Interested Article - Анархо-синдикализм
- 2021-07-15
- 1
Ана́рхо-синдикали́зм (от др.-греч. ἀναρχία — безвластие; σύνδικος — защитник, общий; фр. syndicat — профсоюз , союз) — направление в анархизме , созданное Пьером-Жозефом Прудоном и Михаилом Александровичем Бакуниным . В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления , должны и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.
Сам термин анархо-синдикализм, как считает современный исследователь данного движения Вадим Дамье , возник в России, в десятые годы двадцатого столетия .
Из известных теоретиков анархо-синдикализма можно отметить Рудольфа Роккера , Диего Абада де Сантильяна , , Александра Беркмана , Эмилио Лопеса Аранго , , Исаака Пуэнте , Августина Зухи , , Всеволода Волина , Якова Кирилловского (Новомирский Д. И.) , Ноама Хомского .
Сущность анархо-синдикализма
Анархо-синдикализм, или рабочий анархизм , признаёт только низовую, неиерархическую самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие в органах власти , а также политические партии и иерархические рабочие союзы.
Анархо-синдикалисты призывают к развитию навыков самоуправления и солидарности через самоорганизацию в повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наёмных работников, против произвола капитала и государства , проводя забастовки и другие подобные акции протеста (так называемые акции «прямого действия»), чтобы подготовить тем самым социальную революцию, которая должна привести к торжеству либертарного (свободного, вольного) коммунизма .
Анархо-синдикалисты считают, что рабочие союзы должны действовать на основе принципа принятия решений всем коллективом , через общие собрания на местах. Они отвергают разделение людей по половому, возрастному, этнонациональному признаку, равно как и любые другие виды сегрегации и дискриминации .
Анархо-синдикализм отвергает все формы партнерства с бизнесом и государством: коллективные трудовые договоры, участие в судах, в выборах в органы государственной власти, соблюдение принципов государственного законодательства в ходе забастовок. Предполагается, что трудящиеся во время забастовочного движения должны развить в себе навыки самоорганизации, презрение к государственным законам и носителям принципа авторитета. Вместо колдоговоров предполагались временные боевые соглашения, согласно которым рабочие вновь приступают к труду после того, как их требования выполнены руководством предприятия, и не берут на себя никаких обязательств перед начальством.
Главное об анархо-синдикализме
Цели анархо-синдикалистов:
- Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня;
- Организация труда посредством создания ассоциаций производителей;
- Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое;
- Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях.
Рабочие-анархисты организуются в рабочие союзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям, а также территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких-либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров .
- Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме), бюрократов , а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся .
- Организация труда посредством создания ассоциаций производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. Подразумевается, что в обществе либертарного коммунизма производственный процесс будет организовываться и контролироваться непосредственно самими трудящимися, производителями, всем производственным коллективом в целом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны или общины , то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда должны будут все жители .
- Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком . Таким образом ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности и ликвидации самого существования классового общества , когда одни люди (власть, правители, буржуазия) заставляют основную массу населения (трудящихся, наемных работников) жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.
Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой .
- Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства (которое активно сворачивается с развитием капиталистической глобализации и неолиберализма ) люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности (тем более что капитализм подразумевает под собой, что какая-то часть людей всегда будет находиться на социальном дне, лишённая доступа к большинству, если ни ко всем общественным, социальным благам).
Это положение анархо-синдикалисты стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества .
- Прямое действие, как основа сопротивления. Отказ от участия в государственных выборах, от сотрудничества с судами, от исполнения государственных законов. Прямое действие призвано разрушить страх перед носителями государственной власти, подготовив общество к социальной революции.
Вехи истории
Генезис идей и революционный синдикализм
Исторически анархо-синдикализм восходит к работам Пьера Жозефа Прудона и Михаила Бакунина. Однако возник он далеко не сразу. Прудон заложил первоосновы, такие как идеи федерализма , примат экономической борьбы над политической (то есть подчинение политической борьбы экономическим интересам рабочего класса ) и объединения в рабочие ассоциации; отрицание капитализма, государственности которые были развиты в дальнейшем Михаилом Бакуниным. Отсюда проистекают одни из первых мостков к возникшему уже несколько позже анархо-синдикализму .
