Interested Article - Обожение
- 2021-02-18
- 1
Обо́жение , или тео́зис ( др.-греч. θέωσις от « ») — христианское учение о соединении человека с Богом , приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати .
Коротко смысл обожения выражен в высказывании Афанасия Великого : «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» — что обозначает потенциальную возможность для каждого человека и историческую необходимость для человека вообще обрести чистоту и святость в духовном единстве с Богом.
Происхождение
В тексте Нового Завета данный термин отсутствует. Однако в нём присутствуют определённые указания:
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино.
— Ин.
И ещё конкретней:
дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью
— 2Пет.
Кто и где употребил первым термин «обожение», точно не известно. Встречается в IV веке в одном из писем Григория Богослова Василию Великому . Некоторые исследователи называют формулу Афанасия Великого (Отца Церкви IV века) «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» классической, и, в сущности, только более чёткой формулировкой мысли, принадлежащей уже Иринею Лионскому (II век) .
Обожение есть непрестанное действие, устремление человека к Богу, нравственное уподобление Ему:
Будьте святы, потому что Я свят.
— 1Пет.
По мере обожения, преображения его природы, человеку даются плоды Святого Духа :
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
— Гал.
Возвращаются все свойства Адама до грехопадения: Богообщение, повелевание всей тварью и другие.
Григорий Богослов указывает, что человек при избавлении от греха становится видимым Богом:
«Человек (1 Тим. 2, 5), чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, — телом, душою, умом, — всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог» .
В православии
Путь к обожению лежит через молитву , восхождение ума к Богу, через предстояние Богу в молитвенном созерцании .
Термин, сформировавшийся в православии , характеризирующий конечную цель христианской жизни. Цель которая не заканчивается с телесной жизнью, но ведёт к пребыванию с Богом в вечной жизни. В таинстве крещения в человека Богом всевается зерно новой человеческой природы и, питаемое благодатью таинства евхаристии и другими, нравственным совершенствованием христианина, взращивается изменяя человека.
И ещё сказал: чему уподоблю Царство Божие? Подобно оно закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
— Лук.
На простой вопрос апостолов: «так кто же может спастись?» Иисус Христос ответил просто: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно», открывая ученикам совершаемый Им тропос. Поэтому когда «Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду», «совершилось» означает что человеческая природа Иисуса Христа уже освятила обитаемую землю и станет «новой тварью», соединится с Божественной природой по смыслу Ипостаси, Христос спасён, Богочеловек воскреснет — «да сбудется Писание». Как получилось что Иисус Христос воскрес, что сделал Господь со Своей человеческой природой в мире и как совершилось её обожение — спасение Богом (чему свидетельством стало воскресение) — это делание относится не к служению и преданию, а к практике (деланию) обожения святых отцов, совершавших себе спасение обожением своей человеческой природы — своего тела.
Богослужения исполняют заповедь Иисуса Христа: «Сие творите в Моё воспоминание» поэтому практика служения имеет Божественный смысл только в совершении этой заповеди причастием Телу Иисуса Христа и содействующих ему таинств, а практика (делание) обожения себя человека совершает Промысел Домостроительства царствия Бога, точно так же как Иисус Христос обожил и спас Свою человеческую природу — Тело Свое. Обожение не совершается в богослужениях, поэтому святые не ограничивались богослужениями, а изыскивали способы новотворения себя, и как свидетельствуют «жития» — оставляли богослужения и уходили подальше, если что-то мешало практике обожения — деланию спасению человека.
В католицизме
Концепция Обожения сложилась в Католической Церкви начиная со времён патристики , так что о нём говорит уже Святой Августин . Фома Аквинский в своей Summa Theologiae описывает полное Обожение как дверь блаженства и истинное предназначение человеческой жизни. Согласно Катехизису Католической Церкви (§ 460):
Слово стало плотью, чтобы сделать нас «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1,4): «Ибо такова причина, по которой Слово стало плотию и Сын Божий Сыном Человеческим: это было для того, чтобы человек, вступив в общение со Словом и приобретя таким образом Божественное сыновство, стал сыном Божиим». «Ибо Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом». «Сын Божий Единородный, желая, чтобы мы участвовали в Его Божественном естестве, принял наше естество, чтобы, вочеловечившись, заставить людей обожиться»
В протестантизме
В конфессиональных протестантских вероисповеданиях концепция теозиса, как правило, не находит отражения, за исключением доктрины « Внутреннего Света » у квакеров и учения о совершённом освящении у методистов , а также в отпочковавшихся от них деноминациях — Движении святости , у пятидесятников «трёх благословений» , Церкви Назарянина.
Клайв Льюис с позиций близкого к Православию англиканства Высокой церкви в книге «Просто христианство» излагает цель христианской жизни в терминах Обожения:
Заповедь «Будьте совершенны» – это не просто идеалистически высокопарный призыв. Это и не приказ сделать невозможное. Дело в том, что Он собирается преобразовать нас в такие существа, которым по силам этот приказ. Он сказал (в Библии), что мы – «боги», и докажет правоту Своих слов. Если только мы Ему позволим – мы можем помешать Ему, если захотим,— Он превратит самого слабого, самого недостойного из нас в бога или богиню, в ослепительное, светоносное, бессмертное существо, пульсирующее такой энергией, такой радостью, мудростью и любовью, какие мы сейчас не можем вообразить. Он превратит нас в чистое, искрящееся зеркало, способное отразить в совершенном виде (хотя, конечно, в меньшем масштабе) Его безграничную силу, радость и доброту. Это долгий, а то и болезненный процесс. Но именно в том, чтобы пройти его,— наше назначение. Рассчитывать на меньшее нам не приходится. То, что Господь сказал, Он говорил всерьез.
Вместе с тем отмечается наличие идеи обожения у анабаптистов и английских нонконформистов XVII столетия как отличительной от магистерской реформации особенности: «у нонконформистов проявляются некоторые неожиданные точки соприкосновения с восточной церковью. На сегодня уже есть достаточное количество обоснованных материалов, доказывающих, что богословские учения анабаптистов не противопоставлены идее обожения (…) В согласии с восточными христианами, но в противоположность протестантам, анабаптисты понимали благодать как преобразующую божественную энергию» .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 12 марта 2008. 13 февраля 2008 года.
- . Дата обращения: 12 марта 2008. 9 мая 2008 года.
- . Дата обращения: 26 октября 2009. Архивировано из 4 марта 2011 года.
- Архимандрит Киприан (Керн) . от 30 сентября 2014 на Wayback Machine
- Григорий Богослов. Дата обращения: 10 октября 2016. 10 октября 2016 года.
- Гармонов Р. А. // Труды Воронежской духовной семинарии : журнал. — 2022. — № 1 . — С. 57-73 . — ISSN .
- Хотя с точки зрения богословия англиканство Высокой церкви, как и методизм, не является типично протестантским учением, но в политическом смысле — в противостоянии папству и в отделении от римско-католической церкви — оно протестантизмом является.
- Игорь Зелёный. Применение восточной объективной сотериологии в евангельском богословии // Богословские размышления [Журнал ], 2013. Вып. № 14. — С.101
- Учение о спасении в разных христианских конфессиях / Серия «Диалог». — М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2007. — С.103
Литература
- Творения Святых Отцов
- Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалонитский (1338—1340)
- Прп. Иоанн Дамаскин Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с. — (Святоотеческое наследие. Т. 5)
- Научно-богословская литература
- Болотов В. В.
- Зайцев Е. В. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея , 2007. — 296 с. (Богословские исследования : серия). ISBN 5-89647-170-X
- Карташёв А. В. Париж, 1963 ( от 30 октября 2013 на Wayback Machine , в формате дежавю). в формате html. Оригинальное название — Jean Meyendorff. Introduction à l'étude de Grégoire Palamas. Paris: Éditions du Seuil, 1959.
- Лосский В. Н. М., 1991
- Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период. — СПб., Axioma, 2006. — XX + 553 с. — ISBN 5-901410-13-0
- Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
- Иоанн Мейендорф . Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. — Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода / Перевод Г. Н. Начинкина, под редакцией И. П. Медведева и В. М. Лурье . — Санкт-Петербург: , 1997. — XVI + 480 с. (Subsidia Byzantinorossica, 2) ISBN 5-7684-0436-8 . ISSN 1818-555X (печатная версия); ISSN 1818-5576
- Леонов В. , прот. // Православная энциклопедия . — М. , 2018. — Т. LII : « Ной — Онуфрий ». — С. 263-268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2059-2 .
- 2021-02-18
- 1