Талмуд
- 1 year ago
- 0
- 0
« Соферим » ( др.-евр. סופרים ; мн. ч. от софер , переписчик свитков) — в иудаизме талмудический трактат, в котором излагаются преимущественно правила об изготовлении священных книг и порядке их чтения. Принадлежит к так называемым « малым трактатам ». Включает 21 главу или 225 параграфов («галахот», правил).
Допущение палестинского происхождения трактата согласуется с давнишней теорией ( Нахманида и др.) ο том, что все « малые трактаты » вышли из Палестины , и учёные конца XIX века, за исключением Вейса , признавали этот взгляд. Вероятным является предположение, что трактат был окончательно составлен около середины VIII века . В то время существовало только несколько экземпляров Талмуда , и поэтому в трактате нет никаких намёков на Талмуд.
Содержание трактата вошло в позднейшие произведения по орфографии, масоре и литургии . В этом трактате (XVIII, 3) впервые проводится разделение всей Библии на три части по степени святости, по силе вложенного в них вдохновения: Тору , или Закон, Каббалу (откровение святых пророков) и Агиографы (слова святости).
Трактат может быть разделён на три главные части: первая часть — от начала до VI главы (составление свитков Торы), вторая часть — от VI главы до X (масоретские правила для письма) и третья часть от X главы до конца (правила о порядке чтений и литургические постановления) .
Цунц находит что в своём настоящем виде трактат лишён всякой системы. В первоначальном виде сочинение состояло по крайней мере из трёх частей, которые были впоследствии перемешаны. В настоящем виде оно представляет больше интереса для чтецов и канторов, чем для писцов; большая часть сочинения занята изложением ритуальных правил. Несомненно, что переписчики свитков были также и чтецами, и этим объясняется тесное переплетение двух тем.
Первая часть рассматривает составление свитков Торы; она же дала название всему трактату. Эта часть — самая ранняя в трактате; она сохранилась также как самостоятельный «малый трактат», озаглавленный «Массехет Сефер Тора» (издан в 1851); в этом виде она является систематическим произведением, но эту систематичность она теряет в трактате Соферим из-за вставок, хотя имеет то же деление на главы и параграфы. Изданный Шёнблюмом малый трактат «Сефарим» (1877) представляет извлечение из Массехет Сефер Тора. Слово «сефарим» есть множественное число от «сефер»: сефарим вообще книги, сефер — книга par excellence, то есть Topa.
Вторая часть излагает масоретские правила для письма; первые четыре параграфа VI-й главы и несколько строк из IX главы имеют наиболее древнее происхождение и принадлежат, несомненно, масоретам Тивериады ; главная часть современной Масоры, содержащая упомянутые параграфы, ведёт свое происхождение из той же школы. Первые две части трактата Соферим предназначены были для писцов; исследователи полагают, что они составлены в Палестине .
Третью, последнюю часть трактата, содержащую правила ο порядке чтений и литургические постановления, некоторые хотят считать произведением вавилонского происхождения: в ней встречаются выражения «наши учителя в Палестине» (XVII, 4), «люди из Палестины и Вавилона » (X, конец, XIII, 10). Но эти выражения могут принадлежать как палестинцу, так и вавилонянину, не говоря уже ο том, что они могут быть также и позднейшей вставкой. Судя по источникам, надо предполагать, что и эта часть составлена в Палестине. Первая её половина (гл. X—XV) — преимущественно изложение правил ο порядке чтения священных книг, a вторая половина (гл. XVI—XXI) содержит литургические постановления.