Interested Article - Мультитач
- 2021-03-04
- 1
Мультитач (от англ. multi-touch — «множественное касание») — функция сенсорных систем ввода ( сенсорный экран , сенсорная панель ), осуществляющая одновременное определение координат двух и более точек касания . Мультитач используется в жестовых интерфейсах , например для изменения масштаба изображения : при увеличении расстояния между точками касания происходит увеличение изображения. Кроме того, мультитач-экраны позволяют работать с устройством одновременно нескольким пользователям . Таким примером является игра для iPad Cut the Buttons , которая имеет режим игры для двух игроков, каждый из которых управляет виртуальными ножницами двумя пальцами.
Мультитач позволяет не только определить взаимное расположение нескольких точек касания в каждый момент времени, но и определить пару координат для каждой точки касания, независимо от их положения относительно друг друга и границ сенсорной панели. Правильное распознавание всех точек касания увеличивает возможности интерфейса сенсорной системы ввода. Круг решаемых задач при использовании функции мультитач зависит от скорости, эффективности и интуитивности её применения.
Реализации
Мультикасание реализуется несколькими различными способами, в зависимости от размера и типа интерфейса ( экрана ).
Наиболее популярной формой мультикасаемых устройств являются мобильные устройства ( Samsung Galaxy , большинство современных моделей смартфонов HTC , iPhone , iPad , iPod touch ), мультикасаемые столы (например: Microsoft PixelSense (ранее назывался Microsoft Surface ) и мультикасаемые стены. Имеются также и реализации сферических мультикасаемых экранов (Microsoft Sphere Project , ).
В попытке сделать дорогие технологии более доступными любители также опубликовали способы построения DIY мультикасаемых-экранов .
История
Использование технологии началось с сенсорных экранов для управления электронными устройствами предшественника технологии «мультикасания» и персонального компьютера. Создатели первых синтезаторов и электронных инструментов , и Роберт Муг , экспериментировали с использованием чувствительных к нажатию ёмкостных датчиков для контролирования звуков, издаваемых их инструментами .
IBM начали строить первые сенсорные экраны в конце 1960-х, а в 1972 году выпустила PLATO IV — компьютер-терминал, используемый для образовательных целей, который использовал в своём пользовательском интерфейсе одиночные касания на 16x16 матрице сенсоров.
Первая реализация мультикасания на базе сенсорно-ёмкостного способа была разработана в ЦЕРН в 1977 году , на базе их ёмкостно-сенсорных экранов разработал датский инженер-электронщик в 1972 году. Эта технология была использована для разработки человеко-машинного интерфейса нового типа для управления синхрофазотроном .
В записке, датированной 11 марта 1972 года, Stumpe представил своё решение — ёмкостной сенсорный экран с фиксированным числом программируемых кнопок, находящихся на дисплее. Экран должен был состоять из множества конденсаторов , вплавленных в плёнку или в стекло медных проволочек. Каждый конденсатор должен быть построен так, чтобы поблизости находящийся проводник, такой как палец, привёл к увеличению электрической ёмкости на значительную величину. Конденсаторы должны были быть проволочками меди на стекле — тонкими (80 μm) и достаточно удалёнными друг от друга (80 μm), чтобы быть невидимыми (CERN Courier апрель 1974 стр. 117). В конечном устройстве экран был просто покрыт лаком , который предотвращал касание пальцами конденсаторов.
В начале 1980-х годов разработка технологии Multi-touch началась по всему миру практически одновременно. Например, 1982 году в Торонтском университете .
Сейчас различные технические воплощения технологии используются и активно продвигаются в продуктах компаний Apple , Nokia , Hewlett-Packard , HTC , Dell , Microsoft , ASUS , Samsung и некоторых других.
Внедрение Multi-touch-технологий уже опробовали постояльцы гостиничной сети Sheraton , ориентированной на деловых людей .
