Вашингтон, Джордж (изобретатель)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джордж Ва́шингтон Дело ́ нг (Де-Ло́нг) ( англ. George Washington DeLong ; 22 августа 1844, Нью-Йорк — 30 октября 1881 , устье р. Лена ) — американский мореплаватель и полярный исследователь.
Родился 22 августа 1844 года в Нью-Йорке , в Бруклине , в семье Леви Делонга, потомка французских гугенотов , и Кэтрин Гримз, происхождение которой не установлено. Первоначальное образование получил в Бруклинской школе, которая в 1857 году выдвинула его кандидатом для поступления в морское училище. Не получив согласия со стороны родителей, по окончании школы устроился работать в канцелярию адвокатской конторы.
Принимал участие в Гражданской войне между Северными и Южными штатами , затем поступил в , которую окончил с отличием в 1865 году . Получив назначение на военное судно, в течение трёх лет плавал на нём вдоль западных берегов Европы , Америки и в Средиземном море , зарекомендовав себя как прекрасный морской офицер и получив в 1869 году чин лейтенанта флота . В 1867 году познакомился с Эммой Уоттон, с которой 1 марта 1871 года вступил в брак в Гавре .
В 1873 году на корабле «Джуниата» он участвовал в поисках в море Баффина пропавшей американской экспедиции под руководством Чарльза Френсиса Холла , вышедшей из Гренландии на судне «Поларис», где проявил себя отважным и умелым моряком. Перед отправлением в плавание он посетил в Нью-Йорке известного мецената и полярного исследователя Генри Гриннелла , получив от него необходимые сведения и морские карты .
По возвращении в Нью-Йорк, Делонг выдвинул идею организации экспедиции к Северному полюсу , являясь сторонником гипотезы французского гидрографа и немецкого географа А. Петермана о «ледяном барьере» и «свободном ото льда море» в районе Северного полюса . По совету Г. Гриннелла, он познакомился с одним из приверженцев этой теории, издателем газеты « Нью-Йорк Геральд » Джеймсом Гордоном Беннеттом , давно обдумывавшим план подобной экспедиции и согласившимся её профинансировать .
В конце 1876 года совместно с Беннеттом Делонг начал подготовку к экспедиции. Приобретя у английского полярника Аллена Янга паровой барк «Пандора» , он переименовал его в «Жаннетту» ( англ. « » ) — в честь родной сестры Беннетта. Это относительно небольшое судно длиной 142 фута (43,3 м) имело водоизмещение 420 тонн , оснащено было паровой лебёдкой и двигателем мощностью в 200 л. с., но имело ледовое подкрепление только в носовой части, остальной же корпус был мало приспособлен для плавания в арктических льдах . Большое внимание уделено было подбору экипажа, а также оснащению и одежде, в частности, правительственным агентам на Аляске поручено было изготовить обмундирование из тюленьей кожи для 35 человек, ростом от 165 до 180 см, а также достать 40 ездовых собак и закупить до 100 тонн угля .
8 июля 1879 года, получив чин лейтенанта- коммандера , Делонг вышел из порта Сан-Франциско на «Жаннетте» с экипажем из 32 человек в направлении Чукотки , с целью разыскать считавшуюся пропавшей на судне « Вега » шведскую полярную экспедицию Норденшельда .
Сделав остановку на Аляске , 28 августа 1879 года прошёл Берингов пролив и вышел к Чукотке . В районе Колючинской губы, высадившись на берег, узнал от местных жителей, что судно Норденшельда ещё в июле освободилось ото льдов и ушло к Берингову проливу, поэтому принял решение плыть к Северному полюсу . При выходе в Ледовитый океан на «Жаннетте» было 33 человека экипажа.
2 сентября 1879 года , находясь в 100 милях от юго-восточного мыса острова Врангеля , Делонг встретил сплошной паковый лёд и пошел к северо-востоку, надеясь дойти до острова Геральда и встать там на зимовку . Однако через несколько дней, 6 сентября 1879 года, недалеко от острова Геральда, «Жаннетта» вмерзла в лёд и вскоре дала течь . В носовой части образовалась пробоина, через которую ежечасно поступало около 15 м³ воды. Большую часть времени дрейфующее судно оставалось на боку, тем не менее, на нём ежедневно производились всевозможные научные наблюдения.
В январе 1880 года после жестокого сжатия судно получило сильную течь, борьба с которой стала одним из основных занятий экипажа в течение всего последующего дрейфа. Она отнимала много физических сил при ручной откачке, а затем угля после наладки парового насоса . В целом первая зимовка была перенесена людьми достаточно хорошо. Правильно налаженный быт, наличие мяса тюленей , моржей и медведей , заготовленного осенней охотой, позволили поддерживать хорошее состояние здоровья экипажа. В то же время, в записях Делонга постоянно проскальзывало разочарование относительно достигнутых результатов экспедиции, касательно того, «что в первый сезон не удалось достичь высокой широты, что мы ничего не открыли и не достигли ничего ценного в научном отношении».
В течение всего 1880 года льдина с «Жаннеттой» выписывала замысловатые петли, весьма незначительно продвигаясь на северо-запад. Это обстоятельство, невозможность активно вмешаться в ситуацию, вызывали растущее уныние экипажа и командира, которые всё чаще выплескивались на страницы дневника Делонга: «… мы абсолютно бесцельно тратим и уголь и пищу. Зачем нужны здоровье и энергия, которых ни к чему нельзя применить? Арктические экспедиции расцениваются по результатам, а не по усердию и намерению их участников».
Однако с наступлением 1881 года, к всеобщей радости, скорость дрейфа значительно увеличилась, вселив надежды на получение первых результатов. 17 мая 1881 года экипаж увидел землю — небольшой островок, названный островом Жаннетты . 24 мая 1881 года экипаж увидел другой остров, названный по имени матери Беннетта — Генриетты . 2 июня санный отряд из 5 человек под командованием инженер-механика Джорджа Уоллеса Мельвилля , преодолевая тяжёлые торосы , высадился на него и поднял на нём американский флаг . Эти острова северо-восточной части Новосибирского архипелага позднее были названы островами Де-Лонга .
После того, как не приспособленная для плавания во льдах «Жаннетта», затёртая льдами, в течение почти двух лет носилась по океану, 12 июня 1881 года — вследствие сильного напора сплошного льда — она пошла ко дну и скрылась под водой утром 13 июня 1881 года на 77°15' северной широты и 154°59' восточной долготы , в 800 км севернее устья реки Лены .
Экипаж, высадившийся с лодками, санями и припасами, двинулся по льду на юг и вплоть до 12 сентября 1881 года не разделялся на группы. Двумя днями ранее, после долгих блужданий, они достигли Семёновского острова в море Лаптевых , плотно пообедав после удачной охоты на оленя и куропаток , а затем, оставив на острове письменный отчёт, снова двинулись в путь по направлению к устью Лены .
Для переезда через эту часть моря, совершенно свободную ото льда, Делонг поместил своих людей в три лодки, из которых в первой, кроме него, находилось ещё 13 матросов. Второй лодкой с лоцманом Денбаром и 6 матросами командовал лейтенант Чипп, третья лодка с 11 матросами находилась под командованием инженера Джорджа Мельвилля .
Сначала всё шло благополучно, но уже вечером 12 сентября 1881 года поднялась страшная буря и разогнала лодки в разные стороны. Мельвиллю повезло больше других: 14 сентября 1881 года он достиг восточной дельты Лены , а спустя два дня попал в один из рукавов этой реки и остановился со своими людьми в покинутой хижине. Через несколько дней местные якуты обнаружили моряков и пришли им на помощь.
Через две недели Джордж Мельвилль добрался до якутского стойбища, где нашёл двух посланных на разведку матросов с лодки Делонга. Люди были в состоянии полного истощения . Мельвилль решил отправиться на поиски Делонга. Он собрал местных жителей с санями и собаками и направился на север, вниз по Лене. После долгих и тщательных поисков он обнаружил многочисленные следы стоянок, ничего не узнав о самих людях, а наступление зимних метелей помешало дальнейшему продвижению вперёд.
В 1882 году предпринята была более основательная поисковая экспедиция под руководством Мельвилля, в надежде найти следы Делонга и его товарищей. В марте 1882 года на небольшом острове в северной части дельты Лены, в 20 километрах к востоку от Туматского залива, был найден их последний лагерь, тела моряков и капитана. По всей вероятности, все они умерли от голода, первым скончался Г. Г. Эриксен. На его могиле установлена была доска с надписью, остальных погибших похоронили на высоте Кюегельхая, получившей название Американской горы .
Судя по необычному для местных жителей и русских промышленников размеру потухшего кострища , имевшего диаметр около 2 м, умершие полярники старались до последнего поддерживать огонь, собрав вокруг немало плавника , но, в конце концов, силы окончательно их покинули . Рядом с телом Делонга был найден его дневник, который он вёл до последней минуты. Невозможно без содрогания читать его скупые, пронизанные болью и ужасом строки:
«Суббота. 1 октября 1881 г. 14 человек офицеров и экипажа с полярного судна США „Жаннетта“ высадились на лед. Мы пойдем к западному берегу Лены. Провианта у нас на 2 дня, а так как до сих пор мы были достаточно счастливы, то и не заботимся о будущем.
Воскресенье. 2 октября. Карта моя решительно никуда не годится. Я должен на авось продолжать путь на юг и предоставил Богу довести нас до какого-нибудь поселения человеческого, так как сами себе помочь мы не в состоянии… пищи хватит на 1 день.
Понедельник. 3 октября. У нас осталась лишь полуголодная собака. Да поможет нам Бог. При переправе лед подо мной треснул, и я окунулся в ледяную воду по самые плечи. На ужин ничего другого не оставалось, кроме собаки. Ели все, кроме меня и доктора. Дров мало, ночуем под открытым небом. Мы не согрелись, и высушиться нам не представляется возможным.
Среда. 5 октября. Повар готовит на завтрак чай из спитых чайных листьев… этим мы должны довольствоваться до вечера. Мы можем ждать спасения лишь от чуда — более никакого исхода я не вижу.
Четверг. Все очень слабы…
Пятница. Последняя горсточка чая опущена сегодня в котел, и теперь нам предстоит переход в 35 верст, на которые мы имеем — немного спитого чая и 2 полштофа спирта.
Суббота. Завтра: 20 грамм спирта в полупинте горячей воды. Холодно. Мало дров. На ужин — 10 грамм спирта.
Воскресенье. Отслужили церковную службу, и я отсылаю двух матросов за помощью. Перешли через реку. Снова провалились под лед.
Понедельник. Последние 10 грамм спирта. Съедаем куски оленьей кожи. Истощены окончательно. На ужин — лишь по ложечке глицерина.
Вторник. Буря со снегом. К дальнейшему продвижению не способны. Дичи нет. Больше нет дров.
Среда. На обед сварили две пригоршни полярной ивы в горшке воды. Навар выпили. Мы делаемся все слабее и слабее.
Четверг. Чай из травы. От посланных матросов нет вестей. Нет обуви.
Воскресенье. 30 октября. 140 день экспедиции. Дальше идти нет сил…»
7 января 1883 года останки Делонга и его спутников по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Д. Г. Анучина доставили в Якутск , а 5 декабря того же года — в Иркутск , чтобы передать там представителям американского правительства. По инициативе Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества и распоряжению иркутской городской администрации, на центральной Тихвинской площади была разбита для них палатка, у которой установлен почётный караул . Вслед за этим тела отправлены были на родину в сопровождении прибывших в Иркутск ещё летом 1882 года Мельвилля , Ниндемана, Нороса и остальных 10 выживших членов экспедиции .
В 1884 году Делонг и пять его спутников были торжественно похоронены в Нью-Йорке на кладбище Вудлон . В 1928 году стараниями вдовы Делонга Эммы Уоттон там установлен был памятник работы скульптора Леонарда Краске . В предисловии к мемуарам Эммы «Жена исследователя» ( англ. Explorer's wife ; 1938) Вильялмур Стефансон пишет о своём восхищении деятельностью Делонга .
В 1937 году советская арктическая экспедиция под руководством В. Ю. Визе на ледокольном пароходе «Садко» достигла острова Генриетты, организовав там полярную станцию, сотрудники которой в следующем году обнаружили полуистлевший рапорт Делонга .
Летом 1884 года у южных берегов Гренландии (около 45° западной долготы) были найдены вмёрзшие в льдину несколько листков корабельных бумаг, матросские брюки, доска, бочонок. Метка на брюках, собственноручная подпись капитана Делонга на бумагах, надпись на доске помогли установить, что все эти предметы были с затонувшей 3 года назад «Жаннетты» . Этот долговременный дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий . Эту идею он реализовал в своей знаменитой экспедиции на «Фраме» .