Собственно идеи и методы, лёгшие впоследствии в основу анархо-синдикализма, были сформулированы во время Первого Интернационала . Особенно ярко это проявилось в бакунистских секциях Интернационала, в Юрской Федерации . Однако Первый Интернационал был расколот по вопросу политической, парламентской борьбы; либертарное крыло, представленное Михаилом Бакуниным, противоположное — Карлом Марксом . Сторонники анархистских идей имели большое влияние на развитие рабочего движения в Испании, Франции, Италии, Бельгии , Нидерландах , и Латинской Америке .
Приблизительно к началу 1890-х годов анархисты оказались маргинальным движением, растерявшим своё влияние . Они были увлечены идеями индивидуального террора и «пропаганды действием», что подкреплялось увлечением идеями популярного тогда Ницше .
Развитие синдикалистского движения во Франции и обращение к нему анархистов способствовало постепенному выходу анархистского движения из кризиса . В 1892 году французские « биржи труда » (изначально они просто фиксировали спрос и предложение труда, однако быстро стали также и рабочими клубами, культурно-образовательными центрами) объединились с профсоюзным объединением (ВКТ) создав единую ВКТ, базировавшуюся на принципах революционного синдикализма. К 1912 году в ней состояло около 600 тыс. рабочих, из 1 миллиона организованных в профсоюзы .
« », принятая ВКТ в 1906 году является ключевым текстом в вопросе о развитии революционного синдикализма , отклоняющего парламентаризм в пользу революционной классовой борьбы .
Термины анархо-синдикализм и революционный синдикализм иногда используют как синонимы, однако эти термина несут различную смысловую нагрузку.
«Термин „анархо-синдикалист“ вошел в широкое употребление только в 1921-1922, когда стал применяться полемически, как уничижительное слово коммунистами любым синдикалистам …, кто выступал против усиления контроля над синдикализмом со стороны коммунистических партий» .
Использование термина «анархо-синдикализм» демонстрирует увеличивающийся разрыв между сторонниками так называемого ортодоксального , политического марксизма и участниками профсоюзного движения, которые защищали полную независимость рабочего движения от политических партий после Октябрьской революции . До того времени революционный синдикализм объединял собой представителей различных левых направлений, на классовой основе, без различия партийной принадлежности, как это и провозглашалось Амьенской хартией.
Дальнейшее развитие революционно-синдикалистских идей способствовало широкому развитию и распространению уже собственно анархо-синдикализма.
Анархо-синдикализм
После того как на рубеже 19-20 столетий анархистское движение оказалось в тупике, выход был найден в анархо-синдикализме:
«Анархо-синдикалистское движение, пришедшее на смену старому анархизму, который исчерпал себя в героических, но бесперспективных террористических акциях , стремительно вышло на политическую сцену. Оно стало олицетворением анархистских идеалов: широкое радикальное рабочее движение, стоящее на платформе отрицания государства и капитализма, выступающее за социальную революцию и использующее тактику «прямого действия»: всевозможные забастовки , вплоть до всеобщей, различный саботаж , бойкот , антимилитаристская пропаганда , вооружённое сопротивление в интересах защиты собственных жизни и свободы » .
Основная часть международного анархо-синдикалистского движения объединена в
Международную ассоциацию трудящихся
(МАТ) — Анархо-Синдикалистсий Интернационал, который был создан на учредительном конгрессе, проходившем в
Берлине
нелегально с 25 декабря 1922 г. по 2 января 1923 г., при этом периодически прерываясь полицейскими рейдами и арестами. Фактически это были наследники антиавторитарного крыла
Первого Интернационала
.
