Interested Article - Геркуланум
- 2020-06-28
- 1
Геркула́нум ( лат. Herculaneum , итал. Ercolano ) — древнеримский город в итальянском регионе Кампания , на берегу Неаполитанского залива , рядом с современным Эрколано . Равно как и города Помпеи и Стабии , прекратил существование во время извержения Везувия осенью 79 года — был погребён под слоем пирокластических потоков .
Геркуланум наряду с Помпеями внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 829.
История
Согласно мифу, переданному Дионисием Галикарнасским , город воздвиг сам Геркулес . В реальности же, скорее всего, первое поселение на месте Геркуланума основало в конце VI века до н. э. племя осков , предшественников самнитов . Затем город попал в сферу греческого влияния, во время которого, благодаря приближённости к морю, использовался как порт . Вероятно, греки и назвали город — впервые он упоминается в сочинении древнегреческого философа Теофраста под названием Гераклеон. В IV веке до н. э. Геркуланум захватили самниты, и только в I веке до н. э. он перешёл под контроль Рима, когда в ходе Союзнической войны римляне подавили восстание италийских племён. В тот же период (около 89 года до н. э. ) он получил статус муниципия . Управляли городом ежегодно переизбираемые дуумвиры .
Землетрясение 62 года нанесло Геркулануму значительный урон (археологические работы выявили, что городские постройки были повреждены, а затем реконструированы). (недоступная ссылка) К моменту гибели он представлял собой небольшой город с населением около 4000 человек, [ нет в источнике ] живописно расположенный на берегу Неаполитанского залива. Геркуланум — город в форме прямоугольника площадью около 20 га — опоясывала крепостная стена. Дороги (пять кардо и три декумануса ) разбивали его на несколько инсул .
Гибель Геркуланума
Извержение Везувия , пребывавшего в малоактивном состоянии около 800 лет, началось днём, осенью 79 года. Хронологию событий удалось восстановить по данным археологических раскопок и двум письмам, адресованным римскому историку Тациту Плинием Младшим , свидетелем катаклизма. (недоступная ссылка)
Около часа дня из жерла Везувия произошёл мощный выброс вулканического пепла , сформировавшего тучу, которая под воздействием ветра начала быстро двигаться к юго-востоку и вскоре обрушилась на Помпеи и Стабии . Оба города постепенно оказались полностью погребёнными под слоем пепла — настолько большим, что под его весом обвалились крыши домов.
Поскольку Геркуланум лежит к западу от Везувия, первая фаза извержения не нанесла ему сильных повреждений. Однако подавляющее большинство горожан, обеспокоенных происходящим, бежало из города. Сначала считалось, что спастись удалось всем жителям, затем в городе были обнаружены единичные человеческие останки, а в 1982 году археологи нашли 12 ангаров для лодок у побережья, в тесных помещениях которых находилось около 250 скелетов. [ нет в источнике ] Погибшие, вероятно, хотели переждать извержение в городе. Были найдены и их личные вещи, например, хирургические инструменты и женские драгоценности.
С наступлением темноты извержение не прекратилось. После полуночи в сторону Геркуланума со скоростью около 100 км/ч устремились пирокластические потоки . Раскалённая лавина (около 400 °C) достигла города около часа ночи, моментально убив немногих оставшихся. Городские сооружения, тем не менее, достаточно хорошо сохранились. Это объясняется тем фактом, что поток настолько герметично и равномерно заполнил внутренние помещения домов, что город на многие века остался без доступа воздуха, способного вызвать разложение органических материалов (например, ткани и дерева). Когда ветер изменился, и на Геркуланум начал оседать пепел, здания уже находились под высоким слоем туфа , поэтому кровли ряда домов не обвалились. Высокая температура лавины обеспечила испарение воды, благодаря чему сохранились даже свитки папирусов .
