Interested Article - Сабантуй

Борьба куреш на празднике

Сабанту́й ( тат. сабантуй, сабан туе , башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир .

Похожий праздник существует и у чувашей , а также у других народов Поволжья ( марийцев , мордвы , удмуртов ), так и у некоторых тюркских народов Кавказа ( балкарцев и ногайцев ), однако они имеют свою специфику . Имеются и некоторые различия в наименовании праздника и особенностях празднования сабантуя у различных этнографических групп башкир и татар.

Этимология

Сабантуй переводится с тюркских языков ( тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй ) как «свадьба (торжество) плуга» — « » (историческая разновидность плуга ) и туй — «праздник, свадьба» . Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме ( бәйрәм также означает «праздник»).

Похожие праздники

У чувашей имеется похожий праздник, имеющий с сабантуем общие корни, который ранее низовыми чувашами назывался — сапантуй , сапан туйĕ , верховыми сохату , теперь же повсеместно он называется акатуй где ака означает (посев) и туй — «праздник, свадьба» .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье .

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом , прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада .

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, датированная 1292 годом и содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя», что свидетельствует о праздновании Сабантуя еще в период Волжской Булгарии .

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников , впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба . И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледъліе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленіе о плодородіе земли и изобиліе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстаніем въ запуски и тому подобными» .

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Также известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя .

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя , то у восточных проводился после.

Сабантуй в настоящее время

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне.

Национальный федеральный праздник Сабантуй назначался в следующих городах:

Всероссийский сельский сабантуй

Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар , Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.

  • I (29 мая 2010 года) — с. Алькино (Похвистневский р-н, Самарская обл.)
  • II (19 июня 2011 года) — с. Шыгырдан (Батыревский р-н, Чувашия)
  • III (7 июля 2012 года) — д. Дубровка (Красноармейский р-н, Челябинская обл.)
  • IV (29 июня 2013 года) — с. Барда (Бардымский р-н, Пермский край)
  • V (24 мая 2014 года) — с. Малые Чапурники (Светлоярский р-н, Волгоградская обл.)
  • VI (2015) — д. Татарская Каргала (Сакмарский р-н, Оренбургская обл.)
  • VII (2016) — д. Старая Кулатка (Ульяновская обл.)
  • VIII (22 июля 2017 года) — д. Средняя Елюзань (Пензенская обл.)
  • IX (14 июля 2018 года) — с. Альменево (Курганская обл.)
  • X (29 июня 2019 года) — с. Камышла (Самарская обл.)
  • В 2020 году не проводился из-за коронавируса.
  • ХI (03 июля 2021 года) — д. Муслюмово (Муслюмовский р-н, Татарстан)
  • XII (02 июля 2022 года) — село Аксеново (Лямбирский район, Республика Мордовия)
  • XIII (27 мая 2023 года) — село Три Протока (Приволжский р-н, Астраханская область)

Международный шахтерский Сабантуй

Приволжский Сабантуй

Первый Приволжский Сабантуй пройдет в Нижнем Новгороде 8 июля 2023 года.

Общеевропейский Сабантуй

Общеевропейский Сабантуй — национальный праздник, проходящий на международном уровне.

Национальный общеевропейский праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

Примечания

  1. Валеев Г. К., Гайнуллин Ш. А. // Челябинск: Энциклопедия [электронная версия] (Челябинск: Энциклопедия / сост.: В. С. Боже , В. А. Черноземцев . — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.: ил. — ISBN 5-88771-026-8 ).
  2. Сабантуй / 54710 // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров . — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия , 1991. — ISBN 5-85270-160-2 .
  3. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата : Наука, 1976, С. 268.
  4. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России. XIX — начало XX вв. М. : Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б. Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, № 1. С. 73.
  5. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  6. . Дата обращения: 18 сентября 2011. 31 августа 2011 года.
  7. . Дата обращения: 16 ноября 2014. 29 сентября 2015 года.
  8. . Дата обращения: 17 сентября 2011. 25 мая 2014 года.
  9. (недоступная ссылка)
  10. . Дата обращения: 17 сентября 2011. Архивировано из 12 мая 2011 года.
  11. . Дата обращения: 17 сентября 2011. 10 сентября 2016 года.
  12. . Дата обращения: 17 сентября 2011. 29 ноября 2020 года.
  13. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова.. — СПб. : Норинт, 2014.
  14. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
  15. . Дата обращения: 3 января 2019. 3 января 2019 года.
  16. Шарафутдинов Д. // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2008. — № 1 . — ISSN . 22 марта 2016 года.
  17. (недоступная ссылка) Мировоззренческое, этическое и эстетическое измерения башкирских народных праздников. С.63
  18. . Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано из 12 мая 2013 года.
  19. Иоганн Готлиб Георги. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» ч.2. 1776 г.
  20. Янгузин Р. З. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  21. (англ.) . almenevo-sabantui2018.ru. Дата обращения: 9 апреля 2018. Архивировано из 9 апреля 2018 года.
  22. . ngs42.ru - новости Кузбасса (8 ноября 2022). Дата обращения: 28 мая 2023. 28 мая 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Сабантуй