Чайковский, Пётр Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Архиепископ Модест (в мире Даниил Константинович Стрельбицкий ; 17 (29) декабря 1823 , село Зиновинцы , Литинский уезд , Подольская губерния — 13 (26) апреля 1902 , Житомир ) — епископ Православной Российской церкви , духовный писатель, магистр Киевской духовной академии , архиепископ Волынский и Житомирский , Почаево-Успенской лавры священно-архимандрит.
Родился 17 (29) декабря 1823 года в селе Зиновинцы Литинского уезда Подольской губернии (ныне село Шевченка, в Литинском районе, Винницкой области, Украина).
Происходил из древнего шляхетского рода Стрельбицких , герба Сас , который известен с времён Галицко-Волынского княжества .
Отец и дед Даниила Стрельбицкого были греко-католическими священниками в Свято-Троицкой церкви села Зиновинцы. Дед — Николай Шайдевич, был священником Зиновинцев 35 лет, с 1796 по 1822 гг. и с 1835 по 1844 гг. Отец — Константин Стрельбицкий, служил в Зиновинцах с перерывом 22 года, сначала как греко-католик, с 1822 года по 1835 года и с 1844 по 1853 год, а потом принял монашество с именем Карп остаток жизни провёл в Свято-Успенской Почаевской лавре .
В 1828 году в возрасте пяти лет утром на новый год отрок Даниил получил паралич, от чего вдруг лишился языка, правой руки и ног. После того, как были использованы всевозможные средства, кои нисколько не облегчили болезни, отец кладет больного сына перед образом Богоматери в алтаре со словами: « Матір Божа, зціли сина мого, якщо він одужає, то я віддам його Тобі на службу » ( Матерь Божия, исцели сына моего, если он выздоровеет, я отдам его Тебе на службу ). Затем губой, которой отирается Чаша после потребления Святых даров, отер лик Богоматери, а после — лицо и голову своего сына. И — о неизреченное Владычицы милосердие — вечером того же дня отрок стал совершенно здоровым, первыми его словами после исцеления были: « тато, мама, дайтэ пыты » ( папа, мама дайте пить ).
С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии .
17 декабря 1848 года пострижен в монашество с именем Модест в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре.
30 января 1849 года рукоположен в иеродиакона , а 2 февраля в иеромонаха.
Был учителем певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедником в тюремном замке.
С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии , окончил полный курс наук с причислением к первому разряду воспитанников академии.
24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря . В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища.
25 декабря 1856 года возведён в сан игумена , назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими.
31 марта 1859 года определением Святейшего Синода присвоена ему степень магистра.
15 ноября 1858 года переведён ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище .
14 декабря 1860 года назначен инспектором и профессором в Минскую духовную семинарию .
3 апреля 1862 года возведён в сан архимандрита .
В 1863 году по ходатайству митрополита Литовского Иосифа (Семашко) определён Святейшим Синодом на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии . В 1863—1865 годах — библиотекарь Литовской семинарии.
В 1865—1866 годах состоял членом Свято-Духовского братства.
12 октября 1866 года перемещён инспектором и профессором в Черниговскую духовную семинарию .
11 сентября 1868 года архимандрит Модест назначен ректором Иркутской духовной семинарии .
25 декабря 1875 года избран действительным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. (с 1877 года — почётный член)
10 апреля 1877 года хиротонисан в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в епископа Екатеринбургского , викария Пермской епархии .
9 декабря 1878 года епископу Модесту Высочайше повелено быть викарием Холмско-Варшавской епархии.
С 27 июля по 27 августа 1880 года временно управлял Варшавской епархией , в отсутствие архиепископа Леонтия (Лебединского) .
7 июня 1885 года Высочайше утверждён епископом Нижегородским и Арзамасским .
В 1886 году избран почётным членом Православного Палестинского общества .
4 октября 1889 года избран почётным членом Нижегородского общества вспоможения бедным.
С 25 ноября 1889 года — епископ Волынский и Житомирский , настоятель Почаевской Успенской Лавры .
В 1892 году избран почётным членом Волынского управления Красного Креста .
15 мая 1892 года по Высочайшему повелению был возведён в сан архиепископа .
2 февраля 1901 года Модест Стрельбицкий, как глава « Волынского церковно-археологического товарищества » за вклад в развитие истории Украины-Руси (работа «Виїмки з жерел до iсторії України-Руси до половини XI віка»), награждает украинского историка Михаила Грушевского специальным дипломом «Волынского церковно-археологического общества» и принимают его в почётные члены данного общества.