Раскопки
Открытие Геркуланума произошло случайно. В 1710 году крестьянин Амброджо Нучерино, копая колодец , наткнулся на мраморные обломки (как потом выяснилось, это были руины ). О находке оповестили Эммануила-Мориса Лотарингского, герцога д’Эльбёфа , французского дворянина в изгнании и командующего австрийским полком, стоявшим с 1707 года в Неаполе . Выкупив участок земли вокруг колодца Нучерино, герцог на протяжении 9 месяцев на свои средства проводил там раскопки путём пробивания штолен . Он нашёл 9 статуй, которые подарил своим покровителям, в том числе принцу Евгению Савойскому , своему кузену.
В 1738 году по инициативе Карла III , , археологические работы в районе театра возобновились под руководством военного инженера, испанца Р.-Х. де Алькубьерре . Наиболее ценные находки — например, мраморные и бронзовые статуи — изымались и попадали в королевскую резиденцию в близлежащем городе Портичи , где в 1758 году был открыт . В конце 1740-х годов была найдена библиотека свитков, так называемая Вилла папирусов , после чего раскопки развернулись с новым размахом. В 1750—1761 и 1764—1765 годах раскопками руководил , военный инженер из Швейцарии. Составленные им точные планы позволяют восстановить хронологию раскопок и идентифицировать былое местонахождение отдельных предметов искусства. В 1765 году из-за выхода газа в одной из штолен раскопки были свёрнуты, а выходы запечатаны. Новую серию раскопок, на этот раз открытым способом, начал в 1828 году Франциск I , . До 1855 года работами на приобретённом государством участке площадью 900 м² руководил архитектор . Затем они были приостановлены из-за больших издержек, связанных с переносом грунта. Геркуланум продолжили раскапывать в 1869 году под патронажем короля Виктора Эммануила II , но спустя 6 лет деятельность на участке вновь были прекращена по причине дороговизны предприятия.
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 829
• • |
Археологическая активность в городе возобновилась только в 1924 году и продолжалась под руководством до 1958 года. В 1960—1969 годах работы шли в северном секторе города, затем в южном, где в 1982 году в ангарах были обнаружены человеческие скелеты и 10-метровая деревянная лодка. Часть города по-прежнему сокрыта под слоем породы, но возобновление раскопок затруднено из-за наложения на границы Геркуланума городских кварталов современного Эрколано .
Городские сооружения
Инсула II
Дом Аристида
Вход этого здания ведёт напрямую к атриуму . Остальная часть здания была серьёзно повреждена во время ранних раскопок.
Дом Аргуса
Этот дом — первое открытое в Геркулануме двухэтажное здание — был назван в честь фрески с изображением Ио и Аргуса , которая была написана на стене комнаты рядом с просторным, окружённым колоннадами перистилем. Теперь она утрачена. Ранее дом Аргуса несомненно входил в число самых красивых вилл города.
Дом Гения
Дом Гения, раскопки которого проходили в 1828 — 1850 годах , назвали в честь статуэтки Купидона или Гения , составлявшей часть мраморного канделябра . Дом очищен от породы только частично, так как наполовину скрыт под современным Эрколано — можно увидеть только большой перистиль с прямоугольным фонтаном по центру.
Инсула III
Дом скелета
Здание было названо так, потому что в одной из комнат его второго этажа в 1831 году был обнаружен первый скелет жертвы извержения (ранее считалось, что абсолютно всем жителям удалось спастись). Это здание состоит из трёх домов, один из которых — с крытым атриумом и без обычного для античных домов имплювия , резервуара для сбора дождевой воды. В глубине атриума расположено два нимфея (святилища, посвящённых нимфам ), а во дворике — украшенный мозаикой алтарь для ларов .
Постоялый двор
Этот дом получил такое название из-за своего внушительного размера — 2150 м². На самом деле это не гостиница, а роскошная частная вилла I века н. э. , обращённая в сторону моря. К сожалению, степень её сохранности оставляет желать лучшего — здание было повреждено и во время извержения, и при первых археологических работах. Внутри расположены многочисленные покои, атриум, расписанные фресками термы (причём это единственные частные термы во всём Геркулануме), терраса с портиком и просторный перистиль с садом. Есть версия, что дом был повреждён во время землетрясения 62 года и перепродан другим владельцам, которые превратили его в гостиницу. Раскопки этого здания были начаты Бонуччи в 1852 году и завершились под руководством Маюри в 1930-х .
