Interested Article - Государства крестоносцев
- 2020-07-29
- 1
Государства крестоносцев — общее название нескольких феодальных государств, образованных крестоносцами в конце XI—начале XII веках в Малой Азии и Палестине и существовавших на протяжении XI—XIII веков. Были созданы четыре государства: графство Эдесса (1098—1150), княжество Антиохия (1098—1287), графство Триполи (1102—1289) и Иерусалимское королевство (1099—1291). Иерусалимское королевство занимало территорию нынешнего Израиля, Западный берег реки Иордан , сектор Газа и прилегающие районы. Остальные государства занимали территорию нынешней Сирии , юго-восточной Турции и Ливана . Название «государства крестоносцев» является не совсем точным, поскольку с 1130 года очень немногие франки были крестоносцами.
Эдесса пала под натиском турок в 1144 году, остальные королевства продержались до конца XIII века, после чего попали под власть Мамлюкского султаната . Антиохия была захвачена в 1268 году, а Триполи — в 1289 году. Когда в 1291 году пала Акра , столица Иерусалимского королевства, последнее государство крестоносцев перестало существовать, а выжившие бежали в королевство Кипр , основанное после Третьего крестового похода .
Предпосылки
Территории, на которых призывы к крестовым походам были встречены с наибольшим энтузиазмом, ранее являлись частью Каролингской империи . После распада империи её место заняли два слабо объединенных государства-преемника. Восточная часть — Священная Римская империя — включала Германию , северную Италию и прилегающие территории. Германия была разделена на герцогства , такие как Нижняя Лотарингия и Саксония , и их герцоги не всегда подчинялись приказам императоров . Западное государство-преемник, Франция , было ещё менее сплочённым. Французские короли напрямую контролировали только небольшой центральный регион. Остальными регионами правили графы и герцоги, и некоторые из них были весьма богатыми и могущественными, в частности, герцоги Аквитании и Нормандии , а также графы Анжуйи , Шампани , Фландрии и Тулузы . Германия и Франция были окружены независимыми королевствами, каждое из которых находилось под властью своего короля, среди которых была самая централизованная западноевропейская монархия, Англия .
Взаимодействие между западными христианами и мусульманами происходило в основном в двух формах: война и торговля. В течение VIII и IX веков мусульмане вели наступление на Европу, торговля также была более выгодной для мусульманского мира, поскольку Европа того времени была слаборазвитым сельским регионом и в обмен на пряности, ткань и различные предметы роскоши Ближнего Востока могла предложить только сырьё и рабов . Изменение климата во время средневекового климатического оптимума по-разному повлияло на Ближний Восток и Западную Европу . На востоке это вызвало засуху, а на западе улучшило условия для сельского хозяйства. Более высокие урожаи и благоприятный климат привели к росту населения, расширению торговли, а также к появлению процветающей военной и торговой элиты .
Государственный и общественный строй католической Европы того времени описывается термином « феодализм ». В феодальных обществах земельные участки предоставлялись во владения в обмен на услуги, которые получатель или вассал должен был оказывать дарителю или сеньору . Вассал был зависим от сеньора и был обязан оказывать ему военную поддержку . Войны и стычки были обычным явлением в раздробленных феодальных государствах, в результате чего возник класс конных воинов, известных как рыцари . Многие из них строили замки , и их конфликты приносили много бед мирному населению. Развитие рыцарского сословия также совпало с процессом закрепощения европейского крестьянства , хотя связь между этими двумя процессами неясна . Поскольку феодальные владения могли создаваться путем захвата земель, европейские аристократы охотно начинали наступательные военные кампании даже на отдалённых территориях . Экспансия католической Европы в Средиземноморье началась во второй половине XI века. Норманны завоевали южную Италию у византийцев и изгнали мусульман с Сицилии ; французские феодалы начали наступление на Пиренейский полуостров , который находился под властью мавров ; флот итальянских государств совершал набеги на порты Северной Африки. Эта смена власти была особенно выгодной купцам из итальянских городов-государств Амальфи , Генуи , Пизы и Венеции . Они сменили мусульманских и еврейских посредников в прибыльной транссредиземноморской торговле, и их флот стал доминирующей военно-морской силой в регионе .
После почти тысячи лет непрерывной смены пап в Риме, папство стало старейшим католическим учреждением в Европе того времени. Папы считались преемниками апостола Петра , и влияние папской должности сильно возросло. Реформы Григория VII на западе уменьшили влияние мирян на церковную жизнь и усилили папскую власть над духовенством . Восточные христиане продолжали считать пап не более чем одним из пяти церковных патриархов и отвергали идею папского превосходства. Их противодействие, наряду с различиями в богословии и литургии , вызвало острые споры, и конфликт обострился, когда папский легат отлучил Вселенского Патриарха Константинопольского от церкви в 1054 году. Патриархи Александрии , Антиохии и Иерусалима встали на сторону Вселенского Патриарха против папства, но раскол между Востоком и Западом еще не был полным, и Католическая и Православная церкви оставались союзниками . Также григорианские реформы усилили влияние пап на светские вопросы. Для достижения своих политических целей папы отлучили своих оппонентов от церкви, предавали анафеме целые государства и сулили большие духовные награды тем, кто будет защищать папство с оружием в руках. В 1074 году папа Григорий VII даже собирался начать военную кампанию против турок-сельджуков , напавших на византийские территории в Малой Азии .
Левант
По окончании Первого крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианских государства.
- Эдесское графство , первое государство крестоносцев на Востоке. Было основано в 1098 году .
- Антиохийское княжество
- Графство Триполи
-
Иерусалимское королевство
, просуществовало вплоть до падения
Акры
в
1291 году
. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:
- Княжество Галилеи
- Графство Яффы и Аскалона
- Трансиордания — сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама
- Сеньория Сидона
Кроме того, дворянский род Лузиньянов некоторое время управлял Киликийским царством .
Кипр и Византия
Во время 3-го крестового похода король Ричард Львиное Сердце случайно попал на Кипр . Местный правитель Исаак I , боялся Ричарда и приказал выстроить баррикады перед Лимоссо . Там он обнаружил свою невесту, ранее тоже случайно приставшую здесь, которую Исаак пленил и на требование английского короля отпустить её ответил отказом. Баррикады лишь помогали стрелкам Ричарда, укрывая от стрел киприотов, и Лимоссо пал на следующий день. Ричард менее чем за месяц (6 мая — 1 июня 1191 года) завоевал весь остров и позже продал его за 100 тысяч марок Ги I , королю Иерусалима. Так было основано Кипрское королевство , которым до 1489 года управляли потомки смещенных королей Иерусалима, после чего оно было завещано королевой Катериной Республике Венеция , которая уже второе десятилетие пыталась присоединить остров.
Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на её территории пять государств.
- Латинская империя
- Королевство Фессалоники
- Герцогство Афинское
- Княжество Ахейское
- Сеньория Негропонта
Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).
Эти государства столкнулись с атаками греческих государств — преемников Византии. Фессалоники и Латинская империя были отвоёваны греками в 1261 . Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопоннесе, пока эти земли не были захвачены Османской империей в XV веке.
Средиземное море
Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 году на острове Родос и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 был изгнан турками-османами на Мальту.
Пруссия
Самое долговечное государство крестоносцам удалось создать в Восточной Европе . В 1217 году Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников - пруссов , а в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того, чтобы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями. В течение XIII века орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков. На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше ), позднее — в Кёнигсберге (ныне — Калининград в России ).
В XV веке начался упадок ордена. В 1410 году он потерпел поражение от объединённого польско-литовского войска. Наконец, после ещё нескольких поражений, 8 апреля 1525 года последний перед воссозданием Ордена гроссмейстер тевтонского ордена подписал акт о ликвидации орденского государства и создании на его территории светского Прусского герцогства, находившегося в ленной зависимости от Польши.
Политическое устройство
Иерусалимское государство было королевством. Основной задачей короля являлось руководство феодальным войском во время почти постоянной войны с соседями в первые десятилетия XII века. Короли редко награждали своих вассалов землями или владениями, а если это даже и происходило, то эти земли часто становились вакантными и возвращались короне из-за высокого уровня смертности. Вассалы короля получали за свою дружбу денежное вознаграждение. Благодаря этому земельные владения первых пяти королей были больше, чем владения остальных феодалов вместе взятые. В результате, эти короли Иерусалима обладали значительно большей внутренней властью, чем западные монархи того времени, но они испытывали недостаток кадров и административных структур, необходимых для управления такой большой территорией .
Во второй четверти XII века такие феодалы, как Рейнальд Шатийонский, лорд Заиорданья , и Раймонд III , граф Триполи, принц Галилейский, основали баронские династии и стали действовать как независимые правители. Королевская власть была упразднена, и управление землями стало осуществляться каждым феодалом в пределах своих владений. Централизованный контроль над феодалами осуществлялся в Высоком суде ( лат. Curia regis , фр. parlement ). Заседания суда представляли собой встречи между королем и его главными арендаторами — крупными феодалами. С этого времени легитимность монарха стала зависеть от согласия суда . Все члены Высокого суда были прямыми вассалами крупных феодалов и короля. Кворум состоял из короля и трёх крупных феодалов. В 1162 году был принят акт assise sur la ligece , который расширил количество членов суда до 600 феодалов. Таким образом все феодалы королевства стали прямыми вассалами короля и юридически разница между высшей и низшей знатью была упразднена. К концу XII века к суду присоединились руководители духовно-рыцарских орденов и руководители итальянских общин .
К началу Третьего крестового похода политическая система королевства ещё больше ослабла. С началом похода стало очевидно, что его инициаторы игнорировали местное политическое устройство. Короли Англии и Франции договорились о разделе будущих завоеваний, не учитывая интересы местной знати. Слабость короны Иерусалима была продемонстрирована быстрым предложением престола Конраду Монферратскому в 1190 году, а затем Генриху II, графу Шампани , в 1192 году, хотя эти назначения и обладали юридической силой благодаря завещанию Болдуина IV , оговаривающему, что поскольку Болдуин V умер несовершеннолетним, папа, короли Англии и Франции и император Священной Римской империи должны решить вопрос о престолонаследии страны .
До поражения при Хаттине в 1187 году законы, разработанные Высоким судом, были записаны в Письмах Гроба Господня . При падении Иерусалима все записанные законодательные акты были утеряны. С этого момента правовая система стала в значительной степени основываться на обычаях и положений утерянного законодательства, которые можно было вспомнить по памяти. Известный юрист Филипп из Новары сетовал: «Мы довольно плохо знаем [законы], потому что они известны понаслышке и по обычаю … и мы думаем, что … в Иерусалимском королевстве [бароны] гораздо лучше использовали законы и действовали в соответствии с ними более уверенно до того, как земля была потеряна». На этой почве стал появляться идиллический взгляд на правовую систему начала XII века. Бароны переосмыслили assise sur la ligece , с помощью которого Амори I хотел укрепить королевскую власть, в результате чего права монарха были ещё больше ограничены. Особенно это коснулось права монарха конфисковать феодальные владения без решения суда .
Начиная с мая 1229 года, когда Фридрих II покинул Святую Землю, чтобы защитить свои итальянские и немецкие земли, в Иерусалиме не было королей. В XIII веке монархия Иерусалима имела весьма ограниченную власть по сравнению с Западной Европой, где правители разработали организованный бюрократический аппарат, посредством которого они осуществляли контроль . В 1242 году бароны окончательно сконцентрировали в своих руках всю власть и назначили регентами королей Кипра . У трёх кипрских королей династии Лузиньянов не хватало ресурсов для возвращения утраченной территории. В результате один из них продал титул короля Карлу Анжуйскому , но тот так ни разу и не посетил королевство .
Экономика
Государства крестоносцев были экономическими центрами, препятствовавшими мусульманской торговле по морю с западом и по суше с Месопотамией , Сирией и городами дельты Нила . Торговля продолжалась через прибрежные города, в которых мусульманские торговцы перепродавали свои товары, и в Европу экспортировались беспрецедентные объемы восточных товаров. Торговля между Византией и мусульманами в XII и XIII веках так же выросла, и вполне вероятно, что именно крестовые походы спровоцировали её рост. Население и экономика Западной Европы процветали, формируя растущий социальный класс, который нуждался в товарах кустарного промысла и импорте с востока. Флот европейских государств вырос за счет более совершенных кораблей, улучшилась навигация, а паломники субсидировали путешествия. До первого падения Иерусалима в 1187 году процветало также и сельское хозяйство, но после захвата Иерусалима пришло в упадок .
Оливки , виноград, пшеница и ячмень были наиболее важными сельскохозяйственными товарами до завоеваний Саладина . Основными отраслями промышленности в городах были производство стекла и мыла . Итальянцы , провансальцы и каталонцы монополизировали судоходство, импорт, экспорт, транспортировку и банковское дело. Налоги на торговлю, рынки, паломников и промышленность в сочетании с доходами от недвижимости составляли доход франкской знати и церкви . Введение монополии вынудило крестьян использовать фабрики, печи и другие объекты, принадлежащие феодалам. Вместе с этим, наличие ручных мельниц в большинстве домашних хозяйств свидетельствует о том, что крепостные обходили некоторые монопольные запреты . Центрами производства были Антиохия, Триполи, Тир и Бейрут . Оттуда экспортировались текстиль (особенно ценился шёлк ), стекло, красители, оливки, вино, кунжутное масло и сахар .
Франки Палестины использовали местную монетизированную экономическую систему. В ходу были серебряные европейские монеты северной Италии и южной Франции гибридной чеканки, франкские медные монеты арабского и византийского стилей, серебряные и золотые дирхамы и динары . После 1124 года франки скопировали египетские динары, создав золотой безант Иерусалима. После краха первого Иерусалимского королевства в 1187 году, когда сельское хозяйство пришло в упадок и торговля заняла его место в экономике, в обращении стали преобладать западные монеты. Хотя Тир, Сидон и Бейрут чеканили собственные серебряные пенни и медные монеты, существует мало свидетельств целенаправленных попыток создания единой валюты .
Итальянские морские республики Пиза , Венеция и Генуя активно участвовали в торговле с Палестиной, и это обеспечило франкам финансовую основу и военно-морские ресурсы . Взамен эти и другие города, такие как Амальфи , Барселона и Марсель , получали коммерческие права и доступ к восточным рынкам. Со временем общества западных торговцев превратилось в колониальные общины со своей собственностью и юрисдикцией . Коммуны итальянцев, провансальцев и каталонцев, в основном расположенные в портах Акко , Тир, Триполи и Сидон , имели разные культуры и обладали автономной политической властью отдельно от франков. Они оставались неразрывно связанными со своими родными городами, что давало им монополию на внешнюю торговлю, банковское дело и судоходство. Использовались также возможности для расширения торговых льгот. В 1124 году, например, венецианцы получили одну треть Тира и его территорий с освобождением от налогов в обмен на участие венецианцев в осаде Тира . Эти порты не могли заменить Александрию и Константинополь , которые были основными центрами торговли, но конкурировали с монархами и друг с другом за сохранение экономического преимущества. Количество коммун никогда не превышало сотни. Их сила проистекала из поддержки родных городов. К середине XIII века правители коммуны уже не признали власть франков и разделили Акко на несколько укрепленных миниатюрных республик .
См. также
Примечания
- , pp. 2–3.
- , pp. 8–9, 15–18.
- , pp. 16, 19–22.
- , pp. 57, 61–62.
- , pp. 47, 53.
- , pp. 3, 88.
- , pp. 16–17.
- , p. 54.
- , pp. 24–25.
- , pp. 57, 62.
- , pp. 4–6.
- , pp. 25–26.
- , pp. 28–29.
- , pp. 25–27.
- , pp. 104–105.
- , pp. 112–114.
- , pp. 112–117.
- , pp. 107–108.
- , p. 122.
- , p. 228.
- , pp. 108, 112–113.
- , p. 268.
- , pp. 108–109.
- , p. 382.
- , p. 76.
- , pp. 352–354.
- , p. 61.
- , pp. 392–393.
- , pp. 120–121.
- , p. 25.
- , pp. 152, 165.
- , pp. 85–93.
- , pp. 151–152.
Литература
- Thomas Asbridge. The Crusades: The War for the Holy Land (англ.) . — Simon & Schuster , 2012. — ISBN 978-1-84983-688-3 .
- Malcolm Barber. (англ.) . — Yale University Press , 2012. — ISBN 978-0-300-11312-9 .
- Adrian J. Boas. (англ.) . — Routledge , 1999. — ISBN 0-415-17361-2 .
- Buck, Andrew D. (2020). . . 135 (573): 271—302.
- Jochen Burgtorf. Antioch, Principality of // The Crusades: An Encyclopedia (англ.) / Alan V. Murray. — ABC-CLIO , 2006. — Vol. I:A-C. — ISBN 1-57607-862-0 .
- Jochen Burgtorf. The Antiochene war of succession // The Crusader World (англ.) / Adrian J. Boas. — University of Wisconsin Press , 2016. — P. 196–211. — ISBN 978-0-415-82494-1 .
- Paul M. Cobb. The Race for Paradise: An Islamic History of the Crusades (англ.) . — Oxford University Press , 2016. — ISBN 978-0-19-878799-0 .
- Norman Davies. Europe: A History (англ.) . — Pimlico , 1997. — ISBN 978-0-7126-6633-6 .
