Сожжение
- 1 year ago
- 0
- 0
Сожже́ние в сру́бе — вид казни , возникший в Русском царстве в XVI веке , особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке . Эта форма казни описана в первой из Двенадцати статей царевны Софьи .
Сожжение как способ казни стало довольно часто применяться в Русском царстве в XVI веке во времена Ивана Грозного . В отличие от Западной Европы , в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах , что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен , заполненную паклей и смолой . Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев . Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками ( 14 (24) апреля 1682 года , Пустозерск ), немецкий мистик Квирин Кульман ( 1689 год , Москва ), а также, как утверждается в старообрядческих источниках, активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский ( 1656 год ) .
Последнее [ источник не указан 477 дней ] известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке : в деревянном срубе сожгли колдунью- камчадалку по приказу капитана Тигильской крепости Шмалева .
Исходя из утверждений ряда лиц, XVIII веке оформилась секта , последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Высказывается мнение, что обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти. [ источник не указан 17 дней ]
Документальных свидетельств о том, что солдаты занимались тушением горящих помещений, не сохранилось. Де факто каждый предполагаемый акт самосожжения старообрядцев, сведения о котором фигурируют в источниках, описывается солдатами, которые в прочих случаях занимались казнями. Историческая аналитика на данную тему, подходящая к явлению с позиций возможности проведения солдатами массовых бессудных казней под видом самосожжений, отсутствует.
Английский посланник Джайлс Флетчер , проживший в Москве полгода (в 1588—1589 годах), стал свидетелем одной из таких казней:
…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики .