Interested Article - Русская посольская церковь (Константинополь)

Це́рковь святи́теля Никола́я Чудотво́рца — бывший православный храм при российском императорском посольстве в Константинополе в Османской империи .

История

В начале XVIII века в пригородном районе Константинополя Буюкдере было открыто первое российское дипломатическое представительство в Османской империи . Первым священником при русском посланнике (графе Петре Андреевиче Толстом ) был упоминавшийся в 1712 году священник-грек Анастасий Кондоиди . В 1720-е годы при посольстве была освящена церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая затем переносилась из одного наёмного здания в другое . В 1742 году был казнён посольский иеромонах Константин (Неаполитанский) , причисленный позднее Константинопольской православной церковью к лику святых. В 1808 году посольский дом и помещавшаяся в нём церковь со всей утварью сгорели. В связи с этим все члены церковного причта возвратились в Россию, а богослужения прекратились.

В 1816 году, при новом российском посланнике графе Г. А. Строганове , вышло Высочайшее повеление, «чтобы в стране, населённой толиким множеством наших единоверцев и служившей колыбелью первобытному христианству, непременно было богослужение, причём выбирались бы к такому месту те духовные особы, которые соединяли бы своё учение с примером христианских добродетелей и оправдали бы благие намерения Государя Императора». В 1818 году в загородном посольском доме в Буюкдере на втором этаже деревянного флигеля посольской канцелярии был устроен небольшой постоянный храм святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены . Богослужения в церкви совершались летом . В зимнее время члены посольства ходили в греческую церковь Кафийской Божией Матери.

Следующая церковь — святителя Николая Чудотворца была устроена при посланнике В. П. Титове и освящена 1 (13) апреля 1845 на верхнем (третьем) этаже нового здания российского посольства в Пере ( İstiklal Cad. , 219-225а), построенном в 1838—1844 годах по проекту архитектора * .

В 1913 года посол М. Н. Гирс пишет о значении духовного лица при посольстве: «По своему положению, представитель Св. Синода в Константинополе должен бы быть моим ближайшим естественным помощником в сношениях с Вселенской патриархией, и при обладании им высокими нравственными качествами, широким духовным образованием и тактом, мог бы приобрести огромное влияние среди местного православного духовенства и оказывать неоценимые услуги вверенному мне посольству при обсуждении с патриархией многих сложных вопросов, касающихся существенных интересов православной церкви на Востоке». Такое согласие, однако, существовало не всегда. Противостояние архимандрита Ионы (Вуколова) послу И. А. Зиновьеву , исполненное ссор и обид на личной почве, является отражением как несогласованности позиций МИДа и Святейшего Синода, так и противоборства двух направлений русской политики — прославянской и русской имперской со стороны посла и Ф. И. Успенского и прогреческой в лице архимандрита Ионы. По-разному понимаемый интерес России на православном Востоке приводил к недоразумениям и открытым конфликтам .

После вступления летом 1914 года Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии российское посольство покинуло страну, а посольские храмы были закрыты. Во время войны вблизи здания посольства были погребены моряки с погибшей в апреле 1917 года российской подводной лодки «Морж» .

Осенью 1918 года реквизированные храмы были снова открыты. В чердачном помещении посольского здания две комнаты получил архиепископ Анастасий (Грибановский) . К осени 1921 года оба посольские храма сформировали советы церковных общин, в которые вошли по одному представителю российского посольства. Посольские церкви входили в так называемый русский Константинопольский церковный округ, который в период с 1920 по 1924 годы имел автономный статус и фактически существовал в виде самостоятельной епархии. Оба здания посольства вместе с храмами в 1923 году были переданы турецкими властями Советской России. Церкви были закрыты , а Никольская община перешла в Ильинскую церковь при афонском подворье .

Настоятели

Настоятели посольской церкви за всю историю её существования
Даты Настоятель
1712 1719 священник Анастасий Кондоиди (? — 1737)
1721 —… священник Андрей Игнатьев (в монашестве — Аарон )
…— 1733 священник Петр Злоткович
1733 1736 , 1740 1742 иеромонах Константин (Неаполитанский) (…—1742)
1759 1765 архимандрит Дорофей (Возмуйлов)
…—…
… — 1799 архимандрит Леонтий
… — 1801 иеромонах Иерофей
1801 ( 1799 ?) — 1804 архимандрит Самуил (…—1828)
1804 1808 иеромонах (с 1805 — архимандрит) Вениамин
1808 1818 посольского храма не было
…— 1820 —… иеромонах Мелхиседек
…—…
… — 1847 1848 архимандрит Амвросий
11 (23) февраля 1848 1853 архимандрит Софония (Сокольский) (1779—1877)
27 мая ( 8 июня ) 1856 13 (25) июня 1857 архимандрит Феофан (Говоров) (1815—1894)
15 (27) июля 1858 23 августа ( 4 сентября ) 1860 архимандрит Петр (Троицкий) (1811—1873)
1860 1865 архимандрит Антонин (Капустин) (1817—1894)
16 (28) июля 1865 1869 архимандрит Леонид (Кавелин) (1822—1891)
19 апреля ( 1 мая ) 1871 1885 архимандрит Смарагд (Троицкий) (1836—1886)
4 (16) декабря 1885 9 (21) октября 1893 архимандрит Арсений (Изотов) (1823—1909)
декабрь 1893 1899 архимандрит Борис (Плотников) (1855—1901)
17 февраля ( 1 марта ) 1899 — 26 июля 1913 архимандрит Иона (Вуколов) (1864—…)
1913 — август 1914 архимандрит Ювеналий (Машковский) (1883—1941)
1919 1920 архиепископ Анастасий (Грибановский) (1873—1965)
1920 1921 протоиерей Валентин Руденко
1921 епископ Вениамин (Федченков) (1880—1961)
1921 1923 протоиерей Наканор Авксентьевич Соколов (1877—1938)
1923 1924 протоиерей Леонид Колчев (1871—1944)

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 ноября 2013. 3 ноября 2013 года.
  2. . Дата обращения: 4 сентября 2019. 4 сентября 2019 года.
  3. В 1867 году, при графе Н. П. Игнатьеве , этот дом, ставший к тому времени загородной резиденции посольства, перестроили и весной того же года храм освятили вновь. Вскоре после освящения за алтарём церкви появилось небольшое русское кладбище.
  4. Л. А. Герд «Константинопольский Патриархат и Россия. 1901—1914». 2012. ISBN 978-5-91674-233-6 — 320 стр.
  5. Никольский и Константино-Еленинский.
  6. Константино-Еленинский храм был в 1920-е переустроен в бойлерную, а восстановлен лишь в 2009 году
  7. Пострижение в монашество состоялось в Новоиерусалимском монастыре после 1714 года и, возможно, до 1721 года . В 1702 - 1707 годах служил в Адрианополе при русском посланнике П. А. Толстом. См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси . — СПб. , 1992. — Т. 3. Ч. 1.(XVII в.) А-З. — С. 81—83. ; Леонид (Кавелин), архим. Паломники-писатели петровского и после-петровского времени, или Путник во святой град Иерусалим // ЧОИДР. — 1873. — Т. 3 , № V . — С. 27—54 .

Ссылки

Источник —

Same as Русская посольская церковь (Константинополь)