Interested Article - Несторианство

Христианство
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Несториа́нство — многозначный термин, используемый в христианском богословии и истории церкви как обозначение двух отличных по доктрине учений. Первое значение этого термина связано с диофизитским учением христианского богослова Нестория (умер около 450 года), который учил о двух природах, двух ипостасях и двух лицах Иисуса Христа (божественных и человеческих) . Это учение было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году .

Второе значение термина относится к более позднему учению, которое традиционно называлось несторианским, но отличается от учения Нестория тем, что исповедует две природы, две кномы ( ипостаси ) в одном лице и одной воле Иисуса Христа . Христианские церкви, исповедующие такую христологию, называются Доэфесскими церквями , к которым относятся Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока .

Учение

Несторианские священники

В Антиохийской богословской школе основной акцент делался на полноте и совершенстве человеческой природы во Христе. При этом совершенство человеческой природы Иисуса Христа акцентировалось настолько сильно, что Его человечество нередко воспринималось как самостоятельный, отдельный человек, во всём подобный людям, но соединенный с Божеством некоторой внешней благодатной связью, подобной связи между двумя кусками дерева . Эти идеи явным образом проявляются у Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского , живших на рубеже IV и V веков .

В Антиохийской школе способ соединения двух природ во Христе обозначался терминами «сопряжение», «обитание», «относительное единство», которые могли пониматься как выражение не единства лица, но всего лишь морального единства двух лиц: единая воля, единое действие, единое господство и владычество .

Учеником Феодора Мопсуестийского был Несторий , который создал учение о так называемом «лице единения». Он признавал во Христе два лица, два различных субъекта: Божественный субъект — Бог Слово или Сын Божий, предвечно рождённый от Бога Отца , и человеческий субъект — человек Иисус Христос, представляющий собой храм Божества, рождённый от Девы Марии , с которым соединился Бог Слово, то есть вторая ипостась Святой Троицы . Эти два лица сходятся в некоторое третье лицо, которое Несторий называл термином «лицо единения» и именовал «Иисус», «Христос», «Сын», «Господь», «Единородный» . При этом сам Несторий не утверждал, что во Христе два лица, но весь образ его мысли свидетельствовал о том, что он полагал во Христе вторую (человеческую) ипостась (конкретная реализация природы), отличную от ипостаси Бога Слова. Несторий отвергал тождественность Иисуса Христа и Бога Слова. Таким образом, получалось, что Сын Божий и Сын Девы Марии ипостасно разделены: между ними существует только нравственная связь, подобная той, которая существовала между Богом и ветхозаветными праведниками, единство Божества и человечества оказывалось внешним .

Несторий признавал божественную и человеческую ипостаси Христа способными к самостоятельному существованию, поскольку каждая ипостась, по его мнению, обладает своим природным лицом, представляющей собой совокупность свойств ипостаси, или её качеств, в отличие от Феодора Мопсуестийского, который предполагал только самостоятельное существование ипостаси Бога Слова и не признавал два лица Иисуса Христа. Несторий отрицал природное и ипостасного единение божества и человечества, также отрицал «взаимообщения свойств» между Богом Словом и человеком Иисусом Христом, то есть перенос человеческих свойств на Бога Слова. По мнению Нестория, природа неизменно нуждается в наличии ипостаси для того, чтобы быть реальной, а не иллюзорной .

В 428 году Несторий стал Константинопольским архиепископом и стал заявлять, что Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека, с которым при Воплощении соединилось Слово Божие, превечно рожденное от Отца. Он учил, что Иисус, рожденный от Девы Марии, был только обителью Божества и орудием спасения людей. Иисус, через наитие Святого Духа, стал Христом, то есть помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Так как термин Богородица использовался в богослужении, то заявление Нестория, что Деву Марию следует называть «Человекородицей», вызвало всеобщее негодование. Тогда в виде компромисса он предложил новое название «Христородица», а потом соглашался принять и церковный термин Богородица, но с оговоркой, что Божество не началось при Воплощении . При этом Несторий отрицал, что Дева Мария родила человека, с которым лишь впоследствии соединился Бог Слово .