Дом с бронзовой гермой
Дом имеет вытянутую форму, характерную для жилищ самнитов. Назван в честь бронзовой гермы , найденной в таблинуме — комнате, предназначенной для хранения документов и деловых встреч — и предположительно являющейся скульптурным портретом хозяина. В правом углу таблинума, вымощенного в технике opus sectile , была лестница, ведущая в помещения второго этажа. Интерес представляют фрески на морскую тематику в триклинии — помещении, где проходили трапезы.
Дом с деревянным каркасом
Технология строительства этого дома под названием opus craticium была проста и не требовала больших затрат — деревянные решётчатые каркасы стен, укреплённых кирпичными пилястрами, заполнялись смесью гальки и извести , которая, затвердевая, образовывала прочную конструкцию. Дом с деревянным каркасом — наиболее хорошо сохранившееся здание подобного типа, до сего дня обнаруженное в Геркулануме. Внутренняя планировка и два отдельных входа — кирпичные ионические колонны у одного из них поддерживают балкон — позволяют предположить, что в доме проживало две семьи, жилища которых разделял дворик с общим имплювием. Внутри сохранился ряд предметов интерьера: деревянные остовы кроватей, мраморный стол, шкаф с кухонной утварью, кушетка для возлежания в триклинии, алтарь со статуэтками ларов .
Дом с деревянной перегородкой
Этот дом был сооружён ещё во времена самнитов и в эпоху Октавиана Августа подвергся перепланировке — был построен второй этаж с отдельными квартирами, предназначенными для сдачи в аренду, а помещения первого этажа были переоборудованы под торговые лавки. Наиболее примечательными являются фасад дома и просторный атриум с имплювием посредине. Сохранилась искусно выполненная деревянная перегородка (по которой и назван дом) с кольцами для масляных ламп, которая предназначалась для отделения пространства атриума от таблинума . За таблинумом располагается перистиль и переход в комнаты, в том числе в триклиний.
Инсула IV
Дом с мозаичным атриумом
Этот дом — одна из самых впечатляющих и хорошо сохранившихся построек Геркуланума. Пол его атриума выложен чёрно-белыми мозаичными плитками, квадратными и прямоугольными. Пространство большого экуса , использовавшегося для приёма гостей и в качестве столовой, разделено двумя рядами пилястр на три нефа. За атриумом следовал портик с окнами и садом по центру, откуда можно было попасть в триклиний и другие комнаты. С восточной стороны портика расположены четыре (спальни), расписанные изысканными фресками на красном фоне, и искусно устроенная экседра , также украшенная фресками с сюжетом на тему наказания Дирки и изображением Дианы и Актеона . За триклинием расположена крытая галерея с видом на море, которая примыкает к двум небольшим павильонам, вероятно, выполнявшим функцию смотровых площадок. В доме сохранилось немало предметов обстановки, в том числе колыбель и столик из дерева.
Дом с оленем
Этот дом, равно как и граничащее с ним здание с мозаичным атриумом, входит в число самых пышных жилищ Геркуланума, с террасы которых открывается великолепная панорама залива. Внутри была обнаружена хлебная лепёшка с печатью Селера, раба Грания Верия, отпущенного незадолго до извержения [ нет в источнике ] . Это позволило идентифицировать владельца дома. В относительно небольшом атриуме дома с оленем нет (отверстия в крыше для стока воды) и имплювия, столь характерных для античных построек. Из атриума можно попасть в помещения кухни, алькова и большого триклиния со стенами, расписанными фресками в третьем стиле, и выложенным разноцветным мрамором полом. При раскопках в саду были обнаружены круглые мраморные столы и , каждая из которых изображала оленя, загнанного собаками . Сад окружён портиком с четырьмя аркадами , главное украшение которых когда-то составляли синие мозаичные панели с изображением титана Океана и купидонов , оседлавших морских чудовищ (часть из них в XVIII веке была снята и выставлена сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя ). Далее следуют помещение летнего триклиния, два кубикулума для дневного отдыха, большая открытая терраса и комната, расписанная фресками в четвёртом стиле, с мраморным изваянием сатира с винным бурдюком.
Дом с альковом
Дом с альковом состоит из двух смежных построек. Первая является довольно скромным жилищем, а вторая, где вероятно жила процветающая семья, отличается богатством убранства и обстановки. Пол крытого атриума вымощен мозаичными плитками в технике opus tesselatum и opus sectile . Далее следуют две обеденные залы — , стены которого расписаны красочными фресками в четвёртом стиле, и триклиний, ранее вымощенный мрамором. Разница между этими залами состояла в том, что в биклинии скамьи для возлежания были расположены по двум сторонам, а в триклинии — по трём. Название дом получил в честь алькова , куда попадал свет из маленького дворика.
Фуллоника
К дому с альковом примыкает — античная прачечная , — где сохранились баки для стирки и сушки ткани. В этом же здании расположены жилые помещения, которые занимала семья работников фуллоники.
Термополий
В Геркулануме был открыт и термополий с облицованным кусками разноцветного мрамора прилавком — так называлась античная харчевня, где подавали горячую еду и вино с пряностями . Блюда разогревались с помощью семи объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.
Инсула V
Дом с прекрасным двориком
Планировка этого дома, построенного в середине I века , довольно нехарактерна для античности. Вход ведёт в вестибюль с низким сводом, с правой стороны которого расположены три небольшие комнаты. Далее следует помещение внутреннего дворика, в честь которого назван дом. Оттуда можно подняться по лестнице на балкон с тремя входами в комнаты второго этажа. Эта лестница очень напоминает лестницы периода итальянского Средневековья .
Дом с деревянным святилищем
Название этому дому (небольшому по величине, но расписанному искусными фресками) подарило открытое в нём святилище — ларец из дерева в форме храма, внутри которого находились статуэтки божеств , оберегающих домашний очаг. Святилище стояло на деревянном шкафчике, в котором хранились разные бытовые мелочи, такие как флакончики духов и пуговицы, а также плошка с чесноком .
Дом двухсотлетия
Здание было открыто в 1938 году , спустя ровно 200 лет с момента начала раскопок Геркуланума, и названо в честь этого юбилея. Вход ведёт в большой атриум с покатой крышей, устланным чёрно-белой мозаикой полом и стенами, расписанными фресками в четвёртом стиле с архитектурными и анималистическими мотивами. В глубине дома находится помещение таблинума с двумя боковыми крыльями и изысканным мозаичным полом с чёрно-белым геометрическим узором в технике opus tesselatum и центральной плитой в технике opus sectile . На его стенах написаны 2 большие фрески, изображающие Дедала и Пасифаю с одной стороны и Венеру и Марса с другой. К таблинуму примыкает портик с садиком, откуда по лестнице можно подняться наверх. В стене одного из покоев второго этажа находится крестообразное углубление, где ранее, вероятно, помещался деревянный крест . Если это предположение верно, то крест из Геркуланума является самым древним христианским символом в мире. Ниже стоял шкафчик из дерева, похожий на алтарь для ларов, фамильных божеств, покровительствующих домашнему очагу.
Дом мозаики Нептуна и Амфитриты
Этот дом, вероятно, принадлежал преуспевающему торговцу, винная лавка которого находилась в примыкающем к зданию помещении. Сама лавка прекрасно сохранилась, и в том числе аккуратно уложенные на деревянных полках амфоры , в которых 2 тысячи лет назад хранилось вино. От входа имелись проходы к таблинуму и к триклинию, где сохранилась мраморная облицовка и мозаичные панели на стенах.
Во внутреннем дворике находится большая ниша, облицованная плитками из раковин и перламутра, с двумя нишами меньшего размера по бокам. Стена над нишами украшена мозаиками на тему охоты — на голубом фоне изображены собаки и олени , над которыми полукругом свисает гирлянда фруктов и листьев с расхаживающим по ним павлином . Выше прикреплены лепные театральные маски. На соседней стене находится мозаика, подарившая дому название — изображение Нептуна и Амфитриты. В покоях второго этажа частично сохранились красочная облицовка интерьера и предметы обстановки — например, статуэтка Юпитера и герма Геркулеса.