Наиболее известными и мощными оказались Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА), Итальянский синдикальный союз (УСИ) а также Национальная конфедерация труда (НКТ) и Федерация Анархистов Иберии (ФАИ) в Испании : на учредительном конгрессе МАТ делегаты от ФОРА представляли 200 тысяч членов, УСИ — 500 тысяч, НКТ представлен не был, по причине задержания их делегатов полицией по дороге в Берлин (на тот момент в НКТ состояло несколько сотен тысяч человек . Так, например, испанские анархисты оказались на передовой Испанской Революции и Гражданской войны 1936—1939 годов , проигравшие свою борьбу во многом из-за предательства союзников по антифашистскому лагерю, ударивших весной 1937-го года по анархистским тылам, подавив тем самым Революцию . В свою очередь члены итальянской УСИ приняли активное участие в сопротивлении установлению в стране фашистской диктатуры Муссолини , в Аргентине анархо-синдикалисты так же активно противодействовали авторитарным силам, а в Германии члены анархо-синдикалистского профсоюзного объединения ФАУД (на учредительном конгрессе МАТ их делегаты представляли 120 тысяч членов) активного участвовали в революционных событиях после Первой мировой войны , и были окончательно раздавлены глубоким экономическим кризисом , охватившем послевоенную Германию, породившем массовую безработицу и обнищание народа.
Ещё одно международное профсоюзное объединение, находящееся под сильным влиянием анархо-синдикализма — Индустриальные рабочие мира (ИРМ). этот союз был образован в 1905 году и сыграл свою немалую роль в развитии анархо-синдикализма в Америке.
«В США в 1905 г. по инициативе профсоюзов была образована организация «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), которая также приобретала все более отчетливый революционно-синдикалистский характер: она ориентировалась на прямое действие, стремилась сочетать выступления за непосредственное улучшение положения рабочих с борьбой за социальную революцию и новое общество, организованное на основе профсоюзов, управляющих производством. В отличие от официальных профсоюзов, ИРМ широко включали в свой состав также , иммигрантов , женщин» .
К началу Второй мировой войны анархо-синдикалисты оказались полностью дезорганизованы.
Послевоенный анархо-синдикализм
По окончании Второй мировой войны, на фоне развития кейнсианского социального государства, возрождение анархизма казалось маловероятным, анархистские идеи были не актуальны, хотя МАТ и восстановил постепенно свою деятельность.
После войны ИРМ пережил краткий подъем, который закончился уже к 50-м годам. Краткосрочный взлет анархо-синдикализма наблюдался в эти годы и в других странах, но в любом случае все эти организации продолжали оставаться лишь тенями былого движения, объединявшего раньше в своих рядах сотни тысяч, миллионы людей .
Современный анархо-синдикализм мало чем напоминает своих исторических предшественников. Анархо-синдикалисты практически отказались от прямого действия, тесно сотрудничают с судебными органами государства, заключают коллективные договора с бизнесом, что расценивалось бы историческим анархо-синдикализмом как социальное партнерство с капиталом и государством. Революционный подрывной потенциал анархо-синдикализма утрачен. Современные организации, использующие это название, больше напоминают обыкновенные профсоюзы (тред-юнионы). Никакой угрозы для государства эти организации не представляют.
Отношение к участию в политике
Синдикалисты в принципе отвергают любую форму парламентской деятельности, любое участие в законодательных органах. Они понимают, что даже самое свободное избирательное право не сможет смягчить зияющие противоречия сегодняшнего общества. Цель парламентской системы в том, чтобы придать ореол законности системе лжи и социальной несправедливости — предоставить рабам возможность поставить на своё рабство штемпель закона .
Анархо-синдикалистская ориентация многих ранних американских профсоюзов сыграла важную роль в формировании американского политического спектра, а наиболее значительным были Индустриальные рабочие мира. Соединенные Штаты — единственная промышленно развитая страна, в которой нет основополагающей политической рабочей партии . Так было не всегда. Например, в 1912-м году, Юджин Дебс (один из создателей ИРМ) набрал 6 % голосов в качестве кандидата в президенты от Социалистической партии , что было значительным достижением, если учесть что это произошло за 8 лет до принятия всеобщего избирательного права в США. Некоторые политологи отчасти приписывают отсутствие рабочей партии мажоритарной избирательной системе , имеющей тенденцию поддерживать двухпартийную систему. Это явление иногда упоминается как Закон Дюверже .