- Edbury, P. W. (1977). . Byzantion . 47 : 328—356. JSTOR .
- Ronnie Ellenblum. (англ.) . — Cambridge University Press , 1998. — ISBN 978-0-5215-2187-1 .
- Carter Vaughn Findley. The Turks in World History (англ.) . — Oxford University Press , 2005. — ISBN 978-0-19-516770-2 .
- France, John (1970). . Byzantion . 40 (2): 276—308. JSTOR .
- Carole Hillenbrand. (англ.) . — Edinburgh University Press , 1999. — ISBN 978-0-7486-0630-6 .
- Peter Malcolm Holt. (англ.) . — Pearson Longman , 1986. — ISBN 978-0-58249-302-5 .
- Norman Housley. (англ.) . — Blackwell Publishing , 2006. — ISBN 978-1-4051-1189-8 .
- Nikolas Jaspert. The Crusades (англ.) / Phyllis G. Jestice. — Routledge , 2006. — ISBN 978-0-415-35968-9 .
- Andrew Jotischky. (англ.) . — Taylor & Francis , 2004. — ISBN 978-0-582-41851-6 .
- Michael A. Köhler. Alliances and Treaties between Frankish and Muslim Rulers in the Middle East: Cross-Cultural Diplomacy in the Period of the Crusades (англ.) / Peter M. Holt. — BRILL , 2013. — ISBN 978-90-04-24857-1 .
- Ralph-Johannes Lilie. Byzantium and the Crusader States 1096-1204 (англ.) . — Oxford University Press , 2004. — ISBN 0-19-820407-8 .
- Christopher MacEvitt. (англ.) . — University of Pennsylvania Press , 2008. — ISBN 978-0-8122-2083-4 .
- Mayer, Hans Eberhard (1978). . History: The Journal of the Historical Association . 63 (208): 175—192. ISSN . JSTOR .
- Nicholas Morton. The Crusader States & their Neighbours: A Military History, 1099–1187 (англ.) . — Oxford University Press , 2020. — ISBN 978-0-19-882454-1 .
- Helen Nicholson, Alan V Murray. Jerusalem, (Latin) Kingdom of // The Crusades: An Encyclopedia (англ.) / Alan V. Murray. — ABC-CLIO, 2006. — Vol. II:D-J. — P. 662–672. — ISBN 1-57607-862-0 .
- Alan V Murray. Outremer // The Crusades: An Encyclopedia (англ.) / Alan V. Murray. — ABC-CLIO, 2006. — Vol. III:K-P. — P. 910–912. — ISBN 1-57607-862-0 .
- Alan V Murray. Chapter 4: Franks and Indigenous Communities in Palestine and Syria (1099–1187): A Hierarchical Model of Social Interaction in the Principalities of Outremer // East Meets West in the Middle Ages and Early Modern Times: Transcultural Experiences in the Premodern World (англ.) / Albrecht Classen. — Walter de Gruyter , 2013. — P. 291–310. — ISBN 978-3-11-032878-3 .
- Helen Nicholson. Military Orders // (англ.) . — Greenwood Publishing Group , 2004. — ISBN 978-0-313-32685-1 .
- Helen Nicholson. (англ.) / Alan V. Murray. — ABC-CLIO, 2006. — Vol. III:K-P. — P. 825–830. — ISBN 1-57607-862-0 .
- Joshua Prawer. (англ.) . — , 1972. — ISBN 978-1-84212-224-2 .
- Riley-Smith, Jonathan (1971). "The Assise sur la Ligece and the Commune of Acre". Traditio . 27 : 179—204. doi : . JSTOR .
- Josiah C. Russell. The Population of the Crusader States // Setton-A History of the Crusades (англ.) . — . — Vol. 5. — P. 295–314.
- Christopher Tyerman. (англ.) . — Penguin , 2007. — ISBN 978-0-141-90431-3 .
- Christopher Tyerman. (англ.) . — Manchester University Press , 2007. — ISBN 978-0-7190-7320-5 .
- Christopher Tyerman. (англ.) . — Yale University Press , 2019. — ISBN 978-0-300-21739-1 .
- Peter Malcolm Holt. (англ.) . — Pearson Longman , 2004. — ISBN 978-0-582-36931-3 .
- Jonathan Riley-Smith. The Feudal Nobility and the Kingdom of Jerusalem, 1174–1277 (англ.) . — The Macmillan Press , 1973.
- 2020-07-29
- 1