Подмокшее дело (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Де́ло о «коро́бке из-под ксе́рокса» — эпизод кампании Бориса Ельцина перед президентскими выборами 1996 года , связанный с предполагаемым нарушением правил валютных операций и финансирования .
Выборы Президента России были назначены на 16 июня согласно переходным положениям Конституции России и в связи с истечением срока полномочий Бориса Ельцина , избранного в 1991 году президентом России ( РСФСР ). Они прошли в два тура 16 июня и 3 июля 1996 года, став первыми и единственными в новейшей истории России президентскими выборами, где для определения победителя потребовалось два тура .
На участки 16 июня пришли 75,7 млн избирателей (69,8 %). По официальным результатам, в первом туре Борис Ельцин набрал 35,28 % голосов, опередив главу КПРФ Геннадия Зюганова на 3,25 %. Предпочтения регионов разделились почти поровну: президент набрал относительное большинство голосов в 46 субъектах из 89, а коммунист — в 43 .
Через несколько дней после первого тура, вечером 19 июня два политтехнолога из штаба Бориса Ельцина — организатор кампании «Голосуй или проиграешь» Сергей Лисовский и Аркадий Евстафьев , ближайший сподвижник главы предвыборного штаба Анатолия Чубайса , — были задержаны на выходе из Дома правительства . При них была упаковка для бумаги Xerox формата A4 , в которой лежали 538 тысяч долларов .
Санкцию на арест политтехнологов дал глава президентской службы безопасности Александр Коржаков . Тремя месяцами ранее он, глава ФСБ Михаил Барсуков и первый вице-премьер Олег Сосковец были отстранены от руководства кампанией Ельцина в результате «штабного переворота». Они предлагали Ельцину после принятия 15 марта Госдумой антибеловежских постановлений отменить выборы, распустить Думу и запретить КПРФ . Но в аппаратной борьбе тогда победили «либералы», настаивавшие на необходимости провести выборы. «Силовиков» во главе избирательного штаба сменили помощник президента Виктор Илюшин , председатель правительства Виктор Черномырдин , руководитель Администрации президента Сергей Филатов , Анатолий Чубайс , гендиректор НТВ Игорь Малашенко , зампред правительства Юрий Яров . Ответственной за «независимый контроль хода кампании» стала дочь Ельцина Татьяна Дьяченко . Задержание политтехнологов стало очередным этапом в противостоянии в окружении Ельцина «группы силовиков» с «группой либералов» .
Участники штаба смогли за вечер организовать информационную кампанию в поддержку Лисовского и Евстафьева. Татьяна Дьяченко настояла на том, чтобы Ельцина разбудили и он посмотрел вышедший после полуночи экстренный выпуск программы «Сегодня» , в котором Евгений Киселёв впервые употребил словосочетание «коробка из-под ксерокса». После выпуска президент сделал один телефонный звонок, и в четыре утра 20 июня Евстафьев и Лисовский были освобождены. На утро того же дня Коржаков , Барсуков и Сосковец по требованию президента написали прошение об отставке .
19 июля Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье о незаконных валютных операциях . Это дело было закрыто в апреле 1997 года , возобновлено в январе 1999-го и окончательно закрыто в мае 1999-го . Интересы Лисовского представлял адвокат Анатолий Кучерена . Курировал расследование начальник Управления ФСБ по Москве и Московской области Анатолий Трофимов (был убит в 2005 году) .
Согласно изданию «Лица», член предвыборного штаба Ельцина, сотрудник неназванного банка Борис Лавров показал, что он принёс деньги в Белый дом из департамента иностранных кредитов Министерства финансов . Обозреватель газеты « Совершенно секретно » Олег Лурье утверждал, что Лавров работал в Национальном резервном банке , главой которого был Александр Лебедев .
Александр Коржаков во время событий и позднее в своих воспоминаниях утверждал, что Служба безопасности получала сообщения о «расхищении» средств предвыборной кампании. Во время тайного вскрытия сейфа заместителя министра финансов Германа Кузнецова Службой безопасности в ночь на 19 июня 1996 года там были якобы обнаружены 1,5 млн долларов США. Коржаков утверждал, что сумма хранилась без документов об их происхождении, но с « платёжками » в адрес иностранных банков. Согласно Коржакову, Чубайс попросил заместителя уволенного Коржакова, чтобы ему «вернули его 500 тысяч» Татьяна Дьяченко, в свою очередь, говорила, что Коржаков «считал, что вот этим шумом — честный генерал предотвращает кражу в собственном предвыборном штабе — он сможет, с одной стороны, выслужиться перед папой, доказать ему, что он весь его, стоит на страже интересов президента, а с другой — и это самое главное — устранить усилившихся конкурентов и вернуть назад себе ускользающую власть» .
Борис Ельцин в книге «Президентский марафон» позднее вспоминал: «В дальнейшем проверка показала: состава преступления в действиях Лисовского и Евстафьева, заместителей Чубайса по работе в предвыборном штабе, не было. Однако увольнение Коржакова, Барсукова и Сосковца не было следствием только этого скандала. Длительное противостояние здоровых сил и тех, кто шёл на провокации, чтобы захватить власть в предвыборном штабе, наконец перешло в открытый конфликт. И я разрешил его» .
В 2010 году Татьяна Юмашева , руководитель Фонда первого Президента России Бориса Ельцина , вспоминала следующее :
Коржаков, по поручению папы , отвечал за контроль над всеми финансами предвыборной кампании. Поэтому он, в течение всей предвыборной кампании, внимательно наблюдал, как Лисовский, а также многие другие, десятки раз получали деньги — в коробках из-под ксерокса, в коробках из-под писчей бумаги, в других коробках, в кейсах, в том, в чём было удобно деньги донести и заплатить.
Чуть позже Татьяна Юмашева объясняла появление большого количества неучтенных наличных денег в президентской борьбе Ельцина следующими обстоятельствами :
Надо проводить выборы и без «нала», и без кейсов, и без коробок. Мне казалось это настолько очевидным, что даже как-то глупо это обсуждать. Всё равно что устроить горячую дискуссию по поводу того, каким быть лучше — здоровым и богатым или больным и бедным. Но в 96-м году это случилось.
Причин много. В комментариях есть некоторые ответы — почему. Например, коммунистическая дума специально приняла закон, урезавший предвыборный фонд кандидата в президенты до суммы, на которую президентские выборы не проводят, в лучшем случае губернаторские.
Александр Коржаков , отвечая Татьяне Юмашевой, сказал, что сотрудники службы безопасности президента возили неучтённые деньги в избиркомы по всей стране , но не могли допустить хищения этих денег «активистами» предвыборного штаба Ельцина .
Большую часть неучтённых наличных денег штабу Ельцина предоставили руководители коммерческих банков и крупных финансовых структур , причём оффшорные деньги проводились через юридическое агентство Игоря Шувалова и Александра Мамута «АЛМ» . Михаил Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте» утверждал, что ситуация с коробкой и деньгами была вызвана лишь желанием окружения Ельцина «пилить по-стахановски халявные бабки» в удачный для воровства момент выборов, высказывания же Татьяны Дьяченко он определял как сказанные намеренно с «оголённой простоватостью» .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|