Interested Article - Апология
- 2020-05-12
- 1
Аполо́гия (от др.-греч. ἀπολογία «оправдание») — защитная речь или защитное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего- или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам.
В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую) .
Право и философия Древней Греции
Изначально, в древнегреческом праве , апология — это защитительная речь на суде . Например, одноимённые сочинения «Апология Сократа» у Платона и у Ксенофонта представляют собой два варианта защитительной речи Сократа . Известны также «Апология» Апулея (тот защищался от обвинений в колдовстве) и апологии ритора Либания .
Христианство
Под апологией в христианстве понимается защита христианской веры от внешних нападок. В широком смысле так называется любой текст, защищающий христианство, в узком — текст раннего христианства. Автор апологии называется апологетом (апологистом), а наука о защите (искусство защиты) христианской религии — апологетикой .
Раннее христианство
В ранней христианской литературе известно множество апологетических произведений, защищающих христианство и направленных против его гонителей. Такие сочинения в современных историко-церковных текстах называются апологиями, а зачастую они и прямо имели это название. Апологетами называются прежде всего раннехристианские писатели , главным образом II — III веков .
Апологии (и апологеты) различаются по языку, на котором написаны
( ) | ( ) |
---|---|
Последним апологетом был Феодорит Киррский ( V век ).
Апологии, обращённые к римским властям
Содержание и форма апологий зависела от того, какой аспект христианского учения подвергался нападкам и с чьей стороны. Первым преследователем христианства была языческая древнеримская государственная власть , и поэтому первые апологии в начале II века имели форму политической публицистики (политических трактатов ), обращенных к римским императорам и правителям.
К ним обращались апологеты:
- Аристид Афинский
- Кодрат
- Мелитон Сардский
- Клавдий Аполлинарий , еп. Иерапольский
- Юстин Мученик
- Афинагор
Полемика против иудеев
Спустя какое-то время авторы апологий стали обращать их против полемических сочинений иудеев и язычников. Исходным пунктом антииудейской полемики служил признаваемый обеими сторонами Ветхий Завет . С опорой на него доказывался тезис: Иисус Христос действительно был обещанным в ветхозаветных пророчествах Мессией .
Против иудеев написаны следующие апологии:
- Юстин Мученик. Диалог против Трифона ( лат. Dialogus contra Tryphonem ).
- Тертуллиан. Против иудеев. ( лат. Adversus Judaeos )
- Аристон из Пеллы. Диалог Паписка и Иасона (не сохранилась)
Полемика против античной религии и философии
Борьба с античным язычеством и античной философией была одной из главных целей раннехристианской апологетики. Вначале христиане защищались от обвинений в атеизме (отказе от почитания богов), безнравственности и отказе от подчинения государству. Затем апологии переходят от защиты к обвинению противной стороны (язычества). Они начинают доказывать бессилие языческих богов, безнравственность содержания античной мифологии , безнравственность культа античной религии, противоречивость философских учений. Из чего делается вывод о превосходстве христианской религии перед античной религией и философией: одно только христианство обладает истиной, то есть знанием исключительно истинного Бога и предписывает служение Богу, которое только и ведёт к спасению.
Апологии антиязыческой направленности:
- Минуций Феликс . Октавий ( лат. Octavius ).
- Тертуллиан. Апологетик ( лат. Apologeticus ).
- Тертуллиан. К язычникам ( лат. Ad nationes )
- Киприан De idolorum vanitate.
- Татиан
- Феофил Антиохийский
- Арнобий
Некоторые апологеты защищают христианство от определённых философских учений:
- Ориген . Против Цельса восемь книг ( лат. Contra Celsum ). — Ориген в этом сочинении опровергает материализм .
- Тертуллиан . О душе ( лат. De anima ). — В этом сочинении Тертулиан обосновывал учение о душе, опираясь на общий всем людям опыт сознания и его необходимые проявления.
В апологетических текстах были заложены основы христианского богословия , в частности Феофил Антиохийский и Тертуллиан ввели термин « Троица ».
После того, как христианство победило языческую религию и переработало античную философию и в IV веке стало государственной религией, апологетическая литература постепенно исчезла за ненадобностью. Место апологетических сочинений заняли полемические (например, полемика против ересей).
Средние века
В условиях полного господства христианства в Западной Европе на протяжении эпохи средневековой схоластики защита против внешнего противника была не нужна. Тем не менее термин, «апология» применяется к текстам, направленным против ислама и иудаизма (их было немного). Равным образом он применяется и к большой группе текстов, целью которых была борьба с ересями (хотя, опять-таки, это были преимущественно полемические сочинения).