Вследствие почитания Церковью Востока Нестория, за ней закрепилось наименование несторианской. Ассирийская церковь Востока отвергает такое наименование, указывая, во-первых, на своё апостольское происхождение, во-вторых, на то, что учение Нестория, изложенное в его сочинении «Книга Гераклида Дамасского», не идентично учению, именуемому несторианством и осуждённому на III Вселенском соборе. В начале VII века синтез сирийской и антиохийской богословских традиций был завершён в сочинениях Баввая Великого , который зафиксировал ставшую традиционной для Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока формулу: «две природы, две кномы ( ипостаси ) в одном лице и одной воле Иисуса Христа» . Церковь Востока в 612 году на епископском собрании приняла учение о двух ипостасях во Христе .

Кномой (ипостасью) в Доэфесских церквях (Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока) называется конкретизация природы, индивид, но не лицо (личность), в то время как в Халкидонском вероопределении , принятому в Православной и Католической церквях, отождествляются ипостась и лицо. Лицо, также называемое парсопой, в Доэфесских церквях — это всецелая совокупность свойств и качеств, придающих кноме специфические характеристики, отличающие её от другой кномы той же природы. В приложении к людям кнома и лицо полностью совпадают. По отношению к Богу кнома не есть то же, что лицо. Второй кномой Святой Троицы является «Слово», а его Лицо — «Сыновство». При воплощении Слово Божие сообщило Иисусу Христу своё Лицо Сыновства, которое стало Лицом зачатого Девой Марией, при этом Слово осталось совершенным в своей кноме и человеческая кнома не утратила своего совершенства. Бог Слово принял лицо человечества и явил себя через неё . Исповедание двух кном является для Доэфесских церквей способом представить во Христе совершенное божество и совершенное человечество, однако человеческая кнома не имела человеческого сыновства, поэтому, согласно Доэфесским церквям, в Иисусе Христе одно лицо (лицо Сыновства Бога Слова) . Церковь Востока отвергает обвинения в исповедании двух сынов. Принять, что во Христе одна кнома (ипостась), означает для Церкви Востока допустить смешение природ в новую синтетическую природу, то есть впасть в монофизитство . Воля в традиции Церкви Востока есть проявление личности, поэтому она исповедует одну волю Иисуса Христа .

Большинство современных сирологов согласны в том, что Церковь Востока никогда не была несторианской в том смысле, в каком несторианство осудил Третий Вселенский собор . Халдеи всегда протестовали против наименования их несторианами . Академик В. В. Бартольд сообщал, что в Средней Азии христиане не называли себя несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике» .

Оппозиция Несторию

Несторианская надгробная плита с надписью на уйгурском , найденная близ Иссык-Куля (датируется 1312 г.)

Против Нестория публично выступили епископ кизический Прокл (впоследствии архиепископ Константинопольский) и Евсевий (впоследствии епископ Дорилейский). Опираясь на покровительство императора, Несторий стал жестоко преследовать своих противников среди константинопольского клира и монастырей. Между тем известие о новом учении достигло египетских пустынь, и множество монахов приходили к Александрийскому архиепископу Кириллу , требуя от него защиты православия. Кирилл обнародовал послание «К отшельникам», где осуждал мнение Нестория, а затем отправил увещательное послание и к самому Несторию, который со своей стороны обратился к римскому папе Целестину I с подробной защитой своего учения. Архиепископ Кирилл послал папе опровержение учения Нестория, который и был осужден на местном римском соборе. Папа уполномочил Кирилла действовать и от его (папы) имени и потребовать у Нестория отречения от его заблуждения в десятидневный срок. Перед этим архиепископ Кирилл обнародовал свое второе послание к Несторию, содержавшее обширный богословский трактат о догмате воплощения (так называемый том Святого Кирилла), а после соглашения с Римом свел свой спор с Несторием к 12 анафематизмам. Друг Нестория, патриарх антиохийский Иоанн , советовал ему подчиниться. Несторий торжественно объявил, что он готов одобрить именование «Богородица», поскольку рожденный от Девы человек Иисус был соединен с Богом Словом; но он решительно был против анафематизм Кирилла и представил их опровержение по пунктам в особом сочинении. Созванный императором в 431 году Третий Вселенский собор в Ефесе привел к окончательному осуждению Hестория, который вслед за тем был сослан сначала в монастырь Евпрепия (близ Антиохии), а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер .

Однако сирийские епископы, соотечественники Нестория, во главе с архиепископом Антиохийским Иоанном отказались признать решения Ефесского собора. Антиохийская кафедра отделилась от общения с другими церквами. Вскоре на примирении спорящих настоял император, и в 433 году Александрийский и Антиохийский архиепископы подписали Согласительное исповедание , в которой была сделана успешная попытка согласования позиций и терминологии двух богословских школ .

В 451 году IV Вселенский (Халкидонский) собор вновь осудил Нестория и дал христологическое вероопределение Православной церкви, синтезировавшее александрийское и антиохийское учения о Христе: единое Лицо и единая Ипостась в двух природах. В 553 году V Вселенский собор осудил Феодора Мопсуестийского .

Размежевание несторианства и основного христианства

Несторианская стела в Сиане (781 г.) — древнейший христианский памятник Китая

По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена на Халкидонском соборе в 451 году . Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием, — пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока мар Апрем, — Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием» .

Большая часть последователей Нестория сосредоточилась в восточной части Антиохийского патриархата, но поднятое здесь против них эдесским епископом Равулой (411—435) гонение заставило их переселиться в Персию , где они были охотно приняты, как потерпевшие от враждебной Византии .

После III Вселенского Ефесского собора персидская церковь соборно признала и объявила догмат ο полноте двух природ во Христе. В 484 году на соборе в Бит-Запате несторианство было признано господствующим исповеданием персидских христиан. Поддержка персидского шаха для византийских несториан оказалась роковой. В 489 году император Зинон подтвердил осуждение несториан и закрыл эдесскую школу, где несториане преподавали свое учение. Школа переехала в Персию, в Низиб . В результате несторианская церковь обособилась от всего остального христианского мира. Название «несториане» к персидской, или халдейской, церкви было приложено извне православными греками и монофизитами .

В 499 году, на соборе в Селевкии одному из несторианских епископов было присвоено верховное управление, с титулом патриарха-католикоса всего Востока

Распространение несторианcтва

С середины VII века усилиями миссионеров несторианство было распространено среди иранских и среднеазиатских народов ( хорезмийцев , согдийцев , бактрийцев , киргизов , тюркютов ), также среди центральноазиатских тюркских и монгольских народов ( уйгуров , карлуков , кереитов , меркитов , каракитаев ) , в Половецкой степи и на Кавказе преимущественно среди осетин .

Центром несторианства стал Ктесифон (на территории Ирака ) , епископские кафедры располагались в Нишапуре ( Иран ), в Самарканде и Бухаре ( Узбекистан ), Герате ( Афганистан ), Мерве ( Туркменистан ) . Также существовала объединённая епархия Невакета и Кашгара ( Киргизия и Уйгурия ) .

Когда в VII века персидское царство было покорено исламом, несториане сохранили свое положение покровительствуемой религии . В 628 году несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей Ассирийской церкви Востока , которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета. Жители стран, завоеванных халифатом, принуждались принять одну из авраамических конфессий и нередко предпочитали выбрать несторианство .

В 635 году несторианство проникло в Китай , первые императоры династии Тан ( Тай-цзун и Гао-цзун ) покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви . Однако они почти совсем ассимилировалось с туземным населением. Несторианство проникло даже в Японию . В 1960 году глиняная табличка с изображением креста была обнаружена при раскопках буддийского Абрикосовского храма (VIII век) у села Кроуновка Приморского края . Проникло несторианство и в Индию . В Индии (на Малабарском берегу ) несториане, называемые « христианами святого Фомы », соединились с живущими там же яковитами .

Несториане были достаточно терпимы к другим христианским общинам. Католикос Тимофей I на рубеже VIII и IX веков писал: «Все мы <…> равно исповедуем Спасителя истинным Богом и истинным человеком. Наши споры и несогласия — не о самом соединении природ (во Христе), а об образе этого соединения» .

В XI веке Абу Рейхан Бируни , посвятивший несторианам отдельную главу в своём труде «Памятники минувших поколений», писал, что «большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана — несториане» .

В XIII веке во время Желтого крестового похода начальник штаба найман Кит-Бука-нойон был ревностным несторианином и помощников подбирал из единоверцев .

Несмотря на терпимость несториан, когда один из онгутских ханов, несторианин по имени Георгий был обращен Иоанном де Монте-Корвино в католичество, реакция несторианского духовенства была очень резкой. Как писал в 1305 году сам Иоанн, «несториане в Монголии вошли в такую силу, что христианам иных обрядов не позволяют иметь даже малой часовенки, ни проповедовать иного учения, кроме несторианского» . Через сто лет после путешествия Рубрука двое францисканцев были убиты несторианами в Туркестане .

Согласно ЭСБЕ , в XIV веке при Тамерлане несториане подверглись истребительному гонению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты, скрывшиеся в курдских горах . Однако как пишет в своём исследовании историк Жан-Поль Ру, «нет ничего хуже, чем это мнение. Если несторианство и исчезло, то, конечно, позднее и тихо вследствие усилившейся изоляции Центральной Азии, минской ксенофобии и значительных успехов, достигнутых исламом в XV и XVI веках. Тимур тут явно был ни при чём» .

В Месопотамии несториане, принявшие в XVI веке унию с Римом, образуют особый восточно-католический патриархат халдейского обряда, что было окончательно закреплено в 1830 году основанием Халдейской католической церкви . Большинство несториан, не принявшее унии, имели другого патриарха, живущего около города Джуламерга в Курдистане. Несториане, не принявшие унии, имели только три таинства: крещение, евхаристию и священство . Несториане, живущие в Джуламерге, до первой мировой войны составляли 90% населения. С тех пор они были вынуждены оставить свои места. Их потомки живут теперь в Сирии .

В начале XXI века Ассирийская церковь Востока , традиционно именуемая несторианской, хотя она отвергает такое именование, насчитывала около 200 тысяч человек. В 1968 году в ней произошёл раскол, обусловленный её переходом на григорианский календарь . Результатом раскола стало основание отдельной церкви, именуемой Древней Ассирийской церковью Востока , численностью около 50—100 тысяч человек . Последователи Ассирийской церкви Востока представлены в Ираке (82 тысяч), Сирии (40 тысяч), Индии (15 тысяч), Иране (13 тысяч), США (10 тысяч), России (10 тысяч), Грузии (6 тысяч), Армении (6 тысяч) .

