Геноцид армян
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная конституция армян ( арм. Ազգային սահմանադրութիւն Հայոց (А згаин сахманадрутюн хайоц) ; фр. Constitution nationale arménienne ) или Положение об армянской нации ( осман. Nizâmnâme-i Millet-i Ermeniyân, نظامنامهٔ ملّت ارمنیان ) — свод правил, состоящий из 150 статей, составленных членами армянской османской интеллигенции и принятый 17 марта 1863 г. Османской империей . Документ касался деятельности армянского миллета ( тур. Ermeni Millet ), то есть армянской религиозной общины империи, определяла полномочия армянского Патриарха Константинополя и основала . Этот кодекс до сих пор применяется в некоторых церквях армянской диаспоры .
Сам документ на армянском языке назывался «конституцией», тогда как османско-турецкая версия называлась «положением» о миллете .
Период Танзимата , который начался в 1839 году, предполагал улучшение положения этнических и религиозных меньшинств Османской империи, в том числе армян . Хатти-шериф (1839) провозгласил равенство всех подданных империи . Затем, с принятием Хатт-и Хумайюн (новых реформ положивших начало второму периоду танзимата в феврале 1856 года), миллеты , то есть религиозные общины, стали автономными .
Конституция и внесённые в неё реформы, в результате которых было создано , частично являются ответом на жалобы армян на тяжёлые условия их жизни, а также на насилие и злоупотребления против них со стороны курдов и коррумпированных членов местных администраций .
Вопрос о регулировании армянской нации внутри Османской империи обсуждался в армянской общине с 1854 года, в частности, армянской интеллигенцией, получившей образование в Европе и примкнувшей к идеям революций 1848 года , а также духовенством . Среди них первая группа, в которую входили, в частности: Крикор Одиан, Сервитчен (Серовпе Витченян), Нигогайос Балян , Гарабед Утуджян, Крикор Маргосян, Диран Назарианц и Нахабет Руссинян, разработала первоначальную версию церковного регулирования, но он был отклонён амирой ( местной армянской знатью ) . Этот документ многократно дополнялся, перерабатывался и переписывался в период с 1854 по 1860 годы . 24 мая 1860 году вышло «Положение об армянской нации», которое в первую очередь касалось Армянского Константинопольского патриархата и роли самого Патриарха .
5 июня 1860 года депутаты всех сословий армянской общины встретились в рамках Общего собрания в Константинополе . По этому случаю была одобрена и подписана Национальная конституция и созданы временные советы . Копия конституции была представлена Высокой Порте для ратификации . В последующие три месяца были избраны новые советы, и жизнь общины была организована в соответствии с новым основополагающим текстом .
Однако 27 августа 1861 года османские власти запретили применение конституции . Армяне со своей стороны инициировали ее переработку, но на этот раз Высокая Порта пыталась взять на себя управление процессом, назначив специальный комитет во главе с Сервиченом . Конституция была пересмотрена и вторично представлена Порте в январе 1862 года . Порта внесла некоторые изменения, обеспечив ужесточение контроля над армянским миллетом . Наконец, правительство султана Абдулазиза ратифицировало её фирманом 17 марта 1863 года .
Национальная конституция или Положение состоит из 150 статей и одной преамбулы, в которых определяются права и обязанности личности и нации, в первую очередь вдохновленные идеалами 1789 и 1848 годов . Однако для османов онa не являлась « конституцией» в строгом смысле этого слова, а скорее постановлением, касающимся общинной организации армянского миллета .
По словам юриста Гюстава Ролен-Жакмэн : «принятие устава или положения армянской общины лучше соответствовало бы цели акта, который в конечном итоге имеет тенденцию организовывать своего рода полу-гражданское, полу-религиозное общество, чьи полномочия заканчиваются именно там, где начинаются полномочия истинного государства», Даже если она явно создает «полное конституционное здание» .
Как отмечают историки Анни и Жан-Пьер Маэ , конституция фактически ниспровергает «подобие конституционной монархии во главе с армянским патриархом Константинополя» . В этом подобии монархии, где существует разделение властей , исполнительная власть принадлежит патриарху, который больше не является всемогущим авторитетом в сообществе а «президентом общественных советов», где вдобавок «ослаблена исполнительная власть этих советов» . Полномочия патриарха ограничены конституцией, и поэтому он воспринимает эти изменения как атаку на свою власть и свое сообщество . Ранее он был не только духовным лидером армян Османской империи, но и светским главой (главой всех армян и армянской нации). Более того, как отмечает Мекердич Дадиан: «Действия патриарха по отношению к его духовенству носили дискреционный характер, доходивший до всемогущества» . Патриарх мог по своему желанию смещать епископов, а его юрисдикция распространялась на 50 областей .
Законодательная власть возложена на Национальное Собрание в составе 140 депутатов ( ереспохан ), мирян и духовных лиц из списка 220 депутатов, избранных прихожанами церкви . Это Собрание назначает патриарха и руководит его деятельностью в соответствии с концепцией исполнительной ответственности . Кроме того, собрание избирает из своей среды религиозный совет из 12 членов, который занимается монастырями , пожертвованиями, наследственным правом и больницами .
Собрание также избирает политический кабинет из 20 членов, который, в свою очередь, назначает два национальных совета — судебный совет под председательством патриаршего викария и школьный совет по вопросам образования . Таким образом, конституция устанавливает центральное и региональное правительство, местные собрания представителей нации, местные собрания представителей районов и епархий, национальные советы, ответственные за надзор за государственным образованием, администрацией, финансами и правосудием (в том числе гражданскими тяжбами ), положения, регулирующие электорат и право на участие в выборах, режим выборов, дисциплину собраний и способ пересмотра конституции .
Конституция также «гарантирует принцип равенства для всех» и «подчиняет выборы религиозных или гражданских лидеров решению всеобщего избирательного права» . Она гарантирует армянам империи реальную религиозную и культурную автономию . У каждого человека есть обязательства перед нацией а у нации — перед человеком . Армяне обязаны участвовать в выборах патриарха и в совете общины через его представителей, а также платить налоги для сохранения и защиты своих прав .
Для прогрессивных армян Конституция и Национальное Собрание представляли собой важный шаг вперед, который приближал армянский народ к современности и демократическим принципам.
Однако есть ряд ограничений. По мнению Гюстава Ролен-Жакмэна, конституция, по-видимому, была предназначена для организации армян Константинополя :
Гюстав Ролен-Жакмэн объясняет, что не следует переоценивать роль Конституции и Национального Собрания: «нигде не наблюдается серьезных гарантий ни коллективных прав нации, ни индивидуальных прав ее членов.» Как отмечают Анни и Жан-Пьер Маэ :
Выборы депутатов и заседания Высшего Собрания создавали у армянской знати Константинополя иллюзию участия в своего рода политической жизни. Но каким бы формирующим ни было это мероприятие для будущего, когда в конце столетия появятся настоящие армянские политические партии, ставка в настоящее время была весьма ограниченной. В действительности, внутренняя автономия общины не давала ей никаких гарантий против произвола османской администрации и никакой защиты от насилия и злоупотреблений, которые усиливались в анатолийских провинциях.
После проведения этих реформ, отношения между властями Османской империи и армянами значительно улучшились. Однако позже, в 1860-х годах, когда османы сумели подавить курдское сопротивление и больше не нуждались в поддержке со стороны армян в восточных провинциях, империя постепенно стала меньше прислушиваться к ходатайствам своих армянских подданых .
Во время патриархата Малакия Орманян (1896–1908) султан Абдул Хамид II приостановил действие конституции и потребовал её дальнейшего пересмотра . Генри Финнис Блосс Линч, во втором томе своей книги « Армения, путешествия и исследования» , опубликованной в 1901 году, писал, что Национальная конституция армян «практически приостановлена из-за напряженных отношений, существующих в настоящее время между Портой и армянами» .
С образованием Турецкой Республики в 1923 году, Национальная конституция армян была окончательно отменена .
{{
cite journal
}}
:
Проверьте значение даты:
|date=
(
справка
)