Хотя слово «мультикасание» обычно относится к сенсорным экранам, тачпады Apple , начиная с PowerBook , также распознают жесты несколькими пальцами . В PowerBook есть особый смысл — прокрутка — лишь у параллельного движения двумя пальцами, а в MacBook , MacBook Pro и MacBook Air уже распознаются двухпальцевые повороты и разведения-сведения, а также разнонаправленные штрихи тремя и четырьмя пальцами. Также эту технологию поддерживает новая мышь компании Apple — Magic Mouse и отдельный тачпад — Magic Trackpad .
Большинство современных больших мультикасаемых-экранов основаны на проекции. Есть также ИК -рамки, которые отслеживают несколько точек касания одновременно и могут использоваться с любыми типами дисплеев. В мире существует множество производителей, запустивших в серийное производство мультикасаемые ИК-экраны различных размеров: 32", 40", 42", 46", 50" —, при этом используются камеры и инфракрасная подсветка.
Большой популярностью в последнее время стали пользоваться сенсорные плёнки и стекло, производители которых покрывают все возможные размеры экранов от 17" до 50" и более.
Мультикасаемые-устройства с маленьким размером экрана быстро становятся обычным явлением, так, например, количество телефонов с мультитач-экраном увеличилось с 200 тыс., проданных в 2006 году, до 21 млн в 2012 году . Более надежные и настраиваемые мультитач-решения, а также увеличение количества и качества понимаемых жестов, делают популярным и удобным этот вид пользовательского интерфейса.
В январе 2010 года на выставке СES-2011 была представлена вторая версия сенсорного « рабочего стола » Microsoft PixelSense (ранее Microsoft Surface), который работает под управлением ОС Windows 7 и использует мультикасаемый интерфейс. Он также подешевел на треть и стал более доступным для массового потребителя .
Технологии
С физической точки зрения имеются следующие технологии, реализующие мультитач:
- резистивные
- поверхностно-ёмкостные, ( англ. Surface Capacitive)
- проекционно-ёмкостные ( англ. Projected Capacitive: PST)
- в ячейке ( англ. In-Cell),
- изгиба волны ( англ. Bending Wave),
- дисперсивного сигнала ( англ. Dispersive Signal (DST)),
- поверхностных акустических волн ( англ. Surface Acoustic Wave (SAW)),
- инфракрасные ( англ. Infrared (IR)),
- + нарушенного полного внутреннего отражения ( англ. Frustrated Total Internal Reflection (FTIR)),
- оптические технологии ( англ. Optical),
- + построение оптического изображения Optical Imaging
- + построение изображения ближнего поля Near Field Imaging (NFI)
Для работы с мультитакасанием наиболее популярны две технологии: проекционно-ёмкостная (PCT) и оптические (IR, SAW). Сенсорный экран на оптическом принципе можно сделать даже в домашних условиях из
видеокамеры
. Kinect (компании Microsoft) использует инфракрасный передатчик для получения шаблона точек, отражающих инфракрасные лучи. Искажение этого шаблона и измерение времени, которое потребовалось для отражения всех лучей от объектов в этом пространстве, позволяет создавать точные карты глубины пространства перед камерой. Изменения обновляются 30 раз в секунду и позволяют точно обнаружить и распознать движения.
Все оптические решения зависят от влияния внешних факторов: освещённости, солнечных лучей и температуры. Ёмкостное решение является самым надёжным, но существует проблема размера экрана, так как при этом типе технологии экран является антенной, то есть чем больше экран, тем больше антенна, а значит, и количество помех. Лидером в промышленном производстве ёмкостных мультикасаемых экранов является фирма N-Trig
, которая производит экраны величиной до 17".
Наиболее распространённые жесты мультикасаний на экране
- Сдвинуть пальцы — мельче
- Раздвинуть пальцы — крупнее
- Двигать несколькими пальцами — прокрутка
- Поворот двумя пальцами — поворот объекта/изображения/видео
Жесты мультикасаний на тачпаде
- Касание двумя пальцами одновременно — нажатие на правую кнопку мыши
- Касание двумя пальцами и вверх или вниз — вертикальная прокрутка
- Касание двумя пальцами и влево или вправо — горизонтальная прокрутка
- Касание тремя пальцами и вверх — переключение между приложениями
- Касание тремя пальцами и влево или вправо — переключение между окнами приложений
- Касание тремя пальцами и вниз — закрытие панели приложений
- Касание тремя пальцами — переход в поиск
- Раздвинуть пальцы — масштабирование
Применение
Устройства, использующие мультикасание:
- от Apple : iPhone , iPad , iPod touch , iPod nano , MacBook Pro , MacBook Air , Magic Trackpad , Magic Mouse
- Microsoft PixelSense (Microsoft Surface)
- Большая часть устройств на ОС Android
Программное обеспечение
Операционные системы, поддерживающие мультикасание :
- Mac OS X
- Windows Mobile 6.5
- Windows 7
- Windows 8
- Windows 10
-
Linux
(поддержка множества курсоров с
XServer
1.12)
- Дистрибутивы Linux — Xandros и Ubuntu (полная поддержка начиная с версии 10.10, частичная поддержка в 10.04) — перечисляют Multitouch в списке своих достоинств
- Apple iOS
- Nokia Symbian³ OS на флагманских моделях Nokia N8, Nokia C6-01, Nokia C7, Nokia E7, Nokia X7
- Google Android
- Samsung Bada
- Palm webOS
- Microsoft Windows Phone 7
- Microsoft Windows Phone 8
- BlackBerry OS 6.0, BlackBerry OS 10
- Neprash Technology’s N-Touch Platform.
Приложения, специально разработанные под мультикасание :
- :
- Microsoft Blackboard
- Microsoft Garden Pond
- Microsoft Rebound
- Microsoft Surface Collage
- Microsoft Surface Globe
- Microsoft Surface Lagoon
Windows 7 built-in:
- Panning
- Paint
- Hearts/Solitaire
- Taskbar Jump Lists
- Zoom, Rotate, Panning and Flicks in Windows Photo Viewer and XPS Viewer and Windows Live Photo Gallery
- On-Screen Keyboard.
- Internet Explorer 8
- англ. Multitouch Earth) англ. англ.
- Crazy Coins
См. также
Примечания
- (неопр.) . Дата обращения: 30 мая 2010. 26 июня 2012 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 6 января 2011. 26 сентября 2010 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 апреля 2011. 26 июня 2012 года.
- от 1 июня 2012 на Wayback Machine | xard.ru
- Buxton, Bill. от 12 июня 2018 на Wayback Machine
- , CERN Courrier, 31 March 2010 , < > . Проверено 25 мая 2010. от 4 сентября 2010 на Wayback Machine
- Bent STUMPE (16 March 1977), , CERN , < > . Проверено 25 мая 2010. от 6 февраля 2019 на Wayback Machine
- Bent STUMPE (6 February 1978), , CERN , < > . Проверено 25 мая 2010. от 6 февраля 2019 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- от 12 апреля 2010 на Wayback Machine (рус.)
- Тачпады от Synaptics (от 2 мая 2007 на Wayback Machine ) для ноут- и нетбуков также распознают описанные в статье и многие другие мультикасаемые жесты при использовании последних версий драйвера в Windows.
- от 2 июля 2011 на Wayback Machine Описание на сайте Apple (рус.)
- от 18 марта 2014 на Wayback Machine Описание на сайте Apple
- Wong, May. 2008. Touch-screen phones poised for growth от 31 августа 2012 на Wayback Machine . Retrieved April 2008.
- Статья на сайте Cnews.ru: от 11 января 2012 на Wayback Machine .
- «MTmini: Как собрать собственное мультикасание из картонной коробки и веб-камеры?»
- (неопр.) . Дата обращения: 6 января 2011. 23 сентября 2011 года.
- (неопр.) (6 сентября 2016). Дата обращения: 21 сентября 2016. 19 января 2021 года.
- 2021-03-04
- 1