Возрождение и Реформация
В эпоху Возрождения апологетические тексты защищали христианскую веру от гуманистического интереса к античной культуре и, в частности от тенденции к возрождению античного язычества. Примеры:
- Марсилио Фичино . О христианской религии . ( лат. De religione christiana , 1474 ).
- Хуан Луис Вивес ( Людовик Вивес ) . Об истине христианской веры ( лат. De veritate fidei christianae , 1543 ).
В период Реформации апологетика отошла на второй план, поскольку наибольшее значение имели полемические и догматические сочинения. Апологии в этот период, как правило, представляли собой защиту того или иного исповедания .
XVII — XVIII века
Из христианских апологий XVII века наиболее важны следующие:
- Гуго Гроций . Об истинности христианской религии ( лат. De veritate religionis christianae , 1627 ). — Сочинение было предназначено для укрепления в религии моряков, находящихся в языческих странах, и ограничивалось изложением общих основ христианства, не затрагивая догматику .
- Блез Паскаль . Мысли о религии ( фр. Pensées sur la réligion , 1669 ). — Книга соединяла доказательства, основанные на пророчествах и чудесах с доказательствами, вытекающими из . Изложение было фрагментарным. Текст признаётся одним из значимых текстов философии Нового времени.
Большое количество апологетических текстов было создано в период с середины XVII по конец XVIII века для борьбы с религиозной философией деизма , который выдвигал идею естественной религии и отвергал сверхъестественные основания религии, характерные для христианства. Наибольшее влияние деизм имел в Великобритании , Франции и Германии : соответственно, апологии писались именно в этих странах.
Наиболее известны апологеты:
- Аналогия религии естественной и религии откровения. ( англ. The analogy of religion natural and revealed , 1736)
- Ларднер .
- .
- Аддисон .
- . Трактат об истинности христианской религии ( фр. Traité de la vérité de la religion chrétienne )
- Пфафф
- Зак
- Иерузалем . Рассуждения о высших истинах религии ( нем. Betrachtungen über die vornehmsten Wahrheiten der Religion , 1768 ).
- Лилиенталь .
Одни апологеты христианства пытались доказать, что божественное откровение сверхъестественно и непостижимо для разума, другие, — что требования разума соглашаются с учением и нравственными принципами христианства.
Первая половина XIX века
- Шатобриан Ф. Р. де . Апология христианства.
- Чаадаев П. Я. . Апология сумасшедшего.
Протестантизм XIX века
Содержание протестантских апологий второй половины XIX века определяла полемика вокруг натурализма .
Рационалистическое направление в апологетике стремилось, с одной стороны, путём исследования человеческого духа найти психологическое доказательство тому, что религия основана на духовной потребности, заложенной в человеческой природе, что она необходима человеку, а с другой — из истории религии вывести заключение, что только христианство в полной мере отвечает потребности. Соответственно, рационалистическая апологетика, стремясь не противоречить научной картине мира , отрицала сверхъестественное (чудеса и откровение).
К этому направлению принадлежали религиозно-философские и догматические сочинения Липсиуса , и других. Ту же точку зрения выражали многие полемические сочинения, направленные против известных текстов Д. Ф. Штрауса «Старая и новая вера» (Der alte und der neue Glaube. Leipzig, 1872 ; 10. Aufl. Bonn, 1879 ) и Эдуарда фон Гартмана «Саморазложение христианства» (Die Selbstzersetzung des Christenthums. B., 1874 ).
В полемике против натурализма возник супранатурализм , который ставил себе цель защитить некоторые самые важные пункты вероучения: сверхъестественный характер откровения и догматы, которые можно вывести только из него (именно они критиковались больше всего). К их числу относились: чудеса, личность Бога, божественность Иисуса Христа , Его воплощение , истинность евангельского предания. Апологеты супранатуралистического направления опирались на психологические (точнее, эпистемологические ) и исторические доводы. К психологическим доводам относилось утверждение, что недостаточность естественного человеческого знания необходимо должно быть дополнено божественным откровением, к историческим, — что христианство доказывает существование этого откровения чудесами, пророчествами, своим началом и постоянным развитием, внутренней правдой и нравственным влиянием своего учения.
Апологии этого направления:
- . Апологетические доклады об основных истинах христианской веры ( нем. Apologetische Vorträge über die Grundwahrheiten des Christenthums . 9. Aufl. Leipzig, 1878).
- Баумштарк . Христианская апологетика на антропологическом основании ( нем. Christliche Apologetik auf antropologische Grundlage . 2 Bde. Frankfurt a. M., 1872-79).
- Эбрард . Апологетика. ( нем. Apologetik . 2 Bde. Гютерсло, 1874-75).
См. также
Примечания
- Апология // Большой Энциклопедический словарь . — 2000. // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2020-05-12
- 1