Interested Article - Великие каппадокийцы
- 2020-01-25
- 1
Великие каппадоки́йцы — собирательное название отцов Церкви второй половины IV века , завершивших формально-диалектическую обработку церковного догмата Святой Троицы . К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии : Василия Великого (ок. 330—379), Григория Богослова (ок. 325—389) и Григория Нисского (ок. 335 — после 394), а также иногда Амфилохия Иконийского , с их друзьями и единомышленниками, географически близкими и отдалёнными. Память Василия Великого и Григория Богослова совершается Восточной Церковью, кроме их особых дней памяти, в день празднования Собора трёх святителей — 30 января ( 12 февраля ).
Василий Великий. Часть иконы работы
Феофана Грека
из
иконостаса
Благовещенского собора Московского кремля
. 1405?
Григорий Богослов. Часть росписи монастыря Симонопетра на Афоне . Григорий Нисский. Икона из монастыря Святого Николая Анапавсаса , Метеора |
Великие каппадокийцы происходили из знатных и богатых христианских семей и получили высшее на то время образование ( Афинская Академия ). Так, Василий Великий, став архиепископом Кесарии Каппадокийской и нуждаясь для борьбы с арианством в Каппадокии в верных ему хорепископах , уговорил стать епископами своего брата Григория (епископ Нисский с 371 года ) и близкого друга, Григория Богослова (епископ Сасимский с 372 года ) .
Главная заслуга отцов-каппадокийцев — разработка догмата о Троице и его утверждение на Втором вселенском соборе (381 г.). Они внесли значимый вклад в христианское богословие и философскую терминологию, строго разграничив понятия «сущности» и « ипостаси » Бога . Василий Великий определил их различие как между общим и частным. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково .
Кроме этого, каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек) .
Другим достижением каппадокийских отцов считается оцерковление монашества. Василий Великий вместе с Григорием Богословом осуществили написание двух редакций (пространной и краткой) «Монашеских правил», а Григорий Нисский дал мистическое объяснение монашества [ где? ] .
В работе О. М. Каллахана «Греческая философия и каппадокийская космология» констатируется, что каппадокийцами были заложены основы космологических представлений Средневековья .
Учение о Троице Великих Каппадокийцев
В IV веке христианская Церковь вела идейную борьбу против ариан и македониан . В ходе противостояния Великие Каппадокийцы в своих трудах изложили христианскую триадологию (учение о Троице).
Учение это следующее: Бог Отец , Бог Слово (Бог Сын) и Бог Святой Дух это три ипостаси или три лица одной сущности — Бога Троицы . Ипостаси или лица Троицы отличаются отношением друг к другу. Отец — это единственное начало (ἀρχὴ) или единственный источник (πηγή) всего, что существует в мире, в том числе Слова и Святого Духа, как об этом писал, например, Аврелий Августин :
В самом деле, Он (Святой Дух) не обязан тем, что Он есть, никому, кроме Отца, «из Которого все» (Рим. 11:36), чтобы нам не ввести двух безначальных начал (principia sine principio), что в высшей степени ложно и нелепо и свойственно не вселенской вере, но ошибочному мнению некоторых еретиков.
Бог Слово и Бог Святой Дух имеют вечное начало: Бога Отца. Бог Слово вечно «рождается» только из Отца, а Святой Дух вечно «исходит» только из Отца, как из единственного начала. «Рождение» и «исхождение» — два разных термина, не тождественных друг другу. Если они обозначают одно и то же, то получается, что у Бога Отца два сына: Бог Слово и Бог Святый Дух. Но у Бога Отца только один Сын: Бог Слово.
Второй Вселенский собор
Учение Великих Каппадокийцев было принято на Втором Вселенском соборе , оно было изложено в Никео-Цареградском Символе веры в 381 году, который с V по XI век был общим вероучительным определением для всей Церкви, на Вселенских и поместных соборах он читался греческими и латинскими отцами как догматическая и неизменная формула — и на греческом, и на латинском языках.
Учение, принятое на Втором Вселенском соборе, подтверждено на последующих Вселенских и поместных соборах. Так, на самом многочисленном Четвертом Вселенском соборе , после того как был прочитан Символ веры Второго Вселенского собора вместе с догматом Халкидона , все епископы единодушно подтвердили:
Это вера отцев. Митрополиты пусть подпишут тотчас, пусть немедленно подпишут в присутствии самих сановников, хорошо определённое пусть не подвергается отсрочке. Это вера апостольская. С ней все мы согласны. Все так мудрствуем.
Примечания
- . Мировая цифровая библиотека . Дата обращения: 6 марта 2013. 9 марта 2013 года.
- Карташёв А. В. Вселенские Соборы. — Клин, 2004. — С. 140—141.
- Давыденков О. В. , иерей. от 31 декабря 2010 на Wayback Machine — М.: ПСТБИ , 1997.
- . Дата обращения: 19 июля 2014. 5 марта 2016 года.
- блаженный Аврелий Августин . 10 февраля 2013 года.
- Aurelius Augustinus от 29 июля 2013 на Wayback Machine
- Спасский А. А. от 25 марта 2013 на Wayback Machine
- Карташёв А. В. от 15 мая 2013 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 5 июня 2013. 6 сентября 2013 года.
Литература
- Лосский В. Н. Каппадокийцы // Богословские Труды. 1984. — Вып. 25. — С. 161—168
- Афанасий (Евтич) , еп. Каппадокийские отцы // Альфа и Омега. 2003. — № 2 (36). — С. 138—151
- Шмалий В. , свящ. Космология святых отцов Каппадокийцев: Вклад в совр. диалог науки и богословия // Альфа и Омега. 2003. — С. 152—170.
- Мейендорф И. , прот. // Введение в святоотеческое богословие : Конспекты лекций. — Минск : «Лучи Софии», 2007. — 384 с.
- Михайловский А. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXX : « Каменец-Подольская епархия — Каракал ». — С. 565-568. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8 .
- Якименко А. // Христианское чтение . — 2017. — № 4. — С. 33-43.
- 2020-01-25
- 1