Дом с коринфским атриумом
В этом доме из оформленного портиком входа можно попасть в атриум с маленьким мраморным фонтаном по центру и шестью коринфскими колоннами из туфа, облицованными искусственным мрамором стукко . В помещении справа от входа сохранился мозаичный пол с геометрическими узорами, а из комнат слева от входа можно подняться в покои второго этажа. За атриумом находится просторный триклиний, где выставлены различные предметы быта и обстановки, сохранившиеся в этом доме.
Дом с обугленной мебелью
Этот дом является одной из старейших городских построек. В эпоху императора Клавдия он был обновлён и расписан фресками в третьем и четвёртом стиле. Из вестибюля можно попасть в помещение триклиния, украшенного фресками на архитектурные мотивы. Внутри него сохранились (хотя и порядком обугленные) обеденное ложе, деревянный стол и керамика. В дальнем конце атриума находится таблинум и комната, выходящая во внутренний дворик, где находятся имплювий для сбора дождевой воды и ларарий с лепными рельефами.
Самнитский дом
Это здание, датируемое концом II века до н. э. — одно из самых старых в городе. По бокам входа в дом стоят коринфские колонны из туфа, на которые опирается балкон второго этажа. За вестибюлем, расписанным , которые имитируют мрамор разных оттенков, следует атриум . Вверху атриума устроена крытая галерея с ионическими колоннами, облицованными искусственным мрамором стукко, а по центру расположен имплювий для сбора дождевой воды. В доме выставлены некоторые обнаруженные в нём предметы — например, фрагмент статуэтки Венеры и деревянные ножки стола в форме собак. Искусно декорированные покои первого этажа и планировка второго свидетельствуют о том, что изначально дом принадлежал богатым горожанам, однако потом небольшие помещения наверху стали сдавать в аренду. Ранее в доме был сад, затем он отошёл соседнему дому с большим входом.
Дом с большим входом
Это здание названо в честь внушительного входа с кирпичными полуколоннами по бокам, которые венчают каменные коринфские капители с резными фигурками крылатых богинь победы . Особенностью этого дома является и отсутствие непременного атриума — комнаты расположены сразу по бокам вестибюля , смежного с внутренним двориком под открытым небом. Во дворике была устроена система терракотовых каналов, по которым дождевая вода попадала в резервуар. Внутренние покои дома расписаны фресками в четвёртом стиле. Так, на стене триклиния сохранилось живописное панно на тему мифа о Дионисе , а в вестибюле, среди фресок на архитектурные мотивы — изображение птиц, клюющих плоды вишни , и бабочек. Угол здания занимает торговая лавка, обособленная от остальных комнат, а значит, скорее всего, сдававшаяся в аренду.
Дом ткача
Судя по обрывкам ткани , обнаруженным в комнате первого этажа, в этом доме жила и работала семья ремесленника-ткача.
Инсула VI
Дом с чёрным залом
Этот дом является одним из самых роскошных особняков Геркуланума. Он получил название в честь просторного зала, украшенного изысканными фресками в четвёртом стиле с изображениями на чёрном фоне. В комнате рядом с атриумом были обнаружены 20 восковых табличек с именем Венидия Эннихия (скорее всего, так звали хозяина дома). Из предметов интерьера хорошо сохранились деревянные двери и ларарий с миниатюрными деревянными колоннами, увенчанными капителями из мрамора.
Термы
Внутреннее помещение терм разделено на женскую и мужскую половины. Коридор от входа в мужское отделение ведёт на площадку, с трёх сторон окружённую аркадами, которая служила не только для занятия гимнастическими упражнениями, но и как место встреч или ожидания. Далее следует помещение (античная раздевалка) со скамьями и полочками для одежды, ведущее в тепидарий и фригидарий — залы для тёплого и холодного омовения. Своды фригидария небесно-голубого цвета и разрисованы рыбами и морскими существами, которые, отражаясь в воде, создавали иллюзию купания в море . В тепидарии, где вода нагревалась посредством циркуляции горячего воздуха под полом, сохранились напольные мозаичные плиты с изображением тритона в окружении дельфинов . Из тепидария можно было попасть в помещение кальдария , где находились бассейны с горячей водой и ёмкости для контрастного омовения холодной водой.
