Тиморская патака
- 1 year ago
- 0
- 0
Тиморская операция ( 19 февраля 1942 — 10 февраля 1943 ) — стратегическая военная операция вооружённых сил Японии против войск Австралии , Нидерландов , Великобритании и США в ходе Второй мировой войны с целью захвата острова Тимор .
В декабре 1941 года австралийские и голландские войска оккупировали Восточный Тимор для укрепления острова против возможного наступления японских войск . Японские войска высадились на остров 20 февраля 1942 года и встретили сопротивление небольшой объединенной группы противной им союзной коалиции, известной как Sparrow Force («Воробьи»), состоявшей из солдат Австралии, Великобритании и Нидерландов. После краткого, но упорного сопротивления японцам удалось заставить капитулировать большую часть сил противника (после трёх дней боёв), хотя несколько сотен австралийских коммандос продолжили вести партизанскую войну . Их снабжали ресурсами, сбрасываемыми с самолётов из Дарвина ( Австралия ). Кампания продолжалась до 10 февраля 1943 года , когда последние австралийские солдаты были эвакуированы. Тем не менее, ввиду оказанного сопротивления японские войска увязли в боях на Тиморе на шесть месяцев, что предотвратило их развертывание в другом месте. Хотя Португалия не была воюющей страной конфликта, многие восточнотиморские гражданские лица и португальские колонисты боролись против японцев на стороне сил антигитлеровской коалиции, предоставляли последним продовольствие, жилье и другую помощь. За это они заплатили высокую цену, и десятки тысяч мирных жителей Тимора погибли в результате японской оккупации, которая длилась до конца войны в 1945 году .
К концу 1941 года остров Тимор был разделен между двумя колониальными державами — Португалией (восточная часть со столицей в Дили и анклав Окуси-Амбено ) и Голландией (западной с центром в Купанге ) . Голландские войска на острове насчитывали 500 человек, сосредоточенных в Купанге, в то время как португальцев в Дили было всего 150 . В феврале австралийское и голландское правительства договорились, что в случае вступления Японии во Вторую мировую войну на стороне Оси, Австралия будет предоставлять самолёты и войска, чтобы защитить голландский Тимор. Португалия под давлением Японии поддерживала нейтралитет . Таким образом, после нападения японцев на Пёрл-Харбор, в Купанг 12 декабря 1941 года прибыл небольшой австралийский отряд, известный как «Воробьи» . В то же время два подобных отряда — «Чайки» и «Жаворонки» — были отправлены австралийцами, чтобы защитить Амбон и Рабаул соответственно .
«Воробьями» первоначально командовал подполковник Уильям Леггатт. Группа включала в себя Батальон 2/40, 2-й батальон коммандос майора Александра Спенса и батарею береговой артиллерии, в общей сложности около 1400 человек . Голландцы прислали на остров силы под командованием подполковника Нико ван Стратена: тиморский гарнизон, роту VIII-го пехотного батальона, резервную пехотную роту, пулемётный взвод XIII-го пехотного батальона и артиллерийскую батарею . Воздушную поддержку осуществляли 12 легких бомбардировщиков Локхид Хадсон 2-й эскадрильи Королевских австралийских военно-воздушных сил . «Воробьи» были изначально развернуты вокруг Купанга и стратегического аэродром Пенфуи на юго-западе острова, в то время как база снабжения была создана дальше на востоке, в Чамплонге .
К тому моменту правительство Португалии отказалось сотрудничать с союзниками, и, чтобы защитить свой фланг, 400 солдат голландско-австралийского контингента заняли Португальский Тимор 17 декабря . В ответ португальский лидер Антониу Салазар заявил протест союзным правительствам, в то время как губернатор португальского Тимора объявил себя пленником, чтобы сохранить видимость нейтралитета. Небольшой португальский гарнизон не оказал сопротивления союзникам, а местные власти и население негласно сотрудничали с ними .
Между тем, португальское и британское правительства достигли соглашения о выводе войск союзников из португальского Тимора в обмен на отправку португальцами войск на остров, чтобы сменить голландские и австралийские силы. Португальские солдаты отплыли из Лоренсу-Маркиш , Мозамбик , направляясь к Тимору, 28 января 1942 года на борту транспортного судна Жоао Белу . Однако японцы помешали высадке, и 7 февраля португальская экспедиция была вынуждена вернуться через Сингапур и Португальскую Индию.