Дискуссионным продолжает оставаться история участия представителей Национальной конфедерации труда в республиканском правительстве Народного фронта в годы Гражданской войны 1936-1939-го годов. Тогда, в ноябре 1936-го года на министерские должности в правительстве Ларго Кабальеро были назначены анархо-синдикалисты Хуан Лопес (министр торговли), Хуан Пейро (министр промышленности), Фредерика Монтсени (министр здравоохранения), Гарсиа Оливер (министр юстиции). Данный политический ход был подвержен резкой критике со стороны многих низовых групп, и в частности группы Друзья Дуррути.
Критика и ответ на критику
Часть анархистов критиковали традиционный анархо-синдикализм после Второй мировой войны как анахроничный . Так например Мюррей Букчин писал в 1992, выступая против устаревшего, на его взгляд, анархо-синдикалистского представления о работе:
«Столь же „практичным“ и „реалистичным“, каким анархо-синдикализм может показаться, он представляет по моему мнению архаичную идеологию, внедренную в узко экономическое понятие буржуазного интереса, действительно секторного интереса как такового. Он полагается на постоянство таких социальных сил как фабричная система и традиционное классовое сознание индустриального пролетариата, которые радикально уменьшаются в евроамериканском мире в эру неопределимых социальных отношений и как постоянно расширяющихся социальных проблем. На горизонте современного общества находятся теперь более широкие движения и проблемы, которые, в то время как они должны обязательно вовлечь рабочих, требуют большей перспективы, нежели фабрика, профсоюз, и пролетарская ориентация» .
Синдикалисты думают, что анархистское и профсоюзное движение могут быть объединены, в то время как часть других анархистов не согласны с этим подходом. Синдикалист Эжен Варлен (Eugene Varlin) отстаивая синдикалистские идеи, писал:
«(...) огромное преимущество заставило людей приучится к жизни группами и таким образом подготовило их для более расширенной социальной организации. Это приучает людей не только жить друг с другом и понимать друг друга, но также и организовываться, обсуждать, и рассуждать о коллективистской перспективе». И эти союзы «формируют естественные элементы социальной постройки будущего; именно они могут быть легко преобразованы в ассоциации производителей; именно они могут сделать социальные компоненты и организовать производство» .
Анархо-синдикализм критикуют за то, что он преуменьшил роль важности собственно анархизма, или групп вне рабочего места и федераций, утверждая, что революционный индустриализм и территориальные союзы достаточно самодостаточны. Часть анархо-синдикалистов отрицают потребность в политической организации как таковой, и многие сегодня полагают, что профсоюзная деятельность привела бы к федералистской активности среди свободных рабочих:
«Революционный синдикализм, базирующийся на классовой борьбе, стремится к союзу всех работников ручного и интеллектуального труда в экономических организациях борьбы, борющихся за их эмансипацию от ярма рабства наемного труда и от притеснения государства. Его цель состоит в реорганизации общественной жизни на основе свободного коммунизма, посредством прямого действия революционного рабочего класса. Это предполагает, что одни лишь экономические организации пролетариата способны к пониманию данной цели, и, впоследствии, это обращение адресовано рабочим в роли производителей и создателей социального богатства, против современных политических рабочих партий, которые вообще никогда нельзя рассматривать с точки зрения экономической реорганизации» .
Прямое действие , будучи одним из главных основополагающих принципов анархо-синдикализма, согласно его сторонникам распространяется на политическую сферу. Для них рабочие советы — федерация всех рабочих всех отраслей промышленности в географической области:
«территориальный базис взаимосвязи организации, объединил всех рабочих одной области вместе и разжёг солидарность рабочего класса против и вопреки » .
Рудольф Роккер утверждал:
«Организация анархо-синдикализма основывается на принципах федерализма, на свободном объединении снизу вверх, помещая право на самоопределение каждого участника выше всего остального и признавая только органическое соглашение всех на основе тождественности интересов и общих осуждений» .