См. также

Примечания

  1. Заболотный Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2018. — Т. XLIX : « Непеин Никодим ». — С. 110—127. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-056-1 .
  2. , p. 177.
  3. / Селезнев Н. Н. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. , p. 4.
  5. Католическая энциклопедия. — Том 3, 2007. — С. 803.
  6. Дата обращения: 2 ноября 2022. 2 ноября 2022 года.
  7. / Протоиерей В. Асмус // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  9. Дата обращения: 2 августа 2022. 29 августа 2023 года.
  10. Селезнев Н. Н. . — М. : Euroasiatica, 2002. — С. 75—78. — 199 с. — ISBN 5-86748-101-8 . 29 августа 2023 года.
  11. Селезнев Н. Н. . — М. : Euroasiatica, 2002. — С. 83. — 199 с. — ISBN 5-86748-101-8 . 29 августа 2023 года.
  12. Селезнев Н. Н. . — М. : Euroasiatica, 2002. — С. 161—163. — 199 с. — ISBN 5-86748-101-8 . 29 августа 2023 года.
  13. Митрополит Иларион (Алфеев). // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот Исаак Сирин ». — С. 695-731. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-048-6 .
  14. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  15. Бартольд В. В. . от 17 октября 2012 на Wayback Machine . — М., «Леном», 1998—112 с.
  16. Несторианство // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Минск: Книжный Дом, 2007. — 960 с. — (Мир энциклопедий)
  17. Иеромонах Иларион (Алфеев) . Ассирийская Церковь Востока: взгляд на историю и современное положение. — История Древней Церкви в научных традициях XX века. Материалы церковно-научной конференции, посвящённой 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 72-75.
  18. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  19. Гумилёв Л. Н. Поиски вымышленного царства, 2010.
  20. Дата обращения: 2 ноября 2022. 2 ноября 2022 года.
  21. Легеев Михаил. . от 2 февраля 2014 на Wayback Machine Санкт-Петербургская духовная академия.
  22. Плоских В. М., Плоских В. В. Подводные тайны Иссык-Куля. — Бишкек: «Илим», 2008
  23. Кляшторный С., Плоских В., Мокрынин В. . от 7 января 2014 на Wayback Machine . — Ч. 2-я.
  24. Гумилёв Л. Н. Несторианство и древняя Русь. (Доложено на заседании отделения этнографии ВГО 15 октября 1964 г.) // Всесоюзное Географическое Общество. Доклады отделения этнографии. 1967. — Вып. 5. — С. 5.
  25. Желтов А. А. Ассирийская церковь Востока. — С. 50.
  26. Турчанинов Г. Ф. . от 21 февраля 2014 на Wayback Machine . — Ирон, 1990.
  27. . от 14 декабря 2013 на Wayback Machine .
  28. Кошеленко Г. А., Гаибов В. А. . от 13 декабря 2013 на Wayback Machine .
  29. . Дата обращения: 17 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  30. . Дата обращения: 17 августа 2022. 19 августа 2022 года.
  31. Stowasser B. P. 118.
  32. . bungalos.ru. Дата обращения: 24 марта 2016. Архивировано из 5 апреля 2016 года.
  33. Дата обращения: 6 ноября 2022. 6 августа 2022 года.
  34. Селезнев Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 265—266. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-028-8 .

Литература

Научная

на русском языке
на других языках
  • . Catholic Encyclopedia . Дата обращения: 8 августа 2011. 23 августа 2011 года. англ.
  • Henri Bernard, La découverte des Nestoriens Mongols aux Ordos et l’histoire ancienne du Christianisme en Extrême-Orient, Tianjin, Hautes Études, 1935. англ.
  • Hill, Henry, ed. Light from the East: A Symposium on the Oriental Orthodox and Assyrian Churches (англ.) . — Toronto: Anglican Book Centre, 1988. англ.
  • Wilhelm Baum, Dietmar W. Winkler. The Church of the East: A Concise History. — London-New York: Routledge-Curzon, 2003. — ISBN 9781134430192 .
  • Brock, Sebastian P. . — Aldershot : Ashgate, 2006. — ISBN 9780754659082 .
  • Jean Meyendorff . Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
  • Seleznyov, Nikolai N. «Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration, With special reference to the role of his name in East-Syriac Christianity» in: 62:3-4 (2010): 165—190. англ.
  • Rossabi, Morris. (англ.) . — Kodansha , 1992. — ISBN 4770016506 . англ.
  • Stewart, John. Nestorian missionary enterprise, the story of a church on fire (англ.) . — Edinburgh, T. & T. Clark, 1928. англ.
  • Wilmshurst, David. The ecclesiastical organisation of the Church of the East, 1318-1913 (англ.) . — Peeters Publishers , 2000. — P. 4. — ISBN 9789042908765 . англ.

Публицистика

  1. Дмитрий Каниболоцкий, Гиваргис Бадаре — Религия в Украине, 22 сентября 2009 г.

Ссылки

Источник —

Same as Несторианство