Interested Article - Марраны
- 2020-06-22
- 1
Марра́ны или мара́ны ( исп. marrar «заблуждаться», араб. محرّم [мухаррам] «запрещённое») — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев , принявших христианство , и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.). Указ испанской правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской , принятый в 1492 году, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны . Большинство евреев бежало либо в Португалию (где через 5 лет история повторилась ), оттуда — на север Европы, либо в Италию , Османскую империю , страны Северной Африки . Однако часть евреев в Испании, а затем в Португалии, приняла христианство. Похожая участь в 1502 году постигла и мусульман (мавров), а через сто с небольшим лет — и морисков — потомков мавров, номинально принявших христианство.
Часто марраны и их потомки втайне продолжали сохранять верность иудаизму (полностью или частично). Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу анусим ( ивр. אֲנוּסִים букв. «принуждённые») — евреев, насильственно обращённых в иную религию. Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции , как и мориски.
На протяжении следующих нескольких столетий, во время колонизации Испанией и Португалией Южной Америки и островов Карибского моря , многие марраны поселились там. Часть из них присоединилась к сефардским евреям , нашедшим убежище в голландских колониях. Однако основная масса марранов растворилась в испаноязычном населении.
Согласно генетическим исследованиям Лидского университета , проведённым в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеют еврейские корни по мужской линии и 11 % имеют арабские и берберские корни.
Происхождение названия
Происхождение названия происходит от восклицания во время еврейской молитвы: Маран-афа или Маран-ата, что означает «Господь, приди». Но на испанском языке это презрительное прозвище. По-испански marrano означает «свинья». Евреи, принявшие христианство, на самом деле не отказывались от своей веры и читали свои молитвы. Поэтому созвучие слов «маран» и «маррано» закрепило презрительное прозвище для инаковерцев. Существуют, однако, и другие версии этимологии термина «marrano»: ивр. מראית עין ( мар’ит аин , «внешняя видимость»); арам. מר אנוס ( мар анус , «принуждённый»); ивр. מומר ( мумар , «выкрест») с испанским окончанием 'ano'; араб. mura'in («ханжа»).
Положение
Марраны часто подвергались погромам наравне с иудеями. Преследование марранов было одной из основных задач испанской инквизиции (1478—1835). Первоначально многие марраны достигали высокого положения в обществе. Но с 1449 года сначала кортесы , цехи , монашеские ордены и университеты , а позднее также королевская и папская власть ограничивали права марранов. Последний подобный закон был отменён в 1870 году. Тем не менее ещё в 1941 году святой Хосемария Эскрива де Балагер , происходивший из марранов, был арестован франкистами . Несмотря на то что в годы гражданской войны он призывал католиков воевать на стороне Франко, его подвергли допросам с целью выяснить, не влияет ли его происхождение на его деятельность и не является ли созданная им организация « Опус Деи » «еврейской ветвью масонства».
Традиционная еврейская историография полагала, что марраны эмигрировали исключительно по религиозным причинам. Однако ряд современных историков (например Бенцион Нетаньяху и А. Ж. Сарайва ) считают, что инквизиция пыталась не просто заставить марранов отказаться от тайного иудаизма, но и овладеть их имуществом. Для этого обвинения возводились на вполне искренних христиан, и они также эмигрировали, спасаясь от инквизиции .
Известные представители
Марраны сегодня
Сегодня с марранами себя идентифицируют некоторые жители города Порту , острова Мальорка и северо-восточных областей Бразилии.
В художественной литературе
- Ян Потоцкий . « Рукопись, найденная в Сарагосе » (1797—1815).
- Вилье де Лилль-Адан . «Пытка надеждой» (1888).
- Рафаэль Сабатини . «Торквемада и испанская инквизиция» (1913), также рассказ «Прекрасная дама» из сборника «Ночи Истории» (1917).
- Г. Р. Хаггард . « Прекрасная Маргарет » (1907).
В кинематографе
- Страшный суд , фильм 2006 года с Кристофером Ламбертом в главной роли.
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 11 июля 2013. 11 октября 2016 года.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- «Генетические Тесты в Испании» Николас Уэйд, New York Times, 12/05/2008 стр. А12
- Капланов Р. М. Испано-португальские евреи в России и на Украине (XVI—XVIII вв.). / Сборник трудов. — М. Сэфер, 2010.
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Лозинский С. Г. История инквизиции. — СПб. ., 1914.
- Зеленина Г. С. Огненный враг марранов. Жизнь и смерть под надзором инквизиции. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 396 с. — (MEDIAEVALIA). — ISBN 978-5-98712-824-4 .
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-06-22
- 1