В январе 1942 года союзные войска на Тиморе стали ключевым звеном в так называемом «Малайском барьере», установленным американо-британско-голландско-австралийским командованием под общим руководством генерала сэра Арчибальда Уэйвелла против японской экспансии в регионе. Дополнительный австралийский контингент, в том числе бригадный генерал Уильям Вил, назначенный командующим австралийскими силами на Тиморе, прибыл в Купанг 12 февраля . К этому времени многие члены группы «Воробьи», не привычные к тропическим условиям, страдали от малярии и других болезней . Аэродром Пенфуи в голландском Тиморе стал ключевым звеном в сообщении между Австралией и американскими войсками, сражавшимися на Филиппинах . Пенфуи подвергся нападению японских самолетов 26 и 30 января 1942 года , однако он уцелел благодаря действиям британских зенитчиков и, в меньшей степени, пилотов Р-40 33-истребительной эскадрильи ВВС США . В дальнейшем на защиту Тимора прибыли еще 500 голландских солдат и британская зенитная батарея, прибытие новых подкреплений планировалось в феврале .
Между тем, Рабаул был захвачен японцами 23 января , а Амбон 3 февраля , и группы «Чайки» и «Жаворонки» были уничтожены . Позднее, 16 февраля , союзническая колонна с подкреплением и поставками в сопровождении тяжёлого крейсера Houston , эсминца Peary и голландских шлюпов Swan и Warrego попала под интенсивный огонь японцев с воздуха и была вынужден вернуться в Дарвин без высадки . «Воробьи» остались без поддержки и стали ожидать нападения в любой момент .
В ночь с 19 на 20 февраля 1500 военнослужащих 228-го полка Японской императорской армии под командованием полковника Садашити Дои начали высадку в Дили . Первоначально японские корабли были ошибочно приняты за суда, перевозящие португальские подкрепления, и союзники были застигнуты врасплох. Тем не менее, они были хорошо подготовлены, и гарнизон начал упорядоченный отход, прикрываемый 2-й ротой австралийских коммандос, дислоцированных на аэродроме. По австралийским данным, спецназовцы убили примерно 200 японцев в первые часы сражения, хотя японская армия записала в свои потери только семь человек . 7-я рота австралийских коммандос случайно вышла к японскому контрольно-пропускному пункту. Несмотря на капитуляцию, по сведениям военного историка Брэд Манера, все они, кроме одного, были убиты японцами . Неизвестное количество оставшихся в живых австралийцев отошли на юг и на восток, в горные районы. Ван Стратен и 200 голландцев выдвинулись на юго-запад к границе .
В ту же ночь союзные войска в Голландском Тиморе испытали массированный налет японской авиации. Вслед за этим 228-й японский полк из двух батальонов общим числом около 4000 солдат начал высадку на незащищенной юго-западной стороне острова, у реки Паха. В поддержку пехоты японцы десантировали 5 танкеток Тип 94 и двинулись на север, отрезая голландские позиции на западе. Далее японцы выступили на северо-восток на Усуа, с целью отрезать отступление союзников. В ответ «Воробьи» немедленно двинулись дальше на восток, в сторону Чамплонга .
Леггатт приказал уничтожить аэродром Панфуи, но в районе Чамплонга союзники были перехвачены примерно тремя сотнями японских десантников . «Воробьи» начали отступление дальше на восток, а бойцы Леггатта стойко сдерживали натиск японцев. Кульминацией боя стала штыковая атака. К утру 23 февраля в живых остались лишь 78 десантников Батальона 2/40. У союзников стали заканчиваться боеприпасы, а большинство бойцов имели ранения разной степени тяжести. Леггатт принял предложение японцев сдаться в районе Усуа. Вил и оставшиеся в живых «Воробьи» — около 290 австралийских и голландских солдат — отступили на восток, к границе Голландского Тимора .
К концу февраля японцы контролировали большую часть голландского Тимора и область вокруг Дили на северо-востоке. Тем не менее, они не могли безопасно двигаться на юг и восток острова. В горах скрывались австралийские коммандос, которые начали рейды против японцев, при содействии местных жителей . Несмотря на то, португальские чиновники под управлением губернатора Мануэля де Абреу Феррейры де Карвалью оставались официально нейтральными, португальцы поселенцы и коренные жители Восточного Тимора, как правило, с сочувствием относились к союзникам, которые смогли использовать местную телефонную систему, чтобы общаться между собой и собирать разведданные о японских передвижениях. (В одном из антияпонских партизанских отрядов состоял известный политический деятель Мануэл Каррашсалан .) Тем не менее, союзники изначально не имели мощного радиооборудования и не могли связаться с Австралией, чтобы сообщить на родину о продолжении сопротивления .
Дои отправил австралийского почетного консула, Дэвида Росса, к коммандос, чтобы он передал им требование сдаться. Спенс ответил отказом. Росс дал коммандос информацию о расположении японских войск, а также написал записку на португальском языке, в которой каждому, кто поможет партизанам припасами, обещалась компенсация со стороны правительства Австралии . В начале марта силы Вила и ван Стратена наладили контакт с остатками 2-й роты и с помощью мощного радиопередатчика установили связь с Дарвином . В мае австралийский самолет сбросил над островом поставки для коммандос и их союзников .
