Interested Article - Никон Черногорец

Пандекты и Тактикон Никона Черногорца. Страница рукописи

Ни́кон Черного́рец ( греч. Νίκωνος τοῦ Μαυρορείτου ) или Ни́кон Дивного́рец ( греч. Νίκωνος τοῦ Θαυμαστορείτου ) (~1025 — после 1097) — христианский писатель, монах Чёрной горы, канонист и .

Биография

Никон родился в Константинополе , происходил из знатной семьи, но не получил систематического образования. Вероятно, вслед за своим отцом Никон начал военную карьеру. В видении Никону явилась Богоматерь и повелела стать монахом. После этого Никон отправился в Сирию и принял монашеский постриг в обители на Чёрной горе ( греч. τὸ Μαῦρον ὅρος ), известной ещё как Аманос ( греч. Ἀμανός — горный массив к северо-западу от Антиохии между Сирией, с одной стороны, и Киликией и Каппадокией , с другой). В монастыре Никон стал ближайшим помощником и учеником Луки, митрополита Аназарбского . После смерти Луки Никон ушёл в монастырь , где жил в построенной им самим кельи , за монастырской оградою. Патриархом Антиохийским (1075—1084) Никон Черногорец был благословлён на особое служение наставничества греч. διακονία τοῦ διδασκαλείου . В обязанности Никона входило не только духовное окормление иноков Дивногорского монастыря, но и наставничество над монахами и мирянами всего Антиохийского патриархата. Должность дидаскала побуждала Никона к углублённому изучению церковных канонов , монашеских уставов, творений святых отцов и Священного Писания . Враги Никона, среди которых были представители как светской власти, так и иноки, устроили настоящие гонения против Никона, в результате которых он был многократно изгоняем из дававших ему прибежище иноческих обителей, а построенные им кельи беспощадно сжигались.

Одной из основных причин гонений было противодействие Никона последствиям харистикариата (от греч. χᾰριστήρια — «благодарственное жертвоприношение»). К X веку число обителей и иноков Византии увеличилось, и многие монастыри были бедны настолько, что не в состоянии были содержать насельников, живущих в обители. По всей территории Византии получило широкое распространение движение харистикариата — передача монастырей светским богатым лицам, способным содержать старые и строить новые монастыри. Известны многие примеры, когда богатые греки, выступая в роли ктиторов , брали благословение у правящего архиерея и приступали к строительству новых монастырей. Византийские императоры поддерживали ктиторское право, например, Юстиниан I в 131-й новелле устанавливал закон, согласно которому, если ктитор умирал, а начатый им строиться монастырь не достроен, то наследники умершего становились ктиторами данной обители. Однако харистикариат имел и негативные последствия. Часто светские лица, содержавшие тот или иной монастырь, воспринимали себя не как внешние жертвователи и благотворители, а как полновластные хозяева монастырей. По этой причине они грубо вмешивались во внутренние дела обителей: назначали игуменов , неугодных лично для них монахов изгоняли из монастырей, порой откровенно грабили обители и ввергали их в ещё бо́льшую нищету, начинали строительство новых обителей без согласия епископов и т. п. По вопросу о харистикариях в Х—ХІ веках развернулась большая дискуссия, отправной точкой которой явилась новелла императора Никифора II Фоки от 964 года, в которой частным лицам запрещалось основывать новые обители. Никон Черногорец выступал за строгое соблюдение канонов , в то время как императоры, а нередко также правящие архиереи , настоятели и монахи, исходя из экономической выгоды, часто закрывали глаза на злоупотребления ктиторов.

4 декабря 1084 года Антиохию и окрестные области захватили турки-сельджуки под предводительством султана Сулеймана . Никон спасся от них бегством в одном из монастырей Чёрной Горы, носящем имя святой Богородицы Гранатового Плода ( греч. τοῦ Pοιδίου ) — Роди́ев. принадлежал православным армянам-халкидонитам , или цатам ( греч. τζάτοι ). В этой обители Никон не обрёл покоя. Поскольку в Антиохии были трудное положение и неустройство в монастырях, Патриарший синод вновь благословил Никона на служение наставничества. В 1092 году, после своего прибытия в Антиохию, патриарх Иоанн Оксеит (1090—1099) предложил Никону поставить его католикосом Багдада , но Никон отказался. Патриарху не удалось уговорить Никона стать священником.

