумных существ ( Гл. 5 ). Тайну появления дьявола он связывает с сюжетом о князе Тирском из книги Иезекииля ( Иез. : «сын человеческий! плачь о царе Тирском»). В конце книги Ориген излагает учение об апокатастазисе , когда все очистятся и приобретут эфирные тела ( Гл. 6 ). Далее он предполагает, что сами небесные светила могут быть отнесены к разряду разумных существ ( Гл. 7 ). В последней главе книге Ориген возвращается к теме ангелов и подчеркивает, что нет разумных существ без свободы выбора , чья природа была бы либо исключительно доброй, либо исключительно злой.

Вторая книга исследует материальную вселенную и создание человечества. Рассматривая возможность множественности миров, Ориген настаивает, что Христос уничтожил грех лишь в нашем мире ( Гл. 3 ). Далее он опровергает мнение гностиков о том, что Бог Нового Завета враждебен Богу Ветхого Завета ( Гл. 4 ). Далее, критикуя докетизм , Ориген утверждает истинное воплощение Иисуса Христа в человеческом теле ( Гл. 6 ). Особое внимание уделяется учению о душе ( Гл. 8 ), которая есть субстанция чувствующая и подвижная. Ориген отмечает, что наличие души у ангелов не очевидно, равно как у воскресших праведников души претворятся в дух по слову апостола ( 1Кор. ). Далее он утверждает, что мир ограничен, так как Бог всё сотворил числом и в достаточном количестве ( Гл. 9 ). При этом Бог, подчиняясь собственной благости создал всё подобным и одинаковым, но данная разумным существам свобода произвела различие в творении. Рассуждая об адском пламени, Ориген приходит к выводу, что его субстанцией являются наши грехи. Поэтому адский огонь врачует душу, избавляя её от грехов и претворяя её в дух ( Гл. 10 ).

Третья книга начинается с изложения учения о свободе воли , которая заключается в одобрении или неодобрении природных влечений . Для доказательства своей точки зрения Ориген подробно исследует фразу, согласно которой Бог «ожесточил сердце» фараона ( Исх. ). Демоны пытаются сделать вечным человеческое падение и воспрепятствовать общению человека с Богом. С другой стороны, ангелы помогают людям в их стремлении увидеть Божество. Идея свободной воли является основной в моральной телеологии Оригена.

Четвёртая книга посвящена доказательству боговдохновенности Писания . Аргументом для Оригена является тот факт, что пророчества Писаний исполнились. Неправильные толкования возникают оттого, что некоторые (например, иудеи ) воспринимают Писание буквально ( Гл. 2 ). Равным образом и гностики впали в ересь, буквально («исторически») истолковывая Ветхий Завет. Альтернативой буквальному является «духовное толкование», причем уместность такого толкования следует из «преткновений и пробелов», которые мы находим в Писании. К таким преткновениям Ориген относит фрагмент из Книги Бытия , где описаны первые три дня до сотворения солнца .

Примечания

  1. , p. 36.
  2. , p. 9.
  3. , с. 45.
  4. , с. 46.
  5. Ориген, О началах, I, 3

Ссылки

Литература

Издания

  • Origène. Traité des principes / Intr., trad. par H. Crousel et M. Simonetti. — 1978a. — Т. I livres I et II - introduction, texte critique et traduction, кн. 252. — 413 p. — (Sources chretiennes).
  • Origène. Traité des principes / Intr., trad. par H. Crousel et M. Simonetti. — 1978b. — Т. II Commentaire et Fragments, кн. 252. — 272 p. — (Sources chretiennes).
  • Ориген. О началах. — СПб. : Амфора, 2007. — 464 с. — (Александрийская библиотека). — ISBN 978-5-367-00519-6 .
  • Ориген. О началах. Против Цельса. — СПб. : Библиополис, 2008. — 792 с. — (Религиозно-философская библиотека). — 3000 экз. ISBN 978-5-74-35-0275-0 .

Исследования

  • McGuckin J. A. . — Westminster John Knox Press, 2004. — 228 p. — ISBN 0-664-22472-5 .
  • Серёгин А. В. Гипотеза о множественности миров в трактате Оригена «О началах». — М. , 2005. — 200 с. — ISBN 5-9540-0035-2 .
  • Серёгин А. В. // Философский журнал. — 2015. — Т. 8, № 2. — С. 44—55.
  • Рубцов Д. А. // Вестник ЕПДС. 2020. — № 4. — С. 29-47.
Источник —

Same as О началах