Женская половина терм, куда вёл отдельный вход с улицы, меньшего размера и скромнее украшена, однако лучше сохранилась. Из внутреннего дворика можно попасть в помещение аподитерия, рисунок мозаичных плит на полу которого изображает тритона в окружении четырёх дельфинов, осьминога и каракатицы . Помещение женского тепидария украшено напольными мозаиками с геометрическим узором и декоративными настенными панелями. Отделение женского кальдария освещалось через отверстие в своде. Примечательны и другие помещения терм — например, площадка для игры в мяч .
Дом с двумя атриумами
Это здание примечательно своей необычной планировкой — внутри него находятся два атриума , отделённые друг от друга таблинумом. Свод первого атриума опирается на четыре колонны, а из второго (левого) атриума можно попасть в крыло с жилыми помещениями.
Дом с тосканской колоннадой
Этот дом был построен из крупных блоков туфы ещё в самнитские времена, а после землетрясения 62 года был основательно перестроен — выходящие на улицу помещения были переделаны под торговые лавки. Дом примечателен своим перистилем, окружённым величественной крытой колоннадой тосканского ордера . Помещения комнат и триклиния расписаны фресками в третьем и четвёртом стиле.
Коллегия Августа
Это квадратное в плане сооружение, своды которого опираются на четыре колонны, было посвящено императору Октавиану Августу, а также было местом заседания курии . Внутри находится святилище, где выполнялись обряды, связанные с почитанием императора. Пол выложен мозаичными плитами в технике opus sectile , а стены расписаны фресками в четвёртом стиле — с изображением Геркулеса , Юноны и Минервы с одной стороны и Нептуна и Амфитриты с другой. Справа находится маленькая комнатка, внутри неё было обнаружено тело привратника, лежащего на кровати.
Инсула VII
Дом Гальбы
Это здание примыкает к современному Эрколано, поэтому ещё не исследовано до конца. Внутри находится примечательный перистиль доримской эпохи с дорическими колоннами из туфа, облицованными искусственным мрамором стукко. Между колоннами устроен подиум .
Восточная инсула I
Дом с драгоценностью
Дом был назван в честь обнаруженного внутри него ювелирного украшения с выгравированным портретом Ливии , супруги Октавиана Августа. За атриумом, расписанным красно-чёрными фресками, находится помещение таблинума, отделённое рядом тосканских колонн. Далее следует кубикулум и терраса, ранее закрытая окнами. По узкому коридору справа от атриума можно попасть в кухню и уборную.
Дом с рельефом Телефа
Этот дом — один из самых больших в Геркулануме. Его необычная планировка обусловлена рельефом участка, на котором стоит здание. Вестибюль ведёт в атриум, пространство которого делится на три части двумя рядами колонн. В промежутках между ними подвешены круглые мраморные панели с рельефами театральных масок и сатиров. Впечатление от атриума, в глубине которого находится таблинум, усиливается из-за красного цвета стен и колонн. Слева от атриума расположены комнаты скромного вида и хлев с очень низким потолком.
Вторая часть дома, куда можно попасть по наклонному коридору рядом с таблинумом, расположена под углом и находится на более низком уровне. В этой части находится перистиль с колоннами, большим садом и прямоугольным бассейном посередине. Из перистиля имеются входы в три комнаты, богато облицованные мрамором. Ещё один коридор ведёт на террасу, обращённую к морю, а оттуда можно перейти в остальные покои, в том числе в зал, пол и стены которого роскошно декорированы разноцветным мрамором. Соседнее с ним помещение украшено рельефом (подарившим название дому) на тему мифа о Телефе .
Восточная инсула II
Пекарня
В пекарне выполнялись все работы цикла хлебопечения — от помола зерна до выпечки хлеба . Во внутреннем дворике до сих пор лежат два жёрнова из лавы , которые, судя по обнаруженным рядом костям, приводили в движение ослы . Кроме того, в пекарне имеются хлев и две уборные, а на втором этаже — жилые покои.
Палестра
На востоке города находится палестра — частная гимнастическая школа для мальчиков-подростков. Её центральную область занимает площадка под открытым небом размером 70×50 м с большим крестообразным бассейном, посреди которого ранее был установлен бронзовый фонтан в виде пятиглавой змеи , оплетающей дерево (сейчас его заменяет современная копия). С трёх сторон площадка окружена портиком с аркадами, а четвёртая (северная) сторона оканчивается , сводчатым коридором с окнами. Мраморная облицовка покоев, примыкающих к палестре, была повреждена при раскопках в XVIII веке, но две мраморные панели выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя.
Пригород
Южнее улицы Кардо V город ограничен крепостной стеной, за которой расположена возвышающаяся над пляжем большая террасная площадка, в опорах которой были высечены арки, использовавшиеся для хранения лодок. Здесь в 1982 году были найдены сотни скелетов людей, пытавшихся укрыться в этих древних аркадах.
На террасе расположены: справа (если стоять лицом к морю) священное место и слева терраса Нония Бальба, на которой расположены загородные термы.
Загородные термы
Загородные термы, вероятно, являлись даром городу от проконсула — внутри строения когда-то стояла статуя и алтарь в его честь, а дом по соседству, предположительно, занимал сам проконсул. В целом эти термы — со сводчатым потолком и облицованными кирпичом стенами — очень хорошо сохранились. Вход с колоннами и опирающимся на них фронтоном ведёт в вестибюль, арочные своды которого покоятся на четырёх колоннах. Свет проникает в это помещение через слуховое окно на потолке. Внутри вестибюля на пилястре стоит статуя Аполлона , из которой когда-то била струя воды в стоящий ниже резервуар. В отличие от главных терм Геркуланума, загородные термы не разбиты на два отделения и использовались мужчинами и женщинами поочерёдно либо одновременно. Следующая комната почти полностью отдана под бассейн и служила сразу аподитерием и фригидарием. Далее следуют покои для встреч и ожидания с выстланным чёрным мрамором полом и мраморными же скамьями у стен, расписанных фресками. Оттуда можно было попасть в тепидарий с большим бассейном и затем в небольшой лаконик (парную). В кальдарии, где происходило горячее омовение, имеется и резервуар для холодной воды. Позади кальдария располагается , топочное помещение.
На примыкающей к загородным термам террасе стоит мраморный жертвенник и позади него статуя Марка Нония Бальба.
Священное место
Здесь расположены храм Венеры и храм, посвящённый четырём божествам ( Минерве , Вулкану , Меркурию и Нептуну ). Перед храмами расположены мраморные жертвенники.
За декуманусом
Базилика
Это здание было частично исследовано с помощью подземных ходов ещё в 1739 — 1761 годах . Запись внутри базилики свидетельствует о том, что оно было восстановлено после землетрясения 62 года на средства проконсула Нония Бальба. Стены базилики, разделённой колоннадами на три секции, были расписаны фресками, некоторые из которых теперь выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя, а другие безвозвратно утеряны. Внутри располагалось две экседры, на стенах которых находились изображения Тесея и Минотавра , Геркулеса и Телефа , а также множество мраморных и бронзовых скульптур — изваяния императоров, проконсула и членов его семьи. У входа в базилику стояли конные статуи проконсула и его сына.
Форум
Форум Геркуланума лежит за декуманусом. Большая квадратная арка отделяет облицованную мрамором и заставленную статуями площадь суда от рынка.
Театр
Театр Геркуланума вмещал около 2,5 тысяч зрителей (примерно половину населения города) и был богато декорирован. Изначально его окружало два ряда арок и колонн, а на верхнем ярусе полукругом стояли бронзовые статуи, изображающие знатных горожан и членов семьи императора. Сцена была вымощена ценным мрамором красного, жёлтого, пурпурного и чёрного цветов. К сожалению, первые непрофессиональные раскопки Геркуланума нанесли театру непоправимый ущерб — все статуи и любые мало-мальски ценные предметы искусства были вынесены со своих мест, и теперь вид театра далёк от первоначального. Кроме того, он по-прежнему погребён под слоем породы, и увидеть его руины можно лишь через туннели, проложенные в XVIII веке.
