Interested Article - Древнеегипетская религия
- 2020-12-17
- 1
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте , начиная с додинастического периода и до принятия христианства . За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего , Среднего и Нового царств до позднего и греко - римского периода. Окончательный упадок и исчезновение претерпела к VI в. н. э.
Древнеегипетская религия традиционно считается политеистической , хотя в древнем Египте присутствовал ряд культов, имевших генотеистический характер, а также недолго просуществовал культ атонизма , который имеет признаки монолатрии . Этот факт иногда приводит к смешению понятий, некоторые (напр., А. Б. Зубов) строят теории о скрытой монотеистичности древнеегипетской религии, проводят связи между религией Египта и Израилем.
Христианство , которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества . Таким же термином её называют последователи кеметизма .
Ранние верования
Древнейшие фетиши: | |
Имиут |
столб Джед |
Доисторические племена долины Нила , как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм , испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут , камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед ; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх , Уаджет , Уас .
В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил , ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь , благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии , что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема .
Культ животных
Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определённые животные являются вместилищем божественного начала .
Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму , с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях ( см. список номов Древнего Египта ), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:
Идеограмма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Животные | утка | собака , шакал | гриф | крокодил | « зверь Сета » | ибис | кобра | заяц | сокол | ||||||||||||||||||
Божества | Геб | Инпу | Мут | Себек | Сет | Тот | Уаджит | Унут | Хор |
Быки и коровы
Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет , где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис) , Иуну (Гелиополь) , и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис) .
- боги принимавшие образы быков — Атум , Осирис ;
- богини-коровы — , , Нут , Хесат , Хатхор ;
- божества-быки — Бех (Бухис) , , Мер-Ур (Мневис) , Хеп (Апис) ;
- боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) — , , Серапис .
Гиппопотам
В некоторых мифах — враги Ра , слуги Сета , могли выступать в виде гиппопотамов.
Змея
Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.
Крокодил
Весь период истории
Древнего Египта
в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Основные центры культа в
Верхнем Египте
—
I ном
: город
Небут
(греч. Омбой, рим. Омбос), IV ном: город
Уасет
(греко-рим. Фивы), XXI ном: город
Шена-хен
(греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).
- с формированием культа антропоморфных богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он считался их воплощением на земле — Себек , Себектет ;
- зооморфные черты крокодила были у чудовища Амимит ;
- в некоторых мифах враги Ра , слуги Сета , могли выступать в виде крокодилов.
Лев, кошка
С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. Со львицами отождествлялись Сехмет , Тефнут , Мафдет и нубийская Шезметет . Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона.
Многие боги, включая Амона , могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет , богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками.
С образом Льва были связаны Ра , Гор и др. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.
Сокол (или ястреб)
Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии , но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.
- основное божество-сокол — Гор (греч. соответствие по Геродоту — Аполлон ) .
- прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) — Монту , Немти , Сопду .
Мифология
Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших , прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса .
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида , а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.
Мумификация
Основная статья: Мумификация в Древнем Египте
Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона , Тутмоса III , Тутмоса IV , Аменхотепа II , Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Национальном музее египетской цивилизации ).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары .
Концепция души
Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:
- ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека ;
- ка (k3) — двойник , жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями) , черты характера или судьба человека .
- хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
- сах (saḥ) — духовное тело , «священные останки» после мумификации .
- рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
- шуит ( šwt ) — тень
- ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком , человек обретает ах после ритуала отверзания уст .
- сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир .
- иб (jb) — сердце
Монотеизм в древнеегипетской религии
С точки зрения современного религиоведения , древнеегипетская религия является сугубо политеистической . Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций , выделением главных богов , и монотеизмом .
После изгнания гиксосов — иноземных завоевателей в XVII в. до н. э. столицей Древнего Египта стал город Фивы, а бог этого города Амон сделался главным богом Древнего Египта . Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно [ источник не указан 1042 дня ] , являлся Амон , является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно. Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Хора , Ра , Осириса , Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них .
Многие египтологи и историки XIX — начала XX века строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми. При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций .
Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино , стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение ), магию и науку . После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль .
Атонизм
В XIV веке до н. э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV ( Эхнатон ), который ввёл культ Атона , относительно которого среди религиоведов XX века также разгорались споры . Одни полагали, что это монотеистический культ , а другие считали его политеистическим .
Зигмунд Фрейд в работе « Моисей и монотеизм » высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей , проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа ( Адонай ) .
Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ ( генотеизм или монолатрия ) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона . Реформа Эхнатона была не только религиозной, но также культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона .
После смерти Эхнатона Египет снова возвратился к политеизму с главным божеством Амоном-Ра .
См. также
- Африканские традиционные религии
- Список египетских богов
- Древнеегипетская Книга мёртвых
- История Древнего Египта
- Жречество Древнего Египта
- Древнеегипетская философия
- Числа в египетской мифологии
Примечания
- , p. 11.
- Эль Алави, Мохамед Эль Саиед Эль Саиед от 28 октября 2014 на Wayback Machine : Дис. … канд. искусствоведение : 17.00.04 Ленинград, 1984
- Город в I-ом номе Нижнего Египта .