Сочинения Никона и их значение

« Пандекты » и « Тактикон »
« Пандекты » и « Тактикон »

Никон составил на греческом языке следующие книги: « Пандекты » ( греч. Ἑρμηνεία τῶν ἐντολῶν τοῦ Κυρίου ), « Тактикон » ( греч. Τακτικόν ) и так называемую «Малую книгу» ( греч. Μικρὸν βιβλίον ). Никону также принадлежит вошедший в « » рассказ об авве , подвизавшемся в Нитрийской пустыне .

В «Пандектах» он собрал правила и объяснения касательно общих обязанностей монахов. Это компилятивное сочинение по нравственной философии, в приложении к монашеству. Пользовалась большим авторитетом в Антиохийской церкви . «Тактикон» представляет собой размышления Никона Черногорца о Православной церкви , различных её нуждах, условиях её благосостояния, о неправославных христианах и др. Имеет значение для церковной археологии и общей истории, содержит сведения о положении дел на христианском Востоке во время борьбы христиан с турками-сельджуками.

В древнерусской письменности «Пандекты» были известны с XII века, а «Тактикон» — с XIV века. Сборники получили широкое распространение на Руси и имели сильное влияние на духовное просвещение древнерусского читателя. Сохранились многочисленные списки «Пандектов» в самых различных местах Руси. Одно из слов «Тактикона», трактующее о разделении церквей и ценное указанием и разбором полемических посланий, имевших хождение на Востоке во второй половине XI века, помещалось в русских сборниках XV—XVI веков в виде отдельной статьи.

В начале XVII века в Москве было предпринято печатное издание «Пандектов» и «Тактикона» Никона, но это предприятие приостановилось при самом начале. В 1795 года оба сочинения напечатаны по рукописи 1672 года.

«Пандекты», «Тактикон» и «Малая книга» не позднее первой четверти XIII века были переведены на арабский язык . С арабского языка Пандекты также были переведены на эфиопский .

Примечания

  1. от 23 августа 2014 на Wayback Machine .
  2. от 29 апреля 2016 на Wayback Machine .

Литература

  • Буланин Д. М. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси . Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.) / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л., 1987. — С. 292—294.
  • от 26 апреля 2016 на Wayback Machine
  • от 21 октября 2014 на Wayback Machine
  • от 21 октября 2014 на Wayback Machine
  • от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • Clercq, Charles de. Les textes juridiques dans les Pandectes de Nicon de la Montagne Noire. Venise, 1942.
  • Doens I. Nicon de la Montagne Noire // Byzantion. 1954. Vol. 24. P. 131–140.
  • (недоступная ссылка)
  • Solignac A. Nicon de la Montagne Noire, moine antiochien, XI e siècle // Dictionnaire de spiritualité. Vol. 11. Paris, 1982. Col. 319–320.
  • Nasrallah J. Un auteur antiochien du XI e siècle: Nicon de la Montagne Noire (vers 1025 — début du XII siècle) // Proche-Orient Chrétien. 1969. Т. 19. P. 150–162.
  • Nasrallah J. Histoire du movement littéraire dans l’Église melchite du V au XX siècle. Louvain; P., 1983. Vol. 3. T. 1 (969–1250). P. 110–122.
  • Γιάγκου Θ. Ξ. Νίκων ο Μαυρορείτης. Βίος — Συγγραφικό έργο — Κανονική διδασκαλία. Θεσσαλονίκη, 1991.
  • от 11 июня 2016 на Wayback Machine
  • Das Taktikon des Nikon vom Schwarzen Berge. Griechischer Text und kirchenslavische Übersetzung des 14. Jh. ediert von Christian Hannick in Zusammenarbeit mit Peter Plank — Carolina Lutzka — Tat’jana I. Afanas’eva. 1–2. Freiburg i. Br.: Weiher 2014. LXXIV, 1276 S. (MLSDV 62). ISBN 978-3-921940-58-7 .

Ссылки

  • от 20 декабря 2016 на Wayback Machine , (ч. 2-я, на бумаге под № 210), полууст. в два столбца, исх. ХІV века, в лист, 263 л., первые 15 напис. в ХVІ веке. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры .
  • от 19 июля 2013 на Wayback Machine , полууст., ХVІ века, в лист, 445 л., с заглавною заставкою. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры.
  • , в лист, полууставом XVI века на 478 л. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА .
  • от 30 июля 2013 на Wayback Machine , полууст. , нач. ХVІ века, в лист, 406 л., заглавная заставка с красками и золотом. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры.
  • . Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА.
  • от 7 ноября 2014 на Wayback Machine
  • от 7 ноября 2014 на Wayback Machine
  • .
Источник —

Same as Никон Черногорец