Interested Article - Серафимы

«Шестикрылый серафим»
( М. А. Врубель , 1905 год )

Серафи́мы ( ивр. שְׂרָפִים ‎; множественное число от שָׂרָף ‎ — «пылающий, огненный») в иудейской и христианской традиции — высший ангельский чин , наиболее приближенный к Богу .

Этимология и интерпретация имени

Древнееврейское слово «серафим» ( שְׂרָפִים ‎, śərāfîm — множественное число; ивр. שָׂרָף ‎, śārāf — единственное число) имеет значения: пылающий, огненный. Некоторые считают, что слово «серафим» означает «змееподобную молнию», другие ученые связывают его с египетским словом seref, или « грифон » .

Эти значения используются в следующих местах Священного писания:

  • «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» ( Чис. ).
  • «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» ( Чис. ).
  • «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» ( Ис. ).

В Библии

Серафим. Изображение в Соборе Святой Софии , Стамбул

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога .

Единственное упоминание серафимов в Библии находится в ветхозаветной Книге пророка Исаии ; они появляются в его рассказе о видении :

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога . Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углём очистить мужчину от скверны:

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис. ).

Дионисий Ареопагит

Основываясь на отрывке из Книги пророка Исаии Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте .

В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что имя серафим показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, — также их способность действительно возводить низших в горние; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, — всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение .

Внешний вид

Мозаика с изображением серафима. Фрагмент фасада Никольской церкви. Вознесенская Давидова пустынь (Московская область)

Из пояснений Исаии и Дионисия , художникам прошлого было крайне трудно вывести точный зрительный образ серафимов, который, по одной из версий, мог бы уходить корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в изобразительное искусство Вавилона и Ассирии, откуда со всеми первыми представлениями об ангелах по одному из предположений мигрировал в иудейский и христианский мир .

Серафим в Михайловском. Автолитография. 2012. (Автор: Павлова Александра Андреевна)

В искусстве

Серафимы,
Виктор Васнецов ,
1885—1896

В литературе

В живописи

В песнях

  • К серафиму обращается Борис Гребенщиков в песне «Бурлак».
  • В песне группы « Агата Кристи » «Аусвайс на небо» происходит диалог между Серафимом и человеком.
  • В песне группы « Ундервуд » «Это судьба» так же упоминается Серафим.
  • В песне группы « Слот » «Ангел О. К.» «Серафим — шестикрылый гид, Ангел-предохранитель, мой сателлит…»
  • В песне группы « Наутилус Помпилиус » «Труби, Гавриил!».
  • В песне группы «The Silent Comedy» «Bartholomew».
  • В песне исполнителя «TVETH» «Seraphim».
  • В песне исполнителя « SALUKI » «Тупик».
  • В песне исполнителя «Seraph».

См. также

Примечания

  1. , с. 53.
  2. Серафимы // Энциклопедия Кольера . — М. : Открытое общество , 2000.
  3. Rosa Giorgi. . — J. Paul Getty Museum, 2005. — С. 301. — 384 с. — ISBN 978-0892368303 .
  4. . Дата обращения: 14 октября 2021. 24 октября 2021 года.
  5. Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2010. — С. 69. — 464 с. — ISBN 978-5-903525-30-0 .
  6. Пушкин А. С. . Дата обращения: 29 апреля 2020. 14 мая 2020 года.

Литература

Источник —

Same as Серафимы