Interested Article - Карагёз

Хадживат (слева) и Карагёз (справа)

Карагёз ( тур. Karagöz , буквально — чёрноглазый), 1) персонаж турецкого теневого театра , воплощение народного юмора , природной смекалки. 2) Театр кукол в Турции , получивший наименование от главного героя представлений. Возник в XVI веке. Помимо основного персонажа, в представлении участвовали: партнёр Карагёза Хадживат, горожане, анатолийские крестьяне, плутоватый дервиш и др. Иногда представления театра отражали недовольство широких масс правительством и существующими порядками.

Возникновение театра «Карагёз»

Впервые о Карагёзе услышали в Древней Греции , он занимал должность «комедийного раба», обладал природным юмором, сметливостью и наблюдательностью. Он мог спокойно выражать своё мнение о несовершенном мире, поскольку терять ему было нечего. Он регулярно выступал на греческих, а затем и византийских подмостках до тех пор, пока Константинополь не стал османской столицей.

Есть и сторонники версии, что в Турцию теневой театр пришел из Египта , а уже после этого в нем появились турецкие мотивы и характерные особенности. Окончательно театр теней «Карагёз» сформировался в 17 веке.

Мусульманское духовенство отрицательно относилось к театральным представлениям, но театр теней не попал под его запрет. Вот так бывший раб и стал турком, назвав себя Карагёзом. Именно тогда у него и появился товарищ Хадживат. Театр пользовался растущей популярностью, во дворце султана регулярно давались представления.

Характер персонажей и сценического действия

По характеру главный персонаж — черноглазый плут и бабник, сходный с Петрушкой или Полишинелем . В силу своей любвеобильности он беспрестанно попадает в тысячи комических и трагикомических положений; особенно комической считается пьеса «Карагёз — жертва своего целомудрия», где друг персонажа поручает ему строго присматривать за своей женой, а та старается соблазнить самого Карагёза.

О начале представления сигнализировал кларнет , после чего появлялся друг Карагёза Хадживат с грустной песней. Сама пьеса была простой, но в то же время увлекательной для тогдашнего зрителя. Карагёз всячески пытался соблазнить жену Хадживата, а муж всячески ему препятствовал.

Фигуры, которые участвовали в представлении, были изготовлены из кожи буйвола или верблюда . Кусочки связывали между собой таким образом, чтобы они походили на фигуры, а затем раскрашивали особыми красками.

Театр Карагёза широко распространился по всей Османской империи , в состав которой входила и Греция . И здесь, в Греции, он стал вполне современным греком и несколько изменил своё имя на новогреческий лад — Карагиозис . Друг же его, Хадживат, принял имя Хадзиаватиса ( ). Таким образом, персонаж вернулся к грекам уже в «отуреченном» виде.

Литература

  • Kudret, Cevdet. 2004. Karagöz . İstanbul: Yapı Kredi Yayınları. 119., Sanat, 2111. ISBN 975-08-0862-2

Георг Гоян. «2000 ЛЕТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА. Том первый: Театр древней Албании», Государственное издательство «Искусство», Москва 1995.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Карагёз