Interested Article - Налоги в Византии

Налоговая система Византии сформировалась после реформ императора Диоклетиана (284—305). Будучи прямой наследницей позднеримских порядков, она просуществовала (с существенными изменениями) до падения Византийской империи. Главным источником формирования бюджета были поступления с земельной собственности. Византийское право считало уплату налогов основной обязанностью земледельцев (георгам). Определённую роль играло и непрямое обложение (октава, затем коммеркион), которое ложилось бременем на коммерческую деятельность. К концу Византийской империи налоговая система во многом основывалась на общественном положении налогоплательщика, его способности сопротивляться фискальному прессу, получая налоговые послабления или привилегии.

Основные источники сведений о византийском налогообложении

Хронология

Ранний период

Традиционно выделяют несколько хронологических этапов развития фискальной системы Византии. Первый период (IV—VII вв.) был продолжением налоговой системы, заложенной реформами Диоклетиана. Исходно существовало два основных налога — земельный и подушный , так называемая система . Здесь под лат. iugum понимается единица земли , обрабатываемая частным лицом, главой семьи, то есть лат. caput . Эти два понятия были неразделимы не только с фискальной , но и с правовой точки зрения — собственник, покинувший принадлежащую ему землю и тем самым создавший угрозу неплатежа полагающихся налогов, подлежал тяжёлым наказаниям. Земля оценивалась по типу (пахотная земля, виноградник, оливковая роща) и качеству. При Диоклетиане с населения городов также собирался налог золотом ( греч. хрисаргир ). При императоре Анастасии I (481—518) выплата iugatio-capitatio была переведена на золотую монету, а хрисаргир был отменён, что отражало рост торговли и товарного производства в городах. Непрямое налогообложение становилось всё более выгодным и с VI века стало основным источником пополнения государственной казны. При этом известно о существовании единственного прямого налога аэрикона , взимавшегося при Юстиниане I (527—565), точный смысл которого не известен. При этом в отдельных регионах империи, в частности, в Египте , существовали локальные налоги.

VIII—XII вв.

К VII в. исчезают городские налоги, а также специфические подати с ремесленной деятельности (хрисаргирон).

Дальнейшее развитие система прямого налогообложения претерпела в начале VIII века, когда необходимость привязывать земледельцев к земле фискальными мерами отпала. Старые налоги не были полностью отменены, и земельный налог продолжали платить мелкие землевладельцы, однако связи между iugatio и capitatio больше не было.

Значительные категории граждан Византии были исключены из налогообложения. При императоре Никифоре I (802—811) для священнослужителей эта льгота была отменена и был введён , то есть прямой налог на глав семейств. Его величина составляла 2 милесария в год или 1/6 номисмы . В более поздние периоды известны и другие виды подушного налога.

Формы обложения

Традиционно налоги собирались деньгами, натурой, а также в форме отработочных повинностей (ангарии). В системе обложения налоги натурой играли все большую роль, и попытка заменить натуральные подати денежными в 11 в. вызвали восстание в Болгарии.

Принципы обложения

Сбор налогов состоял из двух фаз. Сначала при участии особых специалистов проводилась оценка земли и составлялся кадастр , а затем другими чиновниками ( диойкетами , практорами) осуществлялся непосредственно сбор налога (как правило, дважды в год). Сбор налога мог быть возложен и на землевладельцев, избавленных от обложения. Налоги поступали в центральные ведомства (в первую очередь, геникон, а также сакеллион, вестиарион и др.). Поступления с императорского домена поступали в особые учреждения, хотя разница между государственными и императорскими имуществами не всегда была четкой. Часть налогов шла фискальным чиновникам (особая подать элатикон, которая шла в пользу сборщиков), часть налогов сразу же, минуя центральное распределение, шла в пользу отдельных стратегов. Часть налоговых поступление в виде солемний шла в пользу отдельных институтов и персон. Обязанность по уплаты налога возлагалась не только на индивида-налогоплательщика, но и на его соседей по принципу круговой поруки ( аллигенгий ).

Литература

  • Oikonomides N. Fiscalite et exemption fiscale a Byzance (IXe-XIe s.). — Athènes, 1996. — 319 p. — ISBN 9607094654 .
  • Бардола К. Ю. // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. — 2002. — № 566. — С. 34—45. * Панов Е. Г. История налогов: Средние века. Глава 2. Налоговая система Византийской цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2015. С. 40—92.
Источник —

Same as Налоги в Византии