24 мая солдаты Вила и ван Стратена были эвакуированы с юго-восточного побережья. а Спенс был назначен командиром оставшихся коммандос и произведен в подполковники. 27 мая ВМС Австралии продолжили эвакуацию союзников с Тимора .
В июне генерал Дуглас Макартур , теперь Верховный главнокомандующий ОВС союзников в Юго-Западной части Тихого океана, заслушал доклад генерала Томаса Блейми о том, что полномасштабное наступление союзников на Тиморе потребует значительных десантных сил (по крайней мере 10000 человек). Из-за этого Блейми рекомендовал отложить планы операции на острове .
Между тем, отношения между губернатором Феррейра де Карвалью и японцами ухудшались. Его телеграфная линия с правительством в Лиссабоне была отрезана. В июне 1942 года японский чиновник пожаловался, что губернатор отверг требования Японии по наказанию должностных лиц и жителей Тимора, которые оказывали содействие «армии вторжения» (австралийцам). 24 июня японцы официально пожаловались в Лиссабон , но не предпринимали никаких действий против Феррейра де Карвалью . В то же время Дои снова послал Росса к коммандос с сообщением, отмечая доблесть «Воробьев» и снова предлагая капитуляцию. Дои также просил передать, что ждет подкреплений, и в конечном итоге сможет собрать необходимые силы для уничтожения партизан. Однако на этот раз Росс не вернулся в Дили и был эвакуирован в Австралию 16 июля .
В августе японская 48-я дивизии под командованием генерал-лейтенанта Юити Цутинаши начала прибывать с Филиппин в гарнизон Купанга . Цутинаши начал попытки выжать австралийцев на южное побережье острова . Мощные японские колонны двинулись на юг из Дили и Манатуто на северо-восточном побережье. Еще один отряд двинулся на восток из голландского Тимора, атакуя голландские позиции в центральной южной части острова. Наступление закончилось 19 августа , когда основная часть японских сил была отправлена на Рабаул, но перед этим японцы успели захватить город Маубисс и южный порт Беко. Тем временем, в конце августа начался бунт жителей Маубисса против португальцев .
В сентябре основная часть японской 48-й дивизии вернулась на остров. Австралийцы также направили подкрепление. 23 сентября эсминец HMAS Voyager сел на мель в южной порту Бетано при высадке подкреплений и из-за бомбежки десант был отменен. Экипаж судна был благополучно эвакуирован двумя эсминцами 25 сентября 1942 года , а сидящий на мели корабль был подорван .
1 ноября командование союзников одобрило выдачу оружия португальским чиновникам. Примерно в то же время японцы приказали всем португальским гражданским лицам перейти в «нейтральную зону» к 15 ноября . Те, кто не выполнил требование, должны были рассматриваться как сообщники союзников. Этот приказ только подтолкнул португальцев к сотрудничеству с союзниками .
Спенс был эвакуирован в Австралию 11 ноября , а командир 2-й роты майор Бернард Каллинан был назначен командующим войск союзников в Тиморе. В ночь на 1 декабря австралийский ВМФ провел крупную операцию по эвакуации в Бетано 190 голландских солдат и 150 мирных жителей. Корвет Armidale был потоплен японской авиацией и почти все находившиеся на его борту погибли .
К концу 1942 года шансы союзников на возврат Тимора стали совсем призрачными, поскольку на острове насчитывалось уже 12000 японских солдат. Австралийские начальники штабов прикидывали, что для изгнания японцев с острова потребуется не менее трех союзных дивизий, с сильной поддержкой авиации и флота. Кроме того, усилия японцев по пресечению поставок австралийским коммандос становились все эффективней. В итоге с начала декабря австралийскую операцию на Тиморе стали постепенно сворачивать .
11- 12 декабря оставшихся «Воробьев», за исключением нескольких офицеров, эвакуировали на голландском эсминце HNLMS Tjerk Hiddes . В ночь на 10 января 1943 года остальная часть партизан была эвакуирована эсминцем HMAS Arunta .
В целом, хотя кампания на Тиморе имела незначительное стратегическое значение, действия австралийских коммандос сковали значительные японские силы, которые из-за этого не могли быть переброшены на Новую Гвинею .
Большинство жертв среди гражданского населения были вызваны японскими репрессиями против жителей, сочувствующих партизанам. Жертвы среди мирных жителей оцениваются в 40000-70000 человек . Потери союзников на острове — около 450 убитых и более 2000 японцев.
В конечном счете японские войска контролировали Тимор до капитуляции в сентябре 1945 года . 5 сентября 1945 года японский командир встретился с португальским губернатором Феррейра де Карвалью и вернул ему власть. 11 сентября австралийские войска прибыли в Купанг и приняли капитуляцию всех японских вооруженных сил на Тиморе от старшего офицера, полковника Каиды Тацуити .