- Город в XIII номе Нижнего Египта .
- Город в IV номе Верхнего Египта .
- Геродот. История II 144, 156
- Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
- ↑ Джон Уайт. Боги и люди Древнего Египта / Переводчик: Калашникова Л. А.. — М. : Центрполиграф, 2007. — 189 с. — (Древние цивилизации). — ISBN 978-5-9524-3252-9 .
- ↑ Пьер Монте. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура / Переводчик: Д. Шамшин. — М. : Центрполиграф, 2004. — 366 с. — ISBN 5-9524-0921-0 .
- ↑ Budge, E. A. Wallis (Ernest Alfred Wallis). . — 1857—1934. — ISBN 1616405112 .
- E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets. — Cosimo, Inc., 2013. — С. 646. — 742 с. — ISBN 9781616404598 .
- Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 377 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-3466-0 .
- Мифы и сказки Древнего Египта. — ПКФ "ОЮ-92", 1993. — С. 186. — 220 с.
- Виталий Акимов. 6 // Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / РПЦ. — М. , 2017. — С. 179, 383. — 560 с. — ISBN 9785041189976 .
- ↑ Jan Assmann. . — Stanford University Press, 2005. — С. , 59.
- ↑ Simson Najovits. . — Algora Publishing, 2003. — 366 с. — ISBN 9780875862576 . 18 мая 2021 года.
- Матье М.Э. Древнеегипетские мифы / Отв. редактор д.и.н. Бонч-Бруевич В.Д. — М. — Л. : Издательство АН СССР, 1956. — С. 69—70.
- Wilkinson, Richard H. . — Thames & Hudson, 2003. — С. —240.
- Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм .
- ↑ Dominic Montserrat. . — Routledge, 2000. — С. 36, 40. — ISBN 0-415-18549-1 .
- Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 232, 240, 247. — 508 с. — ISBN 9781118896112 .
- Эхнатон // Энциклопедия «Религия» / ред. Грицанова А. А., Синило Г. В., издательство «Книжный Дом», Минск, 2007
Литература
- на русском языке
- Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифологии древнего мира / [Отв. ред. В.А. Якобсон]. — М. : Наука, 1977. — С. 55—121 .
- Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации = Ägypten. Teologie und Frömmigkeit einer frühen Hochkultur / пер. с нем. Т. Баскаковой. — М. : Присцельс, 1999. — 365 с. — ISBN 5-85324-058-7 .
- Берлев О. Д. // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D Berlev / ed. by Stephen Quirke. — Berlin, 2003. — С. 1—18 .
- // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красников , Е. С. Элбакян . — М. : Академический проект , 2006. — 1256 с.
- Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства = Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Ägypter. Grundlagen und Entwicklung bis zum Ende des Mittleren Reiches / пер. с нем. И. В. Богданова. — СПб. : Журнал "Нева", 2005. — 496 с. — (Александрийская библиотека. Серия Египет). — ISBN 5-87516-055-1 .
- Коростовцев М. А. . — М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука» , 1976.
- Лаврентьева Н. В. Мир ушедших. Дуат: образ иного мира в искусстве Египта (Древнее и Среднее Царства). — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2012. — XXXII, 320 с. — ISBN 978-5-91244-087-8 .
- Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта : пер. с польск. = Mitologia sarozynego Egipu / коммент. О. И. Павловой, Н. А. Померанцевой. — М. : Искусство, 1983. — 223 с.
- Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов = Les dieux égyptiens / пер. с фр. О. Б. Колобовой, И. А. Ладынина. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 330 с. — (Живая история: Повседневная жизнь человечества). — ISBN 978-5-235-03151-7 .
- Павлова О. И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V-XVII династии). — М. : Наука, 1984. — 176 с.
- Томашевич О. В. Блуждающие боги (Египет и Передняя Азия) // Красноморский мир в древности. — М. : РГГУ, 2012. — С. 336—380 . — ISBN 978-5-7281-1317-1 .
- Мифы народов мира . Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев . Авт. коллектив: А. Ф. Лосев , Е. М. Мелетинский , Б. Л. Рифтин , В. Н. Топоров и др. — Издание второе. — М. : «Советская энциклопедия» , 1991-92. — Т. 1 - 671 с.; Т. 2 - 719 с. — ISBN 5-85270-016-9 (т.1); 5-85270-069-Х; 5-86018-014-4 (т.1); 5-85270-072-Х (т.2); 5-86018-015-2 (т.2);.
- Львова А. Н. В стране Амон-Ра (Очерки Египта). — СПБ,: типография А. Бенке, 1911.- 196 с.
- на других языках
- Assmann J. = Ägypten. Theologie und Frömmigkeit einer frühen Hochkultur / David Lorton transl. — Cornell University Press , 2001. — 271 p. — ISBN 0-8014-8729-3 .
Ссылки
- Гордон А., Зубов А. Б., Кормышева Э. Е. Боги Древнего Египта // Диалоги с Александром Гордоном. Август 2003.
- 2020-12-17
- 1