Вилла папирусов
Эта роскошная загородная вилла, раскинувшаяся на площади 2 790 м² и удалённая от Геркуланума на расстояние нескольких сотен метров, была открыта в конце 1740-х годов. Под руководством Карла Вебера она исследовалась на протяжении шести лет путём пробивания коридоров в породе, но в 1765 году из-за выхода газа раскопки были свёрнуты. Археологические работы возобновлялись в 1930-х и 1990-х годах , когда за восемь лет было очищено от породы около 10 % территории виллы. В 1998 году раскопки были приостановлены из-за нехватки средств .
Вилла была воздвигнута предположительно в I веке до н. э. и изначально имела гораздо более скромные размеры, но позже была достроена. В её западной части располагался просторный перистиль размером 90×35 м с бассейном по центру и десятками бронзовых и мраморных статуй. На территории виллы было установлено множество бюстов античных литераторов и государственных деятелей. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств. Возможно это был Пизон , отец супруги Цезаря по имени Кальпурния .
Наиболее впечатляющим открытием виллы является уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён античности ) из 1 800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Учёные также предполагают, что в неисследованных областях виллы могут храниться свитки с утраченными текстами диалогов Аристотеля , пьес Софокла , Еврипида и Эсхила , и неизвестные книги « Истории от основания города », фундаментального труда Ливия .
Проблема сохранения города
Основная цель первых непрофессиональных раскопок Геркуланума состояла в поиске ценных объектов античного искусства, которые изымались со своих мест и передавались в частные коллекции. Информацию о том, где и в каком порядке они находились прежде, теперь невозможно восстановить. Вместе с тем объекты, которые, по мнению первых исследователей, не представляли ценности, были уничтожены или серьёзно повреждены. Кроме того, методы проведения археологических работ в XVIII веке были достаточно несовершенными, что тоже нанесло урон городу. В настоящее время серьёзную проблему представляет вандализм туристов, которые уносят обломки на память и пишут надписи на стенах и поверх древних фресок.
В 2001 году начал функционировать , деятельность которого совместно координируют , Британская школа в Риме и . Основными задачами проекта являются реставрация и работы по снижению темпа разрушения городских построек, разработка долгосрочных методов их охраны, сохранение органических материалов, защита от голубей — хотя их помёт наносит ущерб отделочным материалам зданий, законодательство Италии запрещает отстреливать птиц, — а также создание документации и полного описания объектов.
Примечания
- от 27 апреля 2023 на Wayback Machine , I, 44
- . Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
- . Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
- . Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 9 мая 2007. 29 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 8 мая 2007. 20 декабря 2011 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2007. 12 ноября 2012 года.
- , с. 164.
- Москвин А. Г. , Бурыгин С. М. . — М. : Вече, 2012. — 319 с. — ISBN 978-5-9533-6021-0 . 1 октября 2018 года.
- Способ оформления плоских поверхностей (например, стен или пола) путём составления рисунка из вырезанных по шаблону пластин мрамора, стекла либо перламутра. См. от 27 апреля 2007 на Wayback Machine .
- This is the best preserved example of this type of construction to be seen in Herculaneum. от 21 июня 2007 на Wayback Machine
- Дата обращения: 12 августа 2009. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
- An external stair, resembling, with its parapet and landing, typical examples of 14th and 15th century Italian houses, leads upstairs. от 21 июня 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 10 мая 2007. 12 декабря 2013 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 13 апреля 2014. 20 мая 2014 года.
Литература
- Помпеи. Геркуланум. Стабии. — 2-е изд., доп. — М. : Искусство , 1985. — 224 с. — ( Города и музеи мира ). — 50 000 экз.
- Мережковский Д. С. // Вечные спутники Д. Мережковского. Марк Аврелий. Плиний Младший. — СПб. : Изд. М. В. Пирожкова, 1907. — С. 56—63. — 70 с.
- Немировский А. И. Вилла Папирусов в Геркулануме и её библиотека // Вестник древней истории . 1991. № 4.
Ссылки
- 2020-06-28
- 1