Interested Article - Диоскор Афродитский

Фла́вий Диоско́р ( др.-греч. Φλαύϊος Διόσκορος ) — землевладелец, чиновник и юрист VI века ; известен также как поэт , писавший на греческом языке . Жил в городе Афродитополе в византийском Египте , по происхождению — копт - христианин ; в современной историографии получил имя Диоскор Афродитский . Его архив был обнаружен во время раскопок 1905 года и в значительной степени сохранился, хотя и рассеян по музеям и библиотекам всего мира. Его составляют около 600 документов на греческом и коптском языках , рукописи являются старейшими сохранившимся автографами поэта, известного по имени. Известное значение имеют и принадлежавшие ему документы: Диоскор был судейским чиновником, который составлял прошения для своих односельчан, и главой администрации родного города. Архив Диоскора стал одной из важнейших находок в папирологии , он содержит сведения о низовой египетской администрации, правовых институтах и духовной жизни VI века .

Источники биографии

Жан Масперо — первый исследователь наследия Диоскора. Фото из Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire: Papyrus grecs d’époque byzantine. Vol. 3. Caire, 1916

Архив Диоскора был случайно обнаружен в июле 1905 года в деревне Ком-Ишкау ( копт . Жкоу ) , расположенной на месте античного Афродитополя к югу от Каира. У одного из местных жителей обвалился дом, построенный из кирпича-сырца , при раскопках развалин были замечены древние папирусные свитки ; когда о находке узнали в , большая часть папирусов уже ушла к перекупщикам. Археологи под руководством Гюстава Лефевра немедленно приступили к работам, и обнаружили под деревенскими домами усадьбу в римском стиле; среди прочих находок был большой кувшин с папирусными фрагментами, среди которых были опознаны тексты « Илиады », комедий Менандра и другие . Вскоре были найдены многочисленные деловые и личные документы и рукописи стихов; их публикацией занялся — сын директора Службы древностей. Три тома обнаруженных документов были опубликованы Каирским музеем на французском языке в 1911, 1913 и 1916 годах, последний том вышел уже после гибели Жана Масперо на Западном фронте. Прочие документы из архива Диоскора публиковались исследователями из Италии, Великобритании , США , Ватиканским музеем и так далее .

Биография

Происхождение. Ранние годы

Диоскор был родом из района, в котором в VI веке шла интенсивная религиозная и культурная жизнь. Ко времени его жизни Афродитополь утратил статус города и номового центра, однако сохранил экономическое и культурное значение. В 42 километрах от него располагался Панополь — родина Нонна , в окрестных городах жили другие египетские поэты, в частности , продолжавший традиции Нонна. Все они писали на архаизированном греческом языке, подражая нормам времён Гомера . От Диоскора также осталось несколько энкомиев в гомеровском стиле, когда он пытался приспособить их литературные и языковые формы для нужд христианской проповеди . Город был и крупным религиозным центром, насчитывавшим около 30 церквей, в окрестностях которого имелось более 40 монастырей . Менее чем в 40 км от Афродитополя находился старейший в Египте Белый монастырь , а отец Диоскора — Аполлос — основал собственную обитель .

Никаких сведений о дате рождения и первых годах жизни Диоскора нет. Его отец Аврелий Аполлос был протокомитом (главой сельской администрации) и землевладельцем- ктитором . По косвенным данным, Диоскор родился примерно в 520-е годы . Вполне возможно, что он получил образование в Александрии , где его учителем являлся Иоанн Филопон . Вернувшись на родину, Диоскор женился и имел детей; в дальнейшем он унаследовал должность отца — занимался делами своих арендаторов и управлением семейным имуществом, а также работал в сельской администрации . Первый датированный документ с его именем относится к 543 году: Диоскор сопровождал инспектора из Антеополиса, который расследовал потраву посевов скотом на землях монастыря апы Суруса, управляемого отцом Диоскора .