Незадолго, перед смертью составил прошение к Ведомство православного исповедания, в котором завещал похоронить себя в Киево-Печерской лавре. Данное прошение было проигнорировано обер-прокурором и его ведомством.
Скончался в светлый праздник Воскресенья Господнего 13 апреля 1902 года и погребён под сводами Спасо-Преображенского кафедрального собора Житомира , под алтарём устроенной его преемником епископом Антонием (Храповицким) Анастасиевской церкви. Мощи - честную главу- святой Анастасии Римской архиепископу Модесту передал в дар Антиохийский патриарх Иерофей . Перед смертью Модест завещал святыню житомирскому кафедральному собору. К чудотворным мощам приезжали паломники из разных уголков империи .
На месте погребения архиепископа Модеста в советское время были склады. В 1993 года место погребения архиепископа Модеста и его предшественников Агафангела (Соловьёва) и Тихона (Покровского) найдено и восстановлено.
Высочайше пожалован императором Всероссийским Николаем II — «Наперсный Крест» , «Крест на Владимирской ленте», , знак «Холмского Православного Свято-Богородицкого Братства», знак «Красного Креста», Александровская медаль, орден Святой Анны І ст. с звездой , орден Святого Владимира ІІ ст. с звездой , орден Святого Александра Невского с звездой .
Известный украинский церковный историк, специалист в области церковной археологии Н. И. Петров написал в своей монографии об Преосвященном Модесте :
Это был человек с необычайными умственными дарованиями, но страстный любитель и собиратель старины. Пока он был на службе в великоросских епархиях, например, Екатеринбургской и Иркутской, то всю свою археологическую добычу направлял в наш (Киевский) Церковно-археологический Музей. В Иркутской семинарской библиотеке он отыскал несколько рукописей XVII и XVIII веков, имеющих непосредственное отношение к Киевской Академии, и сообщил о них нашему Обществу интересные сведения. В иркутском Посольском монастыре он отыскал шитую золотом архиерейскую палицу, будто бы пожалованную Петром I святителю Иннокентию Кульчицкому при назначении его начальником в Пекинскую миссию, и прислал её в дар нашему (Киевскому) Церковно-археологическому Музею.
Если же Преосвященный Модест вступал в управление какою-нибудь украинскою епархиею, то заводил в известной епархии свой местный церковно-археологический музей и уже не только не посылал своих пожертвований в Киев, на иногда пытался даже взять из Киева прежде пожертвованные нашему церковно-археологическому Музею. Таковы украинские епархии — Холмская викариатская и Волынско-Житомирская. На Холмскую кафедру он поступил с титулом Люблинского епископа около 1879 г. и тотчас же основал здесь, при Холмском Свято-Богородицком братстве, церковно-археологический музей.
Все рукописи (найденные Преподобным Модестом) были исключительно богослужебного характера, и только в одной из них, отнесённой мною к XV в., нашлась рукопись «Аристотелевы врата» — один из памятников древнерусской отреченной литературы. По моему указанию этот памятник издан академиком, профессором А. И. Соболевским.
Другой епархиальный музей Преосвященный Модест основал в Житомире, куда он переведен из Нижнего Новгорода на Волынскую кафедру в 1889 г. По печатным сведениям, этот музей довольно содержателен. Я не был в нём лично, но видел некоторые его предметы на археологической выставке в Киеве при археологическом съезде 1899 г. Из них мне особенно припоминаются древние деревянные резные напрестольные кресты, имеющие, по моему мнению, весьма важное значение в развитии украинского церковного искусства резьбы в XV—XVII вв. Древнейший из них имеет внизу надпись с именем какого-то митрополита Феоктиста, вероятно, митрополита Сочавского, скончавшегося в 1477 г. Этот крест, каким-то образом попавший в Южную Русь, должен был произвесть соответствующее подражание в украинском стиле. К таким подражаниям можно отнести в Житомирском музее крест, вырезанный в Гадяцком монастыре иеромонахом Софронием Ходоковским в 1651 г.
В одно из посещений Житомира Киевским генерал-губернатором гр. Игнатьевым , Преосвященный Модест устроил для него церковный маскарад (прости, Господи!), нарядившись в старые, потасканные ризы Житомирского музея, и совершил в них, с сослужащими ему лицами, торжественное богослужение