Interested Article - Юлиан Цабар

Юлиан Цабр ( Юлиан бен Савар ; Юлиан бен Цабар ) — вождь восставших самаритян и иудеев в 529 году . Был провозглашён восставшими царём Израиля.

Биография

Восстание началось из-за законов, введенных византийским императором Юстинианом I (527-65) против самаритян . Поводом к нему послужил учиненный христианами погром самаритян в Бейт-Шеане (Скифополе) .

Узнавшие о разгроме еврейского государства Химьяр (см. Юсуф Зу-Нувас ) в Скифополе самаритяне напали на христиан и спалили часть города. В мае 529 года вооруженные самаритяне ворвались в Шхем и истребили местных христиан, в том числе сменивших веру отступников.

Византийский император Юстиниан обвинил в попустительстве архонта Васса и казнил его.

Весной 529 года восставшие евреи и манихеи под руководством Юлиана начали сжигать церкви, резать на куски священников (после чего сжигали их вместе с мощами), в том числе епископа Саммона, и знать. Юлиан разрушил все церкви в захваченных городах . Он сделал своей столицей Шхем.

Устроив в Неаполе Сирийском в честь победы конские ристалища , Юлиан отрубил голову их победителю Никию, когда узнал, что тот христианин.

Юстиниан обратился за помощью к Гассанидам , и в 531 году византийцы и арабы во главе с шейхом Абу-Карибом подавили восстание, убив 20 тысяч человек и столько же поработив; Юлиан отступил из Шхема в самарийские горы, но погиб в бою. По словам Феофана Исповедника , Юлиану отрубили голову .

Византийские историки

Прокопий Кесарийский :

« Когда же вскоре такой же закон был издан и относительно самаритян, беспорядочное волнение охватило Палестину. Те, кто жил в моей Кесарии и других городах, сочтя за глупость терпеть какие бы то ни было страдания из-за бессмысленного учения, поменяли своё прежнее название на имя христиан и под такой личиной смогли избежать грозящей от этого закона опасности. И те из них, что были людьми разумными и добропорядочными, отнюдь не сочли недостойным быть верными этому учению; многие же, однако, обозленные тем, что не по доброй воле, но по закону принуждаются изменить вере отцов, тотчас же склонились к манихейству и так называемому многобожию. Что касается крестьян, то все они, объединившись, решили поднять оружие против василевса, поставив царем над собой некоего разбойника по имени Юлиан, сын Савара. Придя в столкновение с солдатами, они некоторое время держались, затем, потерпев поражение в битве, все пали вместе со своим предводителем. Говорят, что в этом сражении погибло сто тысяч человек, и в итоге этого самая плодородная на земле местность лишилась крестьян ».

Иоанн Малала :

« Архонты Палестины и дукс Феодор Курносый тотчас же сообщили о дерзости тирана василевсу Юстиниану, и устремился дукс против [Юлиана] с большим войском, взяв с собой и филарха Палестины. Самаритянин Юлиан, узнав об этом, бежал из Неаполя. Дукс и его войско преследовали его, и между ними произошла битва. Многих самаритян дукс зарубил и захватил самого самаритянина Юлиана, так как Бог отвернулся от него. Отрубив ему голову, он [дукс] послал её вместе с диадемой Василеву Юстиниану. Вскоре после того, как василевсу стало известно о тирании самаритян и несчастном Юлиане, пришло в Константинополь сообщение архонтов и [посланная василевсу] голова тирана. Пало же со стороны самаритян двадцать тысяч. Некоторые [самаритяне] бежали на гору по имени Арпаридза, другие в Трахон, на так называемую железную гору. Филарх, сарацин римлян, захватил из них в качестве добычи двадцать тысяч юношей и девушек, которых продал в персидских и индийских областях.

Василевс, узнав, что многие поместья Палестины самаритяне сожгли сразу ж после захвата власти, разгневался на дукса Палестины, поскольку он не выступил против них, как только услышал, что они собираются, и не разогнал их до того, пока они устремились в деревни и город. Сместив без почестей этого дукса, он приказал для безопасности держать его под стражей. Вместо него [василевс] послал дукса Иринея, антиохийца. Тот, устремившись против находящихся в горах самаритян, жестоко им отомстил, убив многих ».

См. также

Примечания

  1. Alan David Crown, Reinhard Pummer, Abraham Tal A companion to Samaritan studies Coronet Books (1993) p140 entry for Julianus ben Sabar
  2. Alan David Crown The Samaritans Coronet Books (1989)p74
  3. Irfan Shahîd Byzantium and the Arabs in the Sixth Century, Volume 2, Part 2 Harvard University Press (2010) p8
  4. Alan David Crown The Samaritans Coronet Books (1989) pp74-75

Ссылки

Источник —

Same as Юлиан Цабар