Таким образом, анархо-синдикализм вовсе не аполитичен, но вместо этого объединяет в себе экономическую и политическую деятельность, которые являются составными частями единого целого, подчиняя политические интересы экономическим. И, в отличие от некоторых критиков анархо-синдикалисты предлагают, что анархо-синдикализм отличается от реформистского профсоюзного движения, стремясь полностью уничтожить капитализм:
«[Анархо-синдикализм], имеет двойную цель: с неустанным постоянством он должен преследовать улучшение текущего положения рабочего класса. Однако, не давая себе оказаться поглощенными этими мимолетными интересами, рабочие должны заботиться, чтобы сделать возможным и неизбежным важнейший акт всесторонней эмансипации: экспроприацию капитала» .
В то время как коллективистские и коммунистические анархисты критикуют синдикализм за наличие потенциальной возможности того, что из общественной организации окажутся исключены граждане и потребители, не входящие в рабочие союзы, анархо-синдикалисты утверждают, что рабочие советы будут работать и за пределами рабочего места, в пределах всего общества, и будут работать, чтобы создавать и поддерживать учреждения, необходимые в любом обществе, такие как школы, библиотеки, дома, и т. д. Букчин считает, что:
«(...) [в] то же самое время, когда синдикализм проявляет это неослабевающее давление на капитализм, он пытается построить новый общественный строй в рамках старого. Профсоюзы и "рабочие советы" не являются просто средствами борьбы и инструментами социальной революции ; они - также та структура, что необходима чтобы построить свободное общество. Рабочие должны быть образованы [их собственной деятельностью в пределах профсоюза] в работе по разрушению старой власти собственников и в задаче перестройки безгосударственного, либертарного общества. Эти две [задачи] идут вместе» .
Организации революционных и анархо-синдикалистов
- Аргентина: Аргентинская региональная рабочая федерация (ФОРА)
- Великобритания: от 23 сентября 2020 на Wayback Machine
- Германия: от 20 сентября 2020 на Wayback Machine , АСМ
- Испания: Национальная конфедерация труда (НКТ)
- Италия: Итальянский синдикальный союз (УСИ)
- Нигерия:
- Норвегия: от 18 августа 2009 на Wayback Machine
- Польша: Рабочая инициатива
- Португалия:
- Румыния: от 17 ноября 2015 на Wayback Machine .(I.A.S.R.)- Расформировалось 12 октября 2015 года.
- Сербия:
- Словакия:
- Франция: от 1 июля 2007 на Wayback Machine
- Чехия: Федерация анархистских групп
- Австралия:
- Австрия: Свободный рабочий союз Австрии
- Бразилия: Движение за воссоздание Бразильской рабочей конфедерации
- Венесуэла: от 26 июля 2009 на Wayback Machine
- Греция: Антиавторитарное Действие
- Испания: от 5 июня 2009 на Wayback Machine
- Мексика: от 11 декабря 2008 на Wayback Machine , революционно-синдикалистская группа
- США: от 19 апреля 2009 на Wayback Machine
- Франция: от 11 сентября 2020 на Wayback Machine
- Хорватия: от 10 апреля 2009 на Wayback Machine
- Чили:
- Швеция: от 15 июня 2009 на Wayback Machine
- Швеция: Центральная организация рабочих Швеции (САК)
Анархо-синдикалистские организации в странах бывшего СССР:
- Россия: от 17 марта 2022 на Wayback Machine (Секция Международной ассоциации трудящихся (МАТ) — Анархо-Синдикалистского Интернационала на территории бСССР)
- Россия — Сибирь Межрегиональное объединение профсоюзов России « Сибирская конфедерация труда » (СКТ) от 15 октября 2014 на Wayback Machine
- Украина: Революционная конфедерация анархо-синдикалистов им. Н. И. Махно
Периодические издания анархо-синдикалистов на территории СНГ
- Газета « » и журнал « » — издания Конфедерации революционных анархо-синдикалистов
- Газета «Пряма Дія» — издание украинского студенческого синдикалистского профсоюза « Прямое действие » («Пряма дія»)
- Газета «Голос свободы» — Международный союз анархистов
См. также
Примечания
- Рублёв Д. И. от 25 февраля 2008 на Wayback Machine // Михаил Александрович Бакунин. Личность и творчество (к 190-летию со дня рождения). Выпуск III. — М.: Комиссия по увековечиванию творческого наследия П. А. Кропоткина при Институте экономики РАН, 2005. С. 140—159; Jameson, J. F. The American Historical Review (American Historical Association, 1895), P. 731.
- Дамье В. В. от 30 марта 2017 на Wayback Machine . (Опубликовано: Дамье В. В. Анархо-синдикализм в XX веке. — М.: ИВИ РАН, 2001)
- Дамье В. В. от 30 марта 2017 на Wayback Machine . (Опубликовано: Дамье В. В. Анархо-синдикализм в XX веке. — М.: ИВИ РАН, 2001); Rocker R. от 17 августа 2009 на Wayback Machine (1938)
- Rocker R. от 1 июня 2009 на Wayback Machine
- Бакунин М. А. Революционный катехизис // Анархия и порядок. — М.: Эксмо-Пресс, 2000; Rocker R. от 1 июня 2009 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 27 декабря 2016. 30 октября 2016 года.
- Прудон П. Ж. от 23 августа 2009 на Wayback Machine // Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. — М.: Республика, 1998. С. 6-202
- от 30 октября 2016 на Wayback Machine ; Rocker R. от 17 августа 2009 на Wayback Machine
- Кропоткин П. А. от 22 октября 2007 на Wayback Machine // Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. — М.: Издательство Эксмо, 2004. С. 792—841
- Рублев Д. И. от 25 февраля 2008 на Wayback Machine
- от 16 октября 2009 на Wayback Machine ; от 16 октября 2009 на Wayback Machine
- Эврич П. от 20 апреля 2013 на Wayback Machine — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.
- ↑ Дамье В. В. от 30 марта 2017 на Wayback Machine
- Berry D. A History of the French Anarchist Movement, 1917-1945. - Greenwood, 2002. P. 134. ISBN 0-313-32026-8
- Федоров А. от 17 августа 2009 на Wayback Machine
- Дамье В. В. Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Т. 1. — М.: НЛО, 2006. С. 258—260; Его же. от 30 марта 2017 на Wayback Machine ; Rocker R. от 2 июля 2020 на Wayback Machine
- Дамье В. В. от 30 октября 2016 на Wayback Machine // Наперекор № 9, 1999.; Оруэлл Дж. от 6 августа 2009 на Wayback Machine
- Гамбоне Л. от 21 марта 2012 на Wayback Machine
- Роккер Р. Принципы синдикализма
- Lipset, Seymour Martin and Marks, Gary, It Didn’t Happen Here: Why Socialism Failed in the United States (W. W. Norton & Company, 2001). ISBN 0-393-32254-8
- Ulrike H., Ulrike B. Anarchism: Left, Right and Green. — San Francisco: City Lights Books, 1994. P. 4. ISBN 0-87286-289-5
- Bookchin M. 18 августа 2009 года.
- quoted by Julian P.W. Archer, The First International in France, 1864-1872: Its Origins, Theories, and Impact (University Press of America, 1997), p. 196. ISBN 0-7618-0887-6 .
- The Principles of Revolutionary Syndicalism , point 1, Adopted December 1922 by the Berlin Congress of the International Workers' Association.
- Maura R. "The Spanish Case", contained in Anarchism Today, D. Apter and J. Joll (eds.), p. 75
- Rocker R. от 28 июня 2009 на Wayback Machine
- Pouget E. No Gods, No Masters: An Anthology of Anarchism, edited by Daniel Guerin (AK Press, 2005), p. 71. ISBN 1-904859-25-9
- Bookchin M. The Spanish Anarchists. - California: AK Press, 1998. P. 121
Литература
- / Шубин А. В. // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 671. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X .
- 2021-07-15
- 1