Interested Article - Апокатастасис
- 2021-02-22
- 2
Апоката́стасис ( др.-греч. ἀπο-κατάστᾰσις — «восстановление», от др.-греч. κατά-στᾰσις — «установление, учреждение, устроение») — понятие христианского богословия , использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении . Впервые используется в Евангелиях: «Илия должен прийти прежде и устроить ( греч. ἀποκαταστήσει ) всё» ( Мф. ).
Учение о всеобщем спасении историческими церквями официально не признаётся, в отличие от некоторых протестантских деноминаций . Идея апокатастасиса неофициально признаётся также некоторыми известными православными и католическими богословами. [ источник не указан 363 дня ]
Историческое использование термина
Слово «апокатастасис» в значении восстановления использовалось:
- св. Иустином Философом : « Христос пришёл для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
- св. Игнатием Богоносцем , поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
- св. Иринеем Лионским , учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мёртвым, — тем более Жизнь (то есть Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу »;
- св. Феофилом Антиохийским , учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
- св. Климентом Римским , желающим, чтобы Бог восстановил среди коринфян единство и братскую любовь.
Отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего») впервые сформулировал Климент Александрийский . Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния дьявола и всех грешников , предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнём для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через Второе пришествие Иисуса Христа и т. д.).
Учение о всеобщем спасении также было предложено святителем Григорием Нисским . На Пятом Вселенском соборе (553), когда было осуждено учение Оригена, относительно православия свт. Григория не было высказано никаких сомнений. Отцы Собора, очевидно, не считали, что учение святителя содержит какие-либо черты оригенизма , поскольку в богословских построениях свт. Григорий исходил из совершенно иных, нежели Ориген, предпосылок, не разделяя учения Оригена о предсуществовании и перевоплощении душ. Шестой Вселенский Собор (681) включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов» (прав. 2), а Седьмой Вселенский Собор (787) назвал святителя «отцом отцов», подтвердив его значение как вселенского учителя веры .
Преподобный Максим Исповедник полагал, что у святителя Григория Нисского этот термин не имеет того смысла, который осуждён христианской церковью, а «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя» .
В истории церкви проблема апокатастасиса не всегда решалась в рамках частного богословского мнения. Когда она оставалась в этих рамках, церковь соборно не осуждала взглядов сторонников апокатастасиса. Так, в течение долгого времени не были осуждены касавшиеся этой проблемы воззрения Оригена, а богословское мнение свт. Григория Нисского вовсе не подвергалось осуждению. Когда же эти взгляды становились привлекательными для многих христиан, например для монахов-оригенистов, Церковь подвергала их строгому осуждению. Учение о всеобщем спасении официально не признаётся в основном в православных церквах, в монофизитских деноминациях и в римо-католической церкви. В то время как вслед за Церковью Востока , которую Мартин Лютер , знакомый с её учением, ошибочно считал православной (намереваясь сблизиться с ней и с православием в целом), лютеранами вначале идея апокатастасиса не отрицалась. Но уже XVII артикул Аугсбургского исповедания разъясняет: «…в Конце Света Христос вновь придёт как Судия и воскресит всех мёртвых. Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки. Наши церкви осуждают анабаптистов , полагающих, что будет конец наказаниям осуждённых и порочных людей». Кроме анабаптистов, лютеранами были осуждены меннониты , моравские братья , социниане и другие конфессии, признававшие учение о всеобщем спасении. Однако это учение проявилось и в последующей истории протестантизма, и некоторыми протестантскими церквями, а также в раскольничьих и сектантских деноминациях идея всеобщего спасения не отрицается . Также идея апокатастасиса неофициально признаётся некоторыми известными православными и католическими богословами. Но Фотий Константинопольский заметил в « Мириобиблионе »: «То, что у святителя Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении (περι αποκαταστάσεως), Церковью не принимается» .
Эсхатологическая судьба мира представлялась в духе апокатастасиса также в рамках гностического учения Василида Александрийского . В XIX—XX веках учение о всеобщем спасении было подхвачено универсалистами , которые есть во многих протестантских церквах, в том числе формально придерживающихся Аугсбургского исповедания.
Примечания
- ↑ Иванов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 39—46. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- Фокин А. Р. , Литвинова Л. В., Турилов А. А. , Э. П. А., , Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XII : « Гомельская и Жлобинская епархия — Григорий Пакуриан ». — С. 480—526. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X .
- Макарий (Оксиюк) , митрополит . Эсхатология святого Григория Нисского. С. 575.
- Photius . Bibliotheque . Ed. R. Henry, IV vol. Paris, 1965. P. 291a
Литература
- Иванов М. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 39—46. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
- Пешков А. А., Гуторов Ю. А. Идея апокатастасиса в христианской письменности и в русской религиозно-философской мысли XX века // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты : сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции, Нижний Новгород, 16 мая 2019 года / под ред. А. В. Ворохобова. Том Выпуск I. — Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. — С. 95-105.
- Антоненко В. В. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2021. — Вып. 95 . — С. 88—105 .
- 2021-02-22
- 2