Геноцид армян
- 1 year ago
- 0
- 0
Геноцид армян в культуре — отображение геноцида армян в сфере культуры .
Первым фильмом о геноциде армян является картина « Ravished Armenia » (1919), от которой сохранился лишь 15-минутный отрывок. Документальные фильмы о геноциде армян сталкиваются с проблемой нехватки документального фото и кино-материала. Цензура Османской империи запрещала фотографировать депортации и убийства армян, в зонах военных действий свобода журналистов была также ограничена. Несмотря на это некоторое число фотографий тайно сделанных христианскими миссионерами и немецкими специалистами достигли Запада. Наиболее известные фотографии сделаны Армином Вегнером из немецкого Красного креста и консулом США Лесли Девисом. Киносъёмка депортаций или убийств армян никогда не предъявлялась общественности. Первый документальный фильм о геноциде «Где мой народ?» ( англ. Where Are My People? , продюсер Майкл Акопян) вышел в 1965 году к 50-й годовщине событий. Турецкая республика выразила протест и объявила Акопяна персона нон грата . В 1976 году были выпущены фильмы «Забытый геноцид» ( англ. The Forgotten Genocide ), получивший несколько наград на фестивалях и две премии Эмми , и «Армянский прецедент» ( англ. The Armenian Case ). Созданный в 1990 году по поручению калифорнийского совета по образованию фильм «Геноцид армян» используется в школьной программе десятого класса. На рубеже XX и XXI веков было создано несколько документальных фильмов, наиболее интересный из которых оказался «Скрытый холокост» ( англ. The Hidden Holocaust ). Фильм 2000 года «Голоса из Озера» ( англ. Voices from the Lake ) представил проблему геноцида через призму небольшого района Турции, где ситуация показывается глазами нескольких свидетелей. Фильм «Германия и тайны геноцида» ( англ. Germany and the Secret Genocide , 2003 год) исследовал связь геноцида армян и работу железной дороги Берлин-Багдад .
Турецкая республика оказывает препятствия попыткам снимать фильмы о геноциде армян. Неоднократные попытки студии Metro-Goldwyn-Mayer снять фильм по международному бестселлеру Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага» прерывались из-за давления Турции на Госдеп США. Некоторые сцены резни армян были показаны в фильме Элия Казана « Америка, Америка ». Первый художественный фильм о геноциде « Матушка » был снят в 1991 году французским режиссёром Анри Верней . Затрагивают проблему геноцида также фильмы «Комитас» Дона Аскаряна (Германия) и «Нахапет» Генрика Маляна (СССР). Теме геноцида армян посвящён фильм Атома Эгояна « Арарат » (2002) . Известные итальянские режиссёры Витторио и Паоло Тавиани сняли художественный фильм о геноциде по книге Антонии Арслан «Гнездо жаворонка» («La Masseria Delle Allodole»); фильм вышел на экраны в 2007 году.
В 2014 году турецкий режиссёр Фатих Акин на Венецианском кинофестивале впервые показал фильм « Шрам », посвящённый геноциду армян . Сообщается что «Шрам» стал первым фильмом этой темы, который был показан в Турции .В 2015 г. армянская киностудия Ман Пикчерс снял полнометражный игровой документальный фильм « », посвящённый 100-летней годовщине Геноцида армян. Фильм рассказывает о пяти европейских женщин-миссионерок, которые стали очевидицами геноцида армян и основательницами спасительных приютов для чудом спасшихся от смерти женщин и детей.
В 2016 году состоялась премьера художественного фильма « Обещание » (США), основанный на событиях геноцида армян и последних лет существования Османской империи , режиссёра и с Оскаром Айзеком , Кристианом Бейлом и Шарлоттой Ле Бон в главных ролях.
Геноцид, как источник боли и исторического самосознания, выражался в армянском искусстве, в том числе и в музыке. Считающийся «отцом армянской музыки» композитор Комитас в числе других армянских интеллектуалов был депортирован, но выжил. Не вынеся ужасов депортации, Комитас потерял рассудок и с 1919 года до самой своей смерти находился в психиатрической больнице Парижа. Большинство музыковедческих работ Комитаса было утеряно.
Устная традиция рассказов о геноциде отражается в песнях, наиболее полно представленных в работе Вержине Свазлян «The Armenian Genocide in the Memoirs and Turkish Language Songs of Eye-Witness Survivors» . Анализируя их, Свазлян отмечает, что песни созданы под непосредственным впечатлением исторических событий и отражают их, несмотря на турецкие слова песен, они армянского происхождения. Устная традиция, закрепленная в песнях, считается одним из доказательств геноцида .
В творчестве известной американской рок-группы System of a Down , состоящей из четырёх музыкантов-армян, часто затрагивается тема геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» (« Души ») для привлечения внимания к геноциду. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» (« Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы »). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с 1915 до середины 1920-х». Некоторые другие песни, в частности «X» ( Toxicity ) и «Holy Mountains» (« Святые Горы », Hypnotize ), также посвящены теме геноцида армян. Серж Танкян, вокалист группы, не обошёл геноцид армян и в своём сольном творчестве. В его второй альбом Imperfect Harmonies включена песня «Yes, It’s Genocide» на армянском языке.
Российская прог-рок / пост-метал группа в 2011 выпустила песню под названием 1915 , посвящённой трагедии армяно-турецкого геноцида.
Американский композитор и певец в сотрудничестве с армянским композитором Ара Геворгяном написали песню «Адана» в память жертв резни в городе Адана , армянское население которого подверглось геноциду одним из первых.
Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы « » написал о песне «Адана» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством для исполнения этой песни 24 апреля 2005 год] на концерте, состоявшемся в Ереване и посвящённом мероприятиям по случаю 90-й годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.
Рок-группа Louna выпустила песню «Незабудка» по мотивам событий 1915 года .
Ещё в конце XIX века армянский художник Вардгес Суренянц посвятил ряд своих картин («Попранная святыня», 1895; «После погрома»; 1899) кровавой резне армян в Западной Армении . Многие картины Аршиля Горки вдохновлялись его воспоминаниями о пережитых событиях . Знаменитая картина Горки «Портрет художника и его матери» — одна из основных тем в фильме «Арарат» Атома Эгояна .
Одним из ведущих армянских поэтов во время геноцида был Сиаманто . В 1909 году им был написан цикл стихов «Кровавые новости от моего друга», посвящённый резне в Адане. В своей поэзии Сиаманто, предшествуя британским «окопным поэтам» ( англ. The Trench Poets ) Первой мировой войны, отказался от метафизических и декоративных образов, отдавая предпочтение наглядным и реалистическим описаниям насилия. В числе 250 армянских интеллектуалов Сиаманто был арестован 24 апреля и позже убит. Другой крупный поэт, Даниэл Варужан , также был арестован 24 апреля, позже замучен и убит 19 августа. Многие стихи Егише Чаренца , родившегося в Карсе и пережившего геноцид в составе движения сопротивления, описывают ужасы геноцида. Ещё один автор стихов о геноциде, Ваган Текеян, в 1915 году находился в Каире и избежал смерти . В начале XX века теме геноцида армян посвятили свои произведения Владимир Немирович-Данченко , Сергей Городецкий , Валерий Брюсов , Владимир Сергеевич Соловьев («Три разговора» — рассказ генерала о зверствах башибузуков над армянами) и др.. Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля « Сорок дней Муса-Дага », изданный в 1933 году и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Курт Воннегут в 1988 году написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. использует место и время геноцида армян в качестве фона в своей новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Ещё одна книга, в которой также затрагивается тема геноцида армян, — роман Эдгара Хильзенрата «Предсмертная сказка» («Das Marchen vom letzten Gedanken»), изданный в 1989 году и в том же году удостоенный премии Альфреда Доблина (Alfred-Döblin-Preis). является автором пьесы «Лунное чудовище», которая повествует о двух людях, переживших геноцид армян.
Некоторые турецкие писатели, в частности Назым Хикмет и Орхан Памук , открыто говорили о геноциде армян. Орхан Памук за эти высказывания был подвергнут судебному преследованию . Геноциду армян посвящён роман турецкого писателя Халила Ибрахима Озджана «Средь пепелищ» («Küller Arasında»), вышедший в 2009 году . На теме геноцида строится и роман-реквием « Каменные сны » азербайджанского писателя Акрама Айлисли , опубликованный в 2012 году. Роман имеет посвящение — «памяти земляков моих, оставивших после себя неоплаканную боль» и, в частности, рассказывает об армянской резне в Айлисе , родном селе писателя, в 1919 году . Книга, лейтмотивом которой является раскаяние за геноцид, вызвала бурную кампанию осуждения в Азербайджане .
Первый памятник, посвящённый массовым убийствам армян, был поставлен в виде часовни в 1950-х на территории армянского католикосата в городе Антелиас, Ливан . Памятник содержит коллекцию человеческих костей их братских могил армян в Сирийской пустыне . В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен , состоящий из многочисленных хачкаров . Начиная с 1960-х годов, армянские диаспоры в разных странах начали ставить памятники, посвящённые геноциду, что вызывало протесты турецкого правительства. Большие памятники стоят в Монтебелло , Сидней , Сан-Паулу и Буэнос-Айресе , маленькие практически везде, где есть армянская община. В 1990 году памятная часовня была построена в сирийской пустыне Дер Зор — до настоящего времени она остаётся единственным памятником, стоящим на месте, связанном с геноцидом армян .
В 1965 году , в 50-ю годовщину геноцида, в Советской Армении прошли массовые несанкционированные демонстрации, посвящённые геноциду. На волне демонстраций и официального признания геноцида в Советской Армении было принято решение построить мемориал памяти жертв. Через два года в Ереване на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд («Ласточкина крепость») была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы Артур Тарханян и Сашур Калашян, скульптор Ованес Хачатрян). Памятник состоит из круглого Алтаря Памяти — двенадцати базальтовых стел, вкруг склонившихся над вечным огнём, и Обелиска Возрождения — узкого сорокаметрового обелиска, направленного в небо. Обелиск состоит из двух частей: меньшая символизирует диаспору, большая — Армению. Вдоль дороги на мемориал находится стометровая базальтовая стена, фокусирующая внимание посетителя на памятнике. Памятник лишен каких-либо декоративных деталей. До падения СССР памятник, исходя из политики по отношению к Турции, оставался без каких-либо надписей. В 1998 году на базальтовой стене были высечены названия основных городов и деревень, в которых происходила резня, заканчивая пустыней Дер Зор — заключительным местом высылки. Сегодня Цицернакаберд является местом паломничества для армян и воспринимается общественным мнением как универсальный памятник армянскому геноциду. Каждый год 24 апреля , в День памяти жертв геноцида армян , сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают по одному цветку к вечному огню, вокруг которого к концу дня образуется стена в человеческий рост .
В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим событиям. В музее представлено большое количество архивных документов, фотографий (в том числе сделанных Армином Вегнером ), и другие экспонаты. Музей проводит научные конференции и переводит армянские и турецкие документы на другие языки для помощи в исследовании армянского геноцида. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида .