Interested Article - Русалка

В. Прушковский . Русалки, 1877
Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Русалка — персонаж восточнославянской мифологии . Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере , в Поволжье , на Урале , в Западной Сибири , существенно отличаются от западнорусских и южнорусских . Считалось, что русалки опекали поля, леса и воды . До XX века в северных губерниях России слово «русалка» воспринимали как книжное, «учёное». Ранее этот персонаж был известен как водянтиха , шутовка , щекотиха , а на Юге России и Украине — как мавка .

Под западным влиянием в русской литературе и кинематографе образ славянской русалки слился с образом Морской девы , которая вместо ног имеет рыбий хвост и живёт в море. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для морских дев — mermaid .

Этимология

Согласно теории «римского влияния», которую отстаивали Ф. Миклошич и А. Н. Веселовский , слово русалка позднего происхождения, произошло от названия древнеримского праздника поминовения предков — Розалии (от лат. Rosalia «праздник роз, посвящённый умершим» ). В то же время историк-антиковед Т. Д. Златковская ставит под сомнение возможность заимствования персонажей древнеримской мифологии восточными славянами . По мнению мифолога Е. Е. Левкиевской , мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности .

Некоторые исследователи XIX века считали, что термин произошёл от слов «русло», «русый» или названия рек Руса , Рось , Раса и др. Или от растения «росен» (болгар. ясенец белый ), игравшего роль в обряде русалии , однако отмечалось, что это название тоже латинского происхождения .

По мнению И. Ягича , вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо .

В украинском языке сохранилось название мавка , в белорусском — водяница , купалка, как синоним русалки .

Мифологический образ

По версии академического словаря « Славянские древности » ( Л. Н. Виноградова ), русалка — это вредоносный дух , появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде. Восточнославянский термин «русалка» связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии .

По мнению В. Я. Проппа , русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни) .

В Малороссии и в Галиции существовало несколько представлений о русалках. По одним представлениям русалки отождествляются с мавками , по другим — с дикими жёнами, «мамунами» (обезьянами) у поляков и « вилами » у сербов и болгар , которые владели колодцами и озёрами, умели «запирать» воды. Чаще всего считается, что русалками становятся некрещёные дети, утонувшие девицы, девушки, умершие до замужества , а также те, кто родился или умер на Троицкой неделе . В западном Полесье существует легенда о том, как отец умершей девушки-невесты привязал её тело к столбу и таким образом «повенчал» её, чтобы она не стала русалкой .

В некоторых поверьях, русалкам приписывалась способность к оборотничеству . Считалось, например, что они могли принимать вид белок, крыс, лягушек, птиц (укр. харьк. ), либо показываться в виде коровы, коня, телёнка, собаки, зайца и других животных ( полес. ). Однако в большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки .

Среди населения Урала было представление, что русалки — это проклятые жёны и девы. Они живут в плоти, невидимо от людей, и будут жить так до пришествия Христа . Живут постоянно под водой, в обществе чертей .

В Полесье нередко слово русалка употребляется по отношению к умершим вообще или даже к конкретным умершим жительницам своих сёл.

Поверья о жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины фольклористы отмечали различие русалок полевых (то же самое, что « полудницы ») и лесных (« фараонки », из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Д. Зеленин , «Русалок нельзя признать определённо духами водными или лесными, или полевыми: русалки являются одновременно и теми, и другими, и третьими». По легендам русалок можно встретить в прудах, озёрах и проточных водах .

В большей части народных рассказов русалки изображены нагими и без головного убора. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах .

Также существовало поверье, что на Русальной неделе , когда в лесу ходят русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно бросить платок или что-нибудь из одежды, например рукав от платья. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, одежду и пищу, выбирают для себя любовников из их мужчин . Желание одеться побуждало русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

У восточных славян (а также у саамов ) было распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы . Это поверье часто использовали в качестве мотива художники и поэты — например, Шевченко в стихотворении «Утоплена».

В народных сказаниях в качестве гребней русалки использовали рыбьи кости . В Читинской области во второй половине XX столетия был записан рассказ- быличка о том, как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок, «и каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Согласно эпосам, другой отличительной особенностью русалок была их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей .

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

По поверьям, русалки питались рыбой и раками, а по ночам забирались в сараи и доили коров . Некоторые исследователи приводят рассказы крестьян, которые в XIX веке якобы часто видели русалок среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломали жито». Считалось, что в дикой степи они питаются различными травами и ягодами . В Галиции крестьяне считали, что «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» . [ стиль ]

Внешний вид

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

По мнению Зеленина определённого образа русалки нет. Широко распространённое у русских представление о шуто́вке, водяни́це, хи́тке, черто́вке, чаще всего как об уродливой женщине с огромной грудью, относится к жене водяного или к духу воды женского пола — образ, близкородственный русалке .

Упоминания о русалках с рыбьим хвостом в народных поверьях достаточно редки и, по-видимому, появились под книжным влиянием (см. морская дева , сказка « Русалочка »). Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских — mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля ).

Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьёв производит само название «русалка» — «с русыми волосами» .

Места обитания

По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе) , на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём . Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля , только врасплох) . В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги .

Описываемая в преданиях территория обитания русалок включает в себя часть Белоруссии , Смоленской и Курской областей. Считается, что белорусские русалки говорят «Уу-гу, уу-гу!» , а смоленские говорят «Рели-рели!» или «Гутыньки-гутеньки» . В Курской губернии, по народным преданиям, мелодии и ритмы народных песен были схожи с русаличьими. В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» оттого, что они лихо плещутся или лихо пляшут .

У полещуков считается, что постоянным пристанищем русалок является «зона смерти» (кладбище, могилы, «тот» свет и вода как граница между мирами), а местами их временного пребывания на земле на русальной неделе считались: ржаное или конопляное поле, межи, лес, деревья, места у воды, перекрёстки дорог и т. п. В селе Хоробичи Черниговской области говорили: «Русалки и в жите, и в воде живут — зимой они в воде, а в Русалны тыждень выходят в поля и леса» .

Характер

И. Н. Крамской . Русалки . 1871
«Русалка». 1992 г. Холст, масло. Художник С. П. Панасенко
Отрицательные черты

В русской мифологии русалки описывались как опасные существа, часто отрицательно настроенные к людям всех возрастов: в одних поверьях они кидались в людей камнями , ловя кого-нибудь щекотали до смерти и топили , по другим легендам — соблазняли молодых парней, заманивая их на глубину. Девушек русалки, согласно фольклору, не любят и ненавидят, всячески прогоняют из леса . В одной народной былине говорится, как русалка в шутку несколько раз тушила костёр, который развели несколько человек в ночь на Ивана Купала , и возмущённые люди чуть не избили её дубинами, заставив русалку убраться прочь . По белорусским народным поверьям русалкам свойственно бегать нагими и кривляться: человек, увидевший таких русалок, перенимает от них эту привычку .

По мнению В. И. Даля, русалки могли поймать стадо гусей, ночующее на воде, завернув им крылья так, чтобы птицы не могли взлететь . Согласно описанию А. С. Пушкина , русалки пугали всадников «плеском, хохотом и свистом» .

Среди крестьян распространялись несколько способов заставить русалку оставить человека в покое: устремить взгляд в землю и не смотреть русалкам в глаза. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан загово́р от так называемых «приставаний» русалки:

Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моём дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать .

Считалось, что люди, которые не снимают нательный крест, защищены от влияния русалок. Если же это не останавливало русалку, то крестьянин должен был уколоть её булавкой .

Положительные черты

Согласно народным поверьям, несмотря на свой нрав, русалки могли проявлять благородные черты характера в отношении некоторых людей: так, они очень хорошо относились к маленьким детям, спасая их от диких животных. Иногда в историях русалки спасали тонущего человека от гибели . Также русалкам приписывался весёлый характер: они часто «кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут» , устраивают свои развлечения ночью. Русалки считаются покровительницами плодородия. Крестьяне думали, что там, где русалки устраивали веселье, будет хороший урожай : в частности, там, где плясали русалки, лучше росли трава и хлеб; сами русалки защищали поля от всякой беды . По некоторым поверьям, если человек в Русальную неделю заметит русалок и скажет «Чур моя!», одна из них пойдёт за ним в дом и будет исполнять всю работу по дому вплоть до следующей Русальной недели .

Былички о домашних русалках

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, говорит что якобы «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу», и что они «кормятся по чужим семействам, в особенности в тех, где является ссора между семейными за столом» .

По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX—XX веков была записана следующая легенда :

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Русальная неделя

По народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Зелёные святки выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. Считалось что в « русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Поэтому с Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг — «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего старались приурочить к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей . Считалось что особенно активны русалки также в ночь на Иван Купала с 23 на 24 июня (с 6 на 7 июля по новому стилю ) . На следующий день ( Феврония-русальница ) последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов .

Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой ( укр. мавський, нявський великдень ) .

Русалии

Русалиями восточные славяне называли праздник в память умерших с поминальным обрядом ( поминальные дни ). Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (Русальная неделя) или в летний Иванов день ( Иван Купала ) . Словом русалия/русалии в древнерусских источниках называли праздник Пятидесятницы . Во время Русалий песни и гуляния затягивались далеко за полночь.

У южных славян Русалии отмечали на Святки (от Рождества до Крещения), на святую Пасху , со Спасова дня (Вознесенья) и, особенно, на Русальной неделе , когда приходят «русали» (или «русалки»). Болгары считали, что в среду на Преполовение (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу» .

В Македонии с Рождества до Крещения ходили по дворам мужские дружины — «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их . На севере Болгарии и северо-востоке Сербии группы «русалиев» или «калушар» ходили по сёлам на Троицкой неделе с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью. Считалось, что «русальскую» болезнь насылали русалки или самодивы , которые появлялись на земле с Вознесения. Группа мужчин ходила по сельским домам. «Русалии» исполняли возле больного (которого выносили и укладывали во двор или на поляну) обрядовые танцы с кружением и подскоками, иногда доводя себя до экстатического состояния и конвульсий, что обеспечивало — по народным представлениям — наиболее эффективное исцеляющее воздействие. Таким способом изгонялись из больного зловредные духи .

Древнейшее упоминание русалий — граффити № 23 (по А. А. Медынцевой) в Новгородской Софии , датируемое серединой XI века . Участвующие в обряде русалий женщины названы русалками в « Слове о злых жёнах » по списку «Златой Матицы», датируемому по водяным знакам второй половиной 1470-х — началом 1480-х годов .

Сравнительные характеристики

Использование сравнительной характеристики персонажей разных славянских традиций выявило много общего у женских мифологических персонажей: восточнославянской русалки , западнославянской богинки , болгарской самодивы , сербской вилы . Так, болгарскую самодиву могли называть русалкой . Термины русалка, богинка, самодива, вила распространены в качестве основных мифологических персонажей на значительных территориях проживания славян. Термин русалка — на всей восточнославянской территории, восточной Польше и северной Болгарии. Богинка — на всей территории Польши и приграничных зонах. Самодива — на всей территории Болгарии и приграничных сербско-хорватских зонах. Вилы — на сербско-хорватских территориях. Русалке могут соответствовать: в украинском ареале — мавка, навка, лоскотуха ; в белорусском — нимка, казытка, саўка, железнячка ; в восточной Польше — żytnie panienki, żytnie majki, żytniczki . Польские богинки могут называться: rusawki, pokutnice, mamony, placzki, odmienica, zly duch, babula, nocula, mara, diablica, czarownica, ubohenka . Болгарские самодивы могут также называться: бели-червени, медени-маслени, сладки-медени, живи-здрави, самовила, димна самовила, юда, благи, вихрушки, вражките керки, вила, дива, самоюда, русалка, русалиа . Сербскохорватские вилы: самовила, самодива, добрица, недобрица, бела вила, бела-црвена, водаркиња, приморкиња, jузеркиња, бодарица, пригоркињф, нагоркиња, загоркиња, белгорока, пештеркиња, планинкиња, плетикоса, златокоса, баждарица, златокоса, седмакиња .

Их облик не поддаётся чёткому и однозначному описанию, но обычно имеют антропоморфный женский, иногда детский, облик. Все они могут становиться невидимыми, и только люди с особыми качествами могли их видеть. В украинских и южнорусских поверья эти персонажи предстают привлекательными и молодыми. Начиная с Полесья и далее через Белоруссию к Русскому Северу усиливается тенденция изображить их уродливыми и старыми. В западнославянской мифологии богинки изображаются в виде безобразных старых баб. У южных славян вилы и самодивы чаще имеют привлекательный облик. Общей чертой у всех персонажей являются длинные светлые распущенные волосы, белые одежды и венок на голове.

Для восточно- и западнославянских персонажей отчётливо прослеживается происхождение от женщин, умерших «не своей» смертью. В восточнославянской традиции — это души детей, умерших до крещения; души девушек, умерших до вступления в брак. В западнославянской — души женщин, умерших во время родов или до послеродового церковного очищения, а также женщин, сделавших аборт. В южнославянских преданиях люди, понравившиеся самодивам и вилам, умирали и пополняли их ряды. Общим для всех славянских персонажей является способность самим заводить детей.

Живут все они за пределами обычного жилого пространства — возле воды, в лесу, в горах, пещерах, на небе, далеко от людей. Попадая в дом, персонаж меняет своё поведение и вредоносность — сидит за печкой, в углу, питается паром горячей пищи или приготовленным поминальным блюдом, незримо прядёт по ночам. Вилы, самодивы и русалки считаются подательницами влаги, способными «запереть воду». Русалки и богинки обычно купаются, плещутся, стирают бельё, заманивают в воду, топят. Появляются они обычно ночью, а исчезают с пением петухов. На земле они чаще всего пребывают в весенне-летний период, когда могут воздействовать на урожайность в период цветения.

Наиболее характерны для всех персонажей — это любовь к музыке, пению и танцам. А также способность к оборотничеству, прорицанию, знахарству и колдовству, и вредоносность, как черта нечистой силы. Наибольшей злокозненностью отличается польская богинка. Она же является единственной, не связанной напрямую с растительностью и воздействием на урожайность .

См. также

Примечания

  1. , с. 495.
  2. , с. 149.
  3. Гудкова Е. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine (culture.ru)
  4. — статья из Британской энциклопедии ; — статья из Британской энциклопедии (англ.)
  5. , с. 520.
  6. Златковская Т. Д. // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 48.
  7. Златковская Т. Д. // Советская этнография. — М. : Наука, 1978. — № 3. — С. 49.
  8. по господствующей теории «римского влияния» Ф. Миклошича и А. Н. Веселовского
  9. , с. 220.
  10. , с. 394.
  11. , с. 128.
  12. , с. 626—629.
  13. , с. 234.
  14. В. Я. Пропп, «Русские аграрные праздники», стр. 89-90
  15. «Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родиться обильнее» (С. В. Максимов, Нечистая сила, 102)
  16. , с. 497.
  17. , с. 227.
  18. , с. 496.
  19. , с. 162—164, 172, 297, 301.
  20. , с. 160, 208.
  21. , с. 133.
  22. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  23. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М: «Правда», 1989, стр.254, 481—484. ISBN 5-253-00598-6
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  25. , с. 160, 188.
  26. , с. 164.
  27. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  28. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3—4 С. 439—441
  29. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  30. Зеленин Д. К. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine . — М.: Наука, 1991. — С.419
  31. , с. 125.
  32. , с. 146.
  33. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  34. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  35. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139—140
  36. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  37. .
  38. , с. 181.
  39. .
  40. .
  41. .
  42. .
  43. , с. 183.
  44. , с. 132.
  45. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  46. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  47. , с. 526.
  48. , с. 193.
  49. , с. 168.
  50. , с. 190, 193.
  51. , с. 207.
  52. , с. 168.
  53. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. С. 139
  54. .
  55. от 4 декабря 2013 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей
  56. .
  57. .
  58. от 14 сентября 2020 на Wayback Machine // — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
  59. , с. 141.
  60. , с. 494.
  61. , с. 336.
  62. , с. 258.
  63. .
  64. , с. 244.
  65. .
  66. Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. XI—XIV века. М., 1978.
  67. Слово о злых женах (Подготовка текста, перевод и комментарии ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1999. Том 7 (Вторая половина XV века). от 3 мая 2018 на Wayback Machine . Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.
  68. Виноградова Л. Н. , Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // . — М. Наука, 1994 — ISBN 5-02-011499-5 — С. 18-33

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Русалка