Константинополь

Около 546—547 года скончался Аполлос — отец Диоскора; к тому времени сын занимался юридической деятельностью. Диоскор занял должность протокомита , главной функцией которого было посредничество между общиной и сборщиками налогов из вышестоящего нома . После кончины отца он написал прошение на имя императорской четы Юстиниана и Феодоры о налоговом конфликте, затрагивавшем интересы его родного города, в частности расхищения собранных налоговых сумм вышестоящими властями. Дело решилось положительно: Афродитополь перешёл под личное покровительство императрицы и получил право непосредственного сбора государственных налогов и прямой их отправки в Константинополь , минуя провинциальные власти . Однако возник конфликт с властями нома, описанный в последующих прошениях Диоскора. В 551 году он отправился в Константинополь, намереваясь попасть на личную аудиенцию императора. В столице он провёл, по-видимому, около трёх лет. И в этом случае дело было решено в пользу истца: в архиве Диоскора сохранилось три копии императорского рескрипта , которым повелевалось правителю Фиваиды провести расследование и прекратить нарушение прав общины Афродитополя. В документах также упоминалось, что их помог оформить нотариус Феодор «в великой священнейшей церкви царского города» (то есть Айя-Софии ) . В сохранившихся документах больше нет свидетельств нарушений вплоть до самой кончины императора в 565 году .

Дальнейшая деятельность

В 565 или 566 году Диоскор переехал в Антинополь — резиденцию дукса Фиваиды и прожил там не менее 7 лет. Биографы предполагают, что он мог бежать из родных мест из-за конфликта с властями, а также стремился сделать карьеру юриста . По мнению В. Ярхо , Диоскор мог занимать должность «придворного поэта» антинопольского дукса: на оборотных сторонах ненужных документов сохранились черновики панегириков , восхвалявших начальника Фиваиды. Они написаны ямбами и гекзаметрами . В архиве к этому периоду относятся многочисленные документы: заверенное завещание врача Фебаммона, документы по арбитражу семейных имущественных споров, брачные и разводные контракты, а также документы о возобновившихся нарушениях при сборе налогов. Так, в петиции P.Cair.Masp. I 67002 описано, как пагарх Мина захватил группу афродитопольцев, продававших скот на ярмарке, которые были ограблены и брошены в тюрьму. Далее Мина напал на город Афродитополис, отрезал его от водоснабжения, вымогал деньги и даже поджигал дома, аргументируя это тем, что карает неплательщиков. При этом пострадал и сам Диоскор: Мина разграбил дом его шурина, захватил часть земель и предъявил к оплате фальшивые долговые обязательства. Был арестован и сын Диоскора .

Весной 574 года Диоскор покинул Антинополь, причины чего совершенно неясны. Возможно, что перечисленные конфликты порождались также политикой императора Юстина II , который преследовал христиан, не придерживавшихся Никео-Цареградского исповедания , в том числе и коптов. Как раз в 574 году к власти пришёл император Тиберий , несколько смягчивший государственную политику. После возвращения в Афродитополь Диоскор, кажется, отошёл от юридических и административных обязанностей; подавляющее большинство его стихов написаны в Антинополе и после возвращения на малую родину . Последний его автограф ( P.Cair.Masp. III 67325 IV r 5 ) — документ об аренде земли — датирован 5 апреля 585 года.

Творчество

Не существует никаких свидетельств, что Диоскор воспринимал себя как профессионального литератора и пытался издавать свои произведения. 13 его стихотворений были впервые напечатаны в 1911 году Жаном Масперо с французским переводом и филологическим комментарием. Полный корпус литературных произведений Диоскора был издан среди прочих материалов его архива, находящихся в коллекции Каирского музея. В 1962 году в Гёттингене Эрнстом Хейтшем были опубликованы 29 стихотворений Диоскора из папирусов, находящихся в разных европейских собраниях. Наиболее полное издание осуществил в 1999 году , опубликовав 51 стихотворение, в том числе два, которые он считал принадлежавшими другому автору .

Первое сохранившееся стихотворение Диоскора — панегирик святому Сенасу — выдержано в технике изопсефии : поскольку в греческом языке каждая буква имела числовое значение, сумма букв-чисел для каждого стиха была равна. Первые гекзаметры Диоскор написал уже после возвращения в Египет. По мнению Клемента Кюна, в поэтическом отношении Диоскор не был связан с кругом Агафия или его литературных последователей, в частности Павла Силенциария или Романа Сладкопевца . Диоскор также составил греко-коптский поэтический глоссарий ; его поэтический язык богат и отталкивается от образной системы Нонна , используя как языческие, так и христианские мотивы .

Значение поэзии Диоскора было осознано исследователями далеко не сразу. Первые публикаторы и критики сравнивали стихи с классическими образцами (не в пользу египтянина); Масперо и Хейтш даже заявляли, что стихи Диоскора написаны «тёмным стилем» и попросту непонятны . Новое понимание предложил в 1980-е годы американский исследователь Лесли Маккул, который предпринял анализ поэтики Диоскора сквозь призму коптского языка и поздней египетской литературы . Клемент Кюн предложил исследовать поэзию Диоскора с точки зрения византийской культуры аллегорий , широко распространившейся в VI веке: восхваления абстрактных императоров и неназванных сановников в эллинистическом стиле, по-видимому, были славословиями Христу и ветхозаветным патриархам , земными проекциями которых воспринимались византийские власти .

Примечания

  1. , p. 1.
  2. , p. 120.
  3. , с. 255.
  4. . www.trismegistos.org. Дата обращения: 4 января 2020. 14 июня 2021 года.
  5. , с. 81—82.
  6. , p. 309—310.
  7. , p. 53.
  8. , p. 15—25.
  9. , p. 9.
  10. , p. 7.
  11. , p. 219—230.
  12. , p. 916.
  13. , p. 59.
  14. , p. 957—963.
  15. , p. 53.
  16. , pp. 60—72.
  17. , с. 12.
  18. , p. 318—321.
  19. , p. 68—69.
  20. , с. 13.
  21. , p. 103—106.
  22. , p. 13—14.
  23. .
  24. Clement A. Kuehn. . Center for Byzantine Studies name and logos . Дата обращения: 3 января 2017. 8 января 2017 года.
  25. , s. 16.
  26. , p. 57—63.
  27. , p. 2, 156.

Публикация Ж. Масперо

  • . — Caire : Institut français d'archéologie orientale, 1911. — Vol. 1. — 374 p.
  • . — Caire : Institut français d'archéologie orientale, 1913. — Vol. 2. — 340 p.
  • . — Caire : Institut français d'archéologie orientale, 1916. — Vol. 3. — 326 p.

Литература

  • Fournet J.-L. Héllenisme dans l'Égypte du VIe siècle : la bibliothèque et l'œuvre de Dioscore d'Aphrodité : [ фр. ] . — Caire : Institut Français d'Archéologie Orientale, 1999. — 734 p. — ISBN 9782724702392 .
  • Fournet J.-L., Magdelaine C. : [ фр. ] . — Paris : De Boccard, 2008. — 384 p. — ISBN 978-2-7018-0250-3 .
  • Gascou J. La détention collégiale de l'autorité pagarchique dans l'Égypte byzantine : [ фр. ] // Byzantion. — 1972. — No. 43. — P. 60—72.
  • Gascou J. Documents grecs relatifs au monastère d'Abba Apollôs de Titkôis : [ фр. ] // Anagennesis. — 1981. — P. 219—230.
  • Heitsch E. . — Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1963. — 204 s.
  • Keenan J. G. // Bulletin de la Société d'archéologie copte. — 1984. — Vol. 6. — P. 51—63.
  • Keenan J. G. Aurelius Apollos and the Aphrodite Village Élite // Atti del XVII congresso internazionale di papirologia. — 1984. — Vol. 3. — P. 957—963.
  • Kuehn C. : [ англ. ] // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. — 1993. — No. 97. — С. 103—115.
  • Kuehn C. A. Channels of Imperishable Fire: The Beginnings of Christian Mystical Poetry & Dioscorus of Aphrodito. — N. Y. : Peter Lang Inc, 1995. — 302 p. — (Lang Classical Studies 7). — ISBN 978-0820426730 .
  • MacCoull L. Dioscorus of Aphrodito: His Work and His World. — Berkeley : University of California Press, 1988. — 225 с. — (Transformation of the Classical Heritage (Book 16)). — ISBN 978-0520062269 .
  • MacCoull L. // The Coptic Encyclopedia . — N. Y. : Macmillan, 1991. — Vol. 3. — P. 916.
  • Miguélez-Cavero L. : [ англ. ] . — Berlin : Walter de Gruyter, 2008. — 442 p. — (Sozomena: Studies in the Recovery of Ancient Texts). — ISBN 978-3110202731 .
  • / Ed. by Elizabeth Jeffreys, John Haldon, Robin Cormack. — Oxford : Oxford Univ. Press, 2008. — 1056 p. — (Oxford Handbooks). — ISBN 978-0199252466 .
  • Борухович В. Г . . — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. — 224 с.
  • Фихман И. Ф. . — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит., 1987. — 527 с.
  • Ярхо В. Н. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров . — М. : Наука, 1979. — 176 с.

Ссылки

  • . The Center for Byzantine Studies name and logos. Дата обращения: 3 января 2017. 21 октября 2016 года.


Источник —

Same as Диоскор Афродитский