Крепость Святого Креста
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святого Креста на острове Ахтамар ( арм. Ախթամարի Սուրբ Խաչ եկեղեցի , тур. Akdamar Kilisesi, Surp Haç Kilisesi ) — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар , построенный в 915 — 921 годах .
Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков . Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом . С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви . Причиной этого являлось несогласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни . В 1114 году Собор в местечке Шугра в Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат . Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана . С XIII века , в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, было признано главенство Эчмиадзина . Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после геноцида армян 1915 года .
Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько видоизмененное в плане , длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м. . Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века . К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня , а в 1763 году высокая колокольня . В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит . Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.
Более чем тысячелетний храм сохранился без значительных видоизменений .
Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню , особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам- рельефами . При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение . Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов . Часто используемый художниками более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.), изображённый под карнизами нижней части храма, можно увидеть на предметах искусства Ирана и Кавказа . Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс, опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза » (иначе «Сбор винограда» ). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина , « по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных… на всем христианском Востоке » . В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу . На верхнем фризе храма исполнены горельефы , изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски . В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности .
Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета , образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры . В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, прослеживается связь с традициями сасанидского искусства . В некоторых изображениях животных отмечается мусульманское влияние, а влияние византийской иконографии — в религиозных сценах .
Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла . Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях . Сохранилось 2 слоя фресок . Предполагается, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда» . Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы . Как отмечает Л. Дурново, фрески Ахтамарского храма « поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды » .
В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована . 19 сентября 2010 года , впервые за 95 лет, в церкви прошла литургия , a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест . До этого отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привёл к массовым протестам армян всего мира . Ныне Ахтамар функционирует как музей . 8 сентября 2013 года в церкви было совершено таинство крещения 6 человек, в том числе одного младенца. Таинство совершил епископ Арам Атесян .
Благодаря географической изолированности (на острове) церковь сравнительно хорошо сохранилась. Один из ведущих армянских специалистов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высоком уровне , хотя ряд других специалистов указывают на незначительные недостатки .
В рельефах Ахтамарского храма видна непосредственная связь с традициями так называемого сасанидского искусства, главным образом в ряде иконографических мотивов.
Сцена праздника, расположенная в центре завитков виноградной лозы, определенно является одной из любимых тем сасанидской царской иконографии, она сохранена также в мусульманском искусстве.
Присутствие сасанидских мотивов очевидно в типах и передаче животных, в первую очередь кита в цикле об Ионе, который трансформировался в персидских сенмуров и гиппокампов. Влияние мусульманского искусства можно различить в некоторых других изображениях животных, а византийской иконографии — в религиозных сценах.
Корона царя Гагика, вариант сасанидской крылатой короны, безусловно, была той самой, которую он получил от калифа.