Византийская Палестина
- 1 year ago
- 0
- 0
Таннáи , танáи ( мн. ч. иуд.-арам. תַּנָּאִים , таннаи́м ; ед. ч. тáнна , от корня תני , тни — «повторять; учить; зубрить») в талмудическом иудаизме — законоучители эпохи Мишны (I—II веков), мнения которых приводятся в Мишне и Барайте ; учителя Устного Закона .
В Гемаре термин таннаи употребляется, чтобы отличить авторитеты Мишны и Барайты от позднейших учёных. Однако не все учителя устного закона, цитируемые в Мишне, называются таннаи . Эпоху таннаим начинают лишь ученики Шаммая и Гиллеля, a завершает её поколение редактора Мишны рабби Иуды ха-Наси I . Учёные, жившие до этой эпохи, называются зекени́м ха-ришони́м («прежние старцы») и зугóт («пары»). В эпоху амораев таннаим назывались также лица, выделявшиеся знанием Мишны и таннаитской традиции . Всего в Талмуде упомянуто 276 таннаим.
Эпоха таннаим , продолжавшаяся около 210 лет (10—220 годы), делится еврейскими учёными на пять или шесть поколений, или периодов, определяющихся началом и концом деятельности их наиболее выдающихся учителей. Некоторые таннаи проявляли свою деятельность в двух поколениях. Христианские гебраисты делят таннаим на четыре поколения, считая второе и третье за одно . .
Время деятельности таннаим в истории иудаизма |
---|
В этот период, иногда включаемый в период таннаев, а иногда рассматриваемый отдельно, во главе еврейского народа стояли пары законоучителей — наси Синедриона и председатель суда Синедриона . Всего насчитывается пять пар:
Хронологический список наиболее выдающимихся таннаим .
Современники и ученики рабби Иехуды ха-Наси (Иуды га-Наси I), цитируемые не в Мишне, a в Тосефте и Барайте :
В эпоху амораев при главе иудейской школы во время преподавания и прений состояли одно или несколько лиц в качестве ассистентов, которые носили название танна . Их полный титул гласил: «танна дебе» (имя рек), как, например, תנא דני ר׳ יחזקאל и пр. Их обязанность состояла в том, чтобы при надобности устно цитировать мишны и барайты. Нелестный отзыв Талмуда ο танна, будто они приносят вред «מנלי עולם התנאים» , вероятно, относятся к этим ассистентам, которые, полагаясь на свою память, решали вопросы на основании текста мишны или барайты без предварительного обсуждения в школе.