Interested Article - Тамильский кинематограф

Тами́льский кинемато́граф ( там. கோலிவூட ), или Колливу́д — общее название производимых в Индии фильмов на тамильском языке . Хотя тамильское кино снимают и на Шри-Ланке , центром тамильского кинематографа является город Ченнаи (бывший Мадрас), расположенный на восточном побережье Индии, административный центр южноиндийского штата Тамилнад . Большинство связанных с производством фильмов предприятий расположено в районе , от которого произошло по ассоциации с Голливудом название этой местности — Колливуд, которое используется как синоним сочетаний «тамильский кинематограф» и «тамильское кино».

По данным индийского Центрального управления сертификации кинофильмов ( англ. Central Board of Film Certification ), только в 2003 году был выпущен 151 фильм на тамильском языке. Таким образом, Колливуд занял третье место в Индии после производства фильмов на хинди Болливуд », 246 фильмов) и на телугу Толливуд », 155 картин) . Если в 2005, 2006 и 2008 годах Толливуд и Болливуд поменялись местами, и лидирующая позиция на кинорынке в эти годы принадлежала кинематографу на языке телугу (в эти годы в Толливуде было снято самое большое и даже рекордное количество фильмов в Индии) , то тамильский кинематограф стабильно занимал третье место. Однако ситуация изменилась в 2012 году, когда по количеству произведённых кинокартин Колливуд вышел на первое место (262 фильма), обогнав Толливуд (256) и Болливуд (221) . Лидирующую позицию тамильский кинематограф удерживал и в следующем, 2013 году, когда в Колливуде было снято 292 фильма, в Толливуде — 280, а в Болливуде — только 255 кинокартин . В 2014 году Колливуд отступил на вторую позицию (326 фильмов), вновь уступив лидерство Толливуду (349), а Болливуд (263) остался на прежнем третьем месте, как и в предыдущие годы . Таким образом, кинематограф штата Тамилнад входит в число трёх крупнейших киноиндустрий Индии наряду с хинди (Болливуд) и телугуязычной (Толливуд) киноиндустриями. За последнее время кинематограф на тамильском языке снискал себе репутацию первопроходца и стартовой площадки для новых технологий и новых формул сценария во всей южноиндийской киноиндустрии . Более того, на сегодняшний день кинопродукция Колливуда является основным источником ремейков для других индийских киноиндустрий, в том числе и для Болливуда, где большинство блокбастеров последних лет являются ремейками южноиндийских кинокартин, в основном тамильских .

История

Н. Р. Мудалиар

Отцом тамильского кинематографа считается (известный также как Натараджа Р. Мудалиар или Р. Натараджа Мудалиар), первый тамильский продюсер, режиссёр и оператор. Натараджа Р. Мудалиар изучал приёмы кинематографии в Лондоне и Пуне . При финансовой поддержке своего двоюродного брата С. М. Дхармалингама, имея только одну подержанную кинокамеру, он основывает первую киностудию в Килпакаме .

В 1916 (по другим сведениям, в 1917 или в 1918) году Натараджа Р. Мудалиар снимает фильм («Убийство Кичаки »), с титрами на тамильском , хинди и английском языках, ставший первым немым фильмом Южной Индии . В период с 1917 по 1923 годы он выпускает ещё несколько немых кинокартин. Все фильмы носили мифологический характер. В 1923 году Натараджу Р. Мудалиара постигает большое несчастье: основанная им киностудия сгорает дотла, во время пожара погибает его сын. После происшедшего режиссёр полностью оставляет занятие кинематографом.

Кадр из фильма «Калидаса», 1931

В 1931 году снимает первый тамильский звуковой фильм «Калидаса» ( ) . Фильм был посвящён истории жизни легендарного древнеиндийского поэта и драматурга Калидасы . Однако данную кинокартину всё же нельзя вполне рассматривать как всецело тамильский фильм, так как диалоги персонажей велись на разных языках, и по большей части это был язык телугу . Съёмки кинокартины проходили в спешке, в результате чего фильм имел различные технические недостатки и огрехи. В главной женской роли снялась знаменитая . Будучи актрисой индийского театра, Т. П. Раджалакшми приобрела необыкновенную популярность как актриса кино. Она была знакома с индийской классической музыкой , знала искусство индийского классического танца и в своё время дебютировала на театральной сцене под руководством самого Шанкарадаса Свамигала, отца современного тамильского театра . В 1936 году Т. П. Раджалакшми выпускает свой собственный фильм «Мисс Камала» ( ) и становится первой женщиной-продюсером и первой женщиной-режиссёром тамильского кинематографа .

В 1932 году П. П. Рангачари ставит фильм , который считается первым полнометражным фильмом, снятым полностью на тамильском языке .

1930-е годы — период, когда главным источником для киносценариев являлись излюбленные мифологические сюжеты. Успех, который имели первые, ещё тогда немногочисленные звуковые кинокартины, привлёк в кинематограф многих продюсеров и предпринимателей. Всё это усиливало конкуренцию на кинорынке, тем более, что в одном и том же году на экраны могли выходить фильмы на одни и те же мифологические сюжеты, но снятые разными режиссёрами, что ещё более подогревало конкурентную борьбу. Помимо мифологических повествований, темами тамильских фильмов периода 1930-х годов становились фольклорные и псевдоисторические сюжеты театральных пьес. Количество песен в фильмах доходило до тридцати .

Актриса и певица К. Б. Сундарбал

В 1934 году А. Нараянан выпускает в прокат Srinivasa Kalyanam («Свадьба Шринивасы»). Это был первый тамильский фильм, снятый на южноиндийской киностудии . До 1934 года тамильские киноленты большей частью снимались на киностудиях Бомбея и Калькутты . Фильм А. Нараянана изменил эту практику, став первым фильмом, выпущенным в штате Тамилнад . В 1935 году кинокомпания South India Film Corporation выпускает кинокартину Kausalya («Каушалья»), первый тамильский фильм, в основе которого лежал не мифологический сюжет, а современная для зрителя того времени тема . 1935 год также ознаменован выходом фильма («Нанданар»), главную роль в котором исполнила — первая женщина-суперзвезда тамильского кинематографа . За роль в фильме актриса получила сто тысяч рупий, неслыханный по тем временам гонорар, размер которого даже в пересчёте на современные деньги вносит К. Б. Сундарамбал в разряд самых высокооплачиваемых актёров и актрис Индии всех времён . В этот период определённый успех у зрителей начинает набирать комедийный жанр; заметив его популярность, кинопроизводители сопровождают концовку многих фильмов обязательными комедийными элементами .

1936 год — дебют Эллис Дунган , режиссёра американского происхождения. Эллис Дункан режиссирует фильм С. С. Васана , ставший главным успехом тамильского кинопроката 1936 года . В фильме дебютировали будущие знаменитые актёры и , а в роли полицейского впервые на экране появляется М. Г. Рамачандран , будущая суперзвезда и «икона» Колливуда.

М. К. Тьягараджа Бхагавадар

1940-е годы — период выхода на экраны одного из самых грандиозных хитов в истории тамильского кино — фильма «Харидас» ( ) (1944) . «Харидас» не выходил из проката в течение рекордных 768 дней . Успех фильма был обусловлен социально-патриотическим сценарием. В главной роли снялся , первый актёр-суперзвезда тамильского кинематографа .

1948 год — целая веха в истории тамильского кино, ознаменованная выходом на экраны кинокартины «Чандралекха» ( ), имевшей бюджет в три миллиона (30 лакхов ) рупий . Фильм входит в число самых дорогостоящих тамильских кинопроектов всех времён . Позднее кинокартина была выпущена на хинди , став первым всеиндийским кинохитом, а также первым тамильским фильмом, приобретшим статус всеиндийского феномена (как за свои художественные достоинства, так и за высокую бюджетную стоимость) .

В первой половине 1950-х годов входят в славу три тамильских суперзвезды: уже упоминавшийся выше М. Г. Рамачандран (или МГР), а также Шиваджи Ганешан и (отец известной актрисы Болливуда Рекхи ). Они правили тамильским кинематографом на протяжении трёх десятилетий: в 50-е, 60-е и 70-е годы .

1955 год — особый этап в истории тамильского кино: известный продюсер революционизирует киноиндустрию, финансируя первую цветную тамильскую кинокартину «Али-баба и сорок разбойников» ( ) со знаменитым М. Г. Рамачандраном в главной роли .

Первым закадровым певцом Колливуда был Тиручи (Тричи) Логанатхан . Среди его известных хитов такие как «Vaarai Nee Vaarai», «Ulavum Thendral» из фильма Manthiri Kumari (1950) и др.

Кинорынок

Оборот тамилоязычного кинорынка в 2009 году составил приблизительно 7,7 миллиарда индийских рупий, а за период с 2011 по 2012 год превысил 10 миллиардов рупий, достигнув отметки в 1030 кроров . Для сравнения: за этот же период оборот телугуязычного кинорынка штата Андхра-Прадеш ( Толливуда ) составил 1020 кроров, а штатов Керала и Карнатака — всего лишь около 150 и 140 кроров соответственно (то есть в среднем полтора миллиарда индийских рупий) .

Рынок поделён между ключевыми игроками киноиндустрии: продюсерами , дистрибьюторами и прокатчиками. Штату Тамилнад принадлежит наибольшая доля южноиндийского кинорынка . Только в 2012 году доля тамильской киноиндустрии превысила 76 миллиардов индийских рупий (7620 кроров), что составило 36 процентов от всего регионального кинорынка . В то время как доля телугуязычного кинорынка штата Андхра-Прадеш (Толливуда) за это время составила около 65 миллиардов рупий (6480 кроров), или 30 процентов от всего регионального кинорынка . Доля же кинорынков штатов Карнатака и Керала за этот же период составила 19 и около 15 процентов соответственно (Карнатака — около 40 миллиардов рупий (3985 кроров) и Керала — чуть более 31 миллиарда рупий (3105 кроров)) .

Помимо самого штата Тамилнад и тамилоязычных диаспор в штатах Андхра-Прадеш и Карнатака, в число ключевых территорий тамильского кинорынка входят такие страны как Малайзия , Сингапур , Шри-Ланка , страны Среднего Востока , США, Канада, Великобритания и другие страны Европы, а также Австралия и Новая Зеландия . Зрительская аудитория составляет более 70 миллионов тамилоязычного населения этих стран. Прокат высокобюджетных фильмов с хорошо известным зрителю звёздным актёрским составом на территории США и Канады составляет 20 процентов годового дохода международного тамильского кинорынка, а прокат таких кинокартин в Великобритании и прочих европейских странах, а также в Австралии и Новой Зеландии приносит другие 20 процентов дохода . Прокат на международном кинорынке фильма со средним бюджетом составляет только 10 процентов от годового дохода, а малобюджетные фильмы вообще не выпускаются на международный кинорынок .

Кинопроизводство

В настоящее время киноиндустрия на тамильском языке в среднем производит от 200 до 250 кинокартин в год, тогда как на период 2009 года производилось в среднем 130—150 фильмов в год . Количество времени, затраченное на производство кинофильма, зависит от нескольких факторов: бюджета, постановочной стоимости, темы и сюжета кинокартины, актёрского состава, степени использования компьютерной графики и т. д. В среднем на создание малобюджетной картины уходит около 8 — 12 месяцев, производство фильма со средним бюджетом занимает 10 — 14 месяцев, а выпуск высокобюджетной кинокартины может занять от 12 до 18 месяцев . Количество съёмочных дней варьируется от 60 — 90 суток для фильма с небольшим бюджетом, 90 — 120 суток для фильма со средним бюджетом и до 140—200 суток для кинокартины с высокой бюджетной стоимостью .

Порядка 65 процентов выпускаемой кинопродукции относится к категории так называемых высокобюджетных кинокартин . Таковыми считаются фильмы, бюджет которых составляет 70 и более миллионов индийских рупий (7 и более кроров ). Однако значительное число производимой кинопродукции, по словам ветерана киноиндустрии Анандана — до 95 процентов, не находит реализации на рынке по причине своего низкого рыночного спроса . И даже среди фильмов, выпущенных в прокат, значительный процент не в состоянии покрыть расходы, затраченные на их производство, а способен лишь едва компенсировать затраты на тиражирование и рекламу . По словам главного секретаря Индийской Федерации фильмов ( ) Супрана Сена, подобная ситуация характерна не только для тамильской, но и для всей индийской киноиндустрии в целом .

Киностудии и кинопродукция

Известно более 25 киностудий и кинокомпаний, занимающихся как производством фильмов, так и распространением кинопродукции. Ведущими среди них являются:

  • Киностудия Аскар Филмз ( Aascar Films , или Oscar films Private Ltd ) — основана в 1998 году продюсером и дистрибьютором , известным также как Оскар или Аскар Равичандран. На киностудии производят как малобюджетные фильмы, так и дорогостоящие кинокартины. На сегодняшний день «Аскар Филмз» славится производством хорошей, качественной кинопродукции . Одна из лучших работ киностудии — супер-блокбастер «Незнакомец» ( , 2005), названный критиками редакционной коллегии IndiaGlitz «бриллиантом», «захватывающим дух фильмом» . Спецэффекты для кинокартины делались всемирно известной Лабораторией компьютерной графики (со штаб-квартирой в Бангалоре ), которая известна своими работами в голливудских фильмах « Добро пожаловать в рай! » (2005), « Путешествия Гулливера » (2010), « Человек-паук » . В кинокартине был использован интерфейс компьютерной графики стандарта CGI и 3D анимация . «Незнакомец» был дублирован на такие крупнейшие индийские языки как хинди и телугу , а также на малаялам и каннада . Кинокартина шла в прокате в США, Великобритании, Австралии, Германии, Малайзии и Сингапуре.
Внешние изображения
, файл размещён
  • Киностудия AVM — старейшая из действующих киностудий в Индии . AVM была основана в 1946 году столпом тамильского кинематографа , известным также как А. В. Мейяппан. Это одна из немногих действующих киностудий, имеющая в своей производственной копилке более 170 фильмов на разных индийских языках . AVM известна своей кинопродукцией высокого класса . Киностудия имеет самое современное оборудование для процессов продакшена и пост-продакшена . Среди лучших работ AVM — триллер « Неуловимый » ( Ayan ), объявленный блокбастером 2009 года и побивший все прежние рекорды Колливуда по кассовым сборам, собрав около 65 кроров (650 миллионов рупий) в мировом прокате . Ещё одна из лучших работ киностудии — блокбастер ( Shivaji , 2007). Кинокартина имела бюджет в 650 миллионов рупий (16 млн $) и стала на тот момент самым дорогим фильмом за всю историю индийского кинематографа . «Босс Шиваджи» стал также первой тамильской кинокартиной, вошедшей в первую десятку кинопроката Великобритании . В мировом прокате блокбастер демонстрировался в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, Малайзии и Шри-Ланке . В 2011 году фильм вошёл в число кинокартин, отобранных для показа на Международном фестивале тамильского кино ( International Tamil Film Festival ) в Угличе (Россия) .
  • Кинокомпания Ви Криэйшенз ( V Creations / V. V. Creations , или Kalaipuli Films International ) — основана в 1984 году тамильским продюсером и дистрибьютором , известным также как Калайпули Тхану. «Ви Криэйшенз» славится тем, что не боится вкладывать деньги в нестандартные кинопроекты . Одна из известных работ кинокомпании — фильм « Кандасами » ( Kanthaswamy ), получивший довольно противоречивые отзывы критиков.
  • Кинокомпания Айнгаран Интернэшнл ( Ayngaran International ) — лидер на международном рынке проката тамильского кино, почти 90 % данного рынка находится в сфере её влияния . «Айнгаран Интернэшнл» принадлежат права на международный прокат многих известных тамильских блокбастеров. Кинокомпания базируется в Лондоне (Великобритания), ей принадлежит сеть прокатных кинотеатров в Сингапуре , Шри-Ланке, Великобритании, Франции (Париж), Канаде, США, Австралии, Малайзии, ЮАР, Арабских Эмиратах (Дубай) . «Айнгаран Интернэшнл» также имеет собственные розничные рынки сбыта в Париже и Лондоне . В прокатной копилке кинокомпании более 2000 тамильских фильмов, включая такие блокбастеры, как (2000), « Разум и чувства » (2000), (2002), (1999), « Невинная ложь » (1998), (2002), (2004), « Домашний очаг » (2005) .
Внешние изображения
, файл размещён
  • Киностудия Сан Пикчерз ( Sun Pictures ) — одна из лидирующих компаний тамильской киноиндустрии . Первым проектом киностудии был знаменитый супер-блокбастер « Робот » ( Endhiran/Enthiran ) (2010), режиссёра (известного также как Шанмугам Шанкар или Шаши Шанкар). На 2010 год «Робот» являлся самым дорогим индийским фильмом за всю историю индийского кинематографа: бюджет кинокартины составлял, по разным данным, от 140 до 160 кроров (1.4 — 1.6 млрд рупий) . Тамильский «Робот» стал первым в истории индийским фильмом, имевшим такую высокую бюджетную стоимость . Права на кинокартину были проданы за огромную сумму в 200 кроров (2 млрд рупий) . «Робот» входит в число (англ.) . По словам продюсеров, фильм собрал в прокате более 300 кроров (3 млрд рупий) только за первый месяц показа . В мировом прокате кинокартина собрала 88 миллионов долларов . В дальнейших планах режиссёра Шанкара съёмки сиквела Endhiran II («Робот II») с ещё более огромным бюджетом в 200—250 кроров (2 — 2.5 млрд рупий) . Если режиссёру удастся осуществить свой проект, то Endhiran II станет первым фильмом с такой высокой для Индии бюджетной стоимостью .
  • Кинокомпания Шиваджи Продакшенз ( Sivaji Productions , или Sivaji Films ) — одна из старейших, была основана как дистрибьюторская компания в 1956 году знаменитым Шиваджи Ганешаном , культовой фигурой тамильского кинематографа, и его братом В. С. Шанмугамом. В настоящее время «Шиваджи Продакшенз» занимается не только распространением, но и производством фильмов как на тамильском языке, так и на хинди. Кинокомпания принадлежит Прабху Ганешану и Рамкумару Ганешану, сыновьям Шиваджи Ганешана. Одна из лучших работ кинокомпании — кинокартина «Таинственная гостья» ( ), супер-блокбастер 2005 года, ставший пятидесятой по счёту кинокартиной, выпущенной «Шиваджи Продакшенз». На 2005 год фильм имел самый длительный период проката в Южной Индии за всю историю. «Таинственная гостья» демонстрировалась на 18-м Международном кинофестивале в Токио . Кинокартина также открывала 7-й кинофестиваль IIFA Awards Film Festival в Дубае , став первым в истории южноиндийским фильмом, открывающим этот кинофестиваль . В мировом прокате блокбастер демонстрировался в Малайзии, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Канаде, государствах ССАГПЗ и некоторых европейских странах . Прокатные права на фильм были проданы приблизительно за 2.25 — 2.5 крора (22.5 — 25 млн рупий) . В 2011 году «Таинственная гостья» вошла в число кинокартин, отобранных для показа на Международном фестивале тамильского кино ( International Tamil Film Festival ) в Угличе .
  • Кинокомпания Эс Пикчерз ( S Pictures ) — известна производством качественной кинопродукции . Главой «Эс Пикчерз» является режиссёр и продюсер Шанкар, известный своими высокобюджетными кинокартинами-блокбастерами, снятыми на киностудиях «Аскар Филмз», «AVM» и «Сан Пикчерз» («Незнакомец», «Крутой Шиваджи»/«Босс Шиваджи», «Робот»). Однако продукция кинокомпании Шанкара является полной противоположностью его упомянутых выше режиссёрских предпочтений: отличительная черта кинокