Interested Article - Ибн аль-Азрак аль-Фарики

Ахмад ибн Юсуф ибн Али или Ахмад ибн Юсуф ибн аль-Азрак аль-Фарики ( араб. أحمد بن يوسف بن الأزرق الفارقي ‎; февраль 1117 — не ранее июля 1181) — средневековый историк из Майяфарикина . Его основная работа — « Тарих Майяфарикин ва Амид » («История Майяфарикина и Амида»), является ценным источником по истории династий Артукидов и Мерванидов , содержит уникальные сведения об отношениях Сельджукидов с аббасидскими халифами .

Биография

Происхождение

Всё, что известно об Ибн аль-Азраке, известно с его слов. Он родился в Майяфарикине в феврале 1117 года (как следует из нисбы аль-Фарики) и был курдского, арабского или тюркского происхождения . Относительно его вероисповедания русский востоковед В. Ф. Минорский утверждал, что Ибн аль-Азрак был шиитом (сторонником Алидов ), а британский востоковед — что он был суннитом .

Ахмад происходил из известной в Майяфарикине семьи. В своём труде историк упомянул, что его деда звали Али ибн аль-Азрак. Он занимал должность назира (чиновника) в Хисн-Кейфе во время захвата города Ибн Джахиром, визирем сельджукидского султана Мелик-шаха , в 1085/86 году . В 1088/89 году жители Хисн-Кейфы отправили нескольких представителей (среди них был Али) ко двору султана, чтобы добиться смещения сельджукидского наместника (вали) Абу Али аль-Балхи . В 1089/90 году при новом вали, Амид ад-Дауле, Али стал назиром и наместником . В конце 1101/02 вместе с ведущими горожанами Али сопровождал Амид ад-Даулу в Багдад через Исфахан . В Багдаде они были допущены во дворец халифа .

Отец Ахмада, Юсуф, был торговцем. Первую поездку Ахмад совершил с отцом в 1134/35 году в возрасте 19 лет и посетил Мардин , затем Мидан .

Ранние годы

Большую часть своей жизни Ахмад провел в путешествиях . В 1136 году он несколько дней провёл в Нусайбине , где видел атабека Мосула Имад ад-Дина Занги .

В Багдад он ездил трижды. В 1139/40 году он пробыл в Багдаде шесть месяцев и учился у разных учителей , изучая Коран, хадисы , фикх , фард , грамматику арабского языка и литературу . Он видел, как халиф аль-Муктафи принимал присягу визиря Квадж Изз аль-Мулька, присутствовал при прибытии невесты халифа, сестры сельджукидского султана , а также на свадьбе Месуда с дочерью халифа . Ахмад посетил могилу сабахи Салмана аль-Фариси . Желая узнать подоплёку происходивших в то время политических событий, он встретился с Саидом Ибн аль-Анбари, который был в совете халифа и участвовал в войне с султаном Месудом. От него историк получил подробную информацию о причинах действий халифа против султана. Это позволило ему дать в своём труде более достоверную информацию, полученную от участников событий .

В 1141/42 году Ахмад был с отцом в Амиде . В качестве торговых агентов правителя Артукидов они ездили с отцом в Мудан ( 1147/48 ) и Мосул ( 1149/50 ), где торговали металлами : в Мудане они с отцом закупали медь для чеканки монет Хусам ад-Дина, в Мосуле продавали железо .

В 1148/49 году он был распорядителем вакуфа . После смерти атабека Мосула Сейф ад-Дина Гази в 1149 году он был свидетелем освобождения визиря атабека Нур ад-Дина , Кадилкудата Кемал ад-Дина аль-Шахразури, и его брата Тадж ад-Дина из тюрьмы , сыном Имад ад-Дина Занги . После этого Ахмад разговаривал с аль-Шахразури, который сообщил ему подробности смерти Занги. В конце того же года он присутствовал при осаде Дары Тимурташем и оставался в его ставке до капитуляции города . В 1151 году аль-Фарики вернулся из Мосула в Мардин через Хлат и отправился в Багдад во второй раз за тот же год .

Во время своего второго пребывания в Багдаде в 1151/52 году Ахмад учился у проповедника Кутб ад-Дина аль-Абади . От племянника визиря нескольких халифов начиная с аль-Мустазхира , он получил полный отчёт о конфликте между султаном Месудом и халифами аль-Мустаршидом и ар-Рашидом , об их смерти и воцарении халифа аль-Муктафи . После этого он отправился в Майяфарикин, но по пути в Тикрите получил известие о смерти султана Месуда и из Тикрита поехал в Мосул .

Посещения Грузии

В 1153/54 году Ахмад находился при дворе грузинского царя Деметре . По предположению В. Минорского , Ибн аль-Азрак был секретарем царя Грузии . В 1153 году он посетил Тифлис и Абхазию, а в 1154 году побывал в Дербенте . Затем он уехал в Майяфарикин через территории греков и Данишмендидов . Данишмендид звал его к себе на службу, поскольку как раз в это время умер Артукид Тимурташ, которому служил Ахмад . В 1154 году через Хлат Ахмад направился в Рей , где посетил могилы Хосрова и Мухаммеда бен аль-Хасана , учеников мухаддиса Абу Ханифы . Затем он вернулся в Майяфарикин .

В 1162/63 году Ибн аль-Азрак снова посетил в Грузию . Возвращался он в 1163/64 году через Хлат. Он описал торжества в городе в связи с поражением грузинского царя от союзных войск сельджукского султана , сына Тогрула , и мусульманских правителей Сукмана Шах-Армена , Шамс ад-Дина Ильдегиза и Фахр ад-Дина из Эрзена. В честь празднества были зарезаны 300 волов, а их мясо раздали среди нуждающихся .

Последние годы

В 1166/67 году Ахмад опять стал распорядителем вакуфов ( mutawallī ishrāf al-waqf ) в районе Майяфарикина. В 1167/68 году его уговорили занять ту же должность в Дамаске , он пробыл на ней два года . В Дамаске кади Камаль ад-Дин аль-Шахразури назначил его на должность назира. Ахмад находился в Дамаске 29 июня (9 июля) 1170 года во время , а в декабре того же года он наблюдал отправление в Египет каравана брата вазира Салах ад-Дина с семьёй . Затем историк вернулся в Майяфарикин .

В Багдаде в последний раз Ахмад был в 1172/73 или 1173/74 году, в этот раз он посетил могилу имама Суфьяна ас-Саури . В 1174/75 году он путешествовал и посетил Амид, Хаму, Хани . Последние данные о себе, которые приведены в сохранившейся части его труда, относятся к 1175/76 году: Ахмад был в Хлате, когда туда после ещё одной успешной кампании против Грузии прибыли останки умершего визиря Шах-Армена, и наблюдал горе и скорбь народа . В связи с этим британские историки Г. Ф. Амедроз и А. Маллетт писали, что неизвестно, в каком году Ахмад умер, поскольку последние листы его труда не сохранились . Американский историк ислама Ч. Ф. Робинсон считал, что это предположительно произошло в последней четверти шестого века Хиджры . Однако в XX веке в конце рукописи аль-Газали ( араб. «إحياء علوم الدين» ‎), хранящейся в библиотеке Честера Битти в Дублине , была обнаружена заметка, написанная Ибн аль-Азраком. Историк сообщал, что дважды прочитал рукопись и написал копию для себя. Датирована заметка 11 июля 1181 года . Арабский историк Б. А. Л. Авад в 1959 году и грузинский исследователь Э. Сихарулидзе в 1985 году уже указывали 1181 год как год смерти Ахмада .

Биографии Ибн аль-Азрака аль-Фарики нет ни в одном средневековом биографическом словаре, что свидетельствует, вероятно, о его малой популярности в Средние века .

Примечания

  1. , p. 7.
  2. .
  3. .
  4. , p. 5—7.
  5. , p. 786.
  6. , p. 787.
  7. , p. 788.
  8. , p. 789.
  9. , p. 790.
  10. , p. 791.
  11. , с. 143.
  12. , p. 792—793.
  13. , p. 793.
  14. , p. 794.
  15. .

Литература

  • Халатян Б.Д. // Письменные памятники Востока. — 2010. — № 2 (13) . — С. 143—145 .
  • Amedroz H. F. (англ.) // Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. — L. : The Royal Asiatic Society , 1902. — P. 785–812 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Hillenbrand C. . — [Istanbul]: Nederlands Historisch-Archaeologisch Instituut te Istanbul, 1990. — ISBN 90-6258-066-1 .
  • Mallett A. Ibn Al-Azraq // Christian Muslim relations: a bibliographical history / edited by Thomas D., Mallett A. — Leiden: Brill , 2011. — Vol. 3, (1050—1200). — P. 690—694. — 820 p. — ISBN 978-90-04-21616-7 .
  • . (англ.) // Journal of the Royal Asiatic Society. — Cambr. : Cambridge University Press , 1996. — Vol. 6 , iss. 1 . — P. 7–27 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • სიხარულიძე ე. (Сихарулидзе Э.). (груз.) // სემიტოლოგიური ძიებანი. — თბ. , 1985. — ტ. II . — გვ. 83—90 .
  • Savran A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2000. — C. 21 . — S. 34—35 .
Источник —

Same as Ибн аль-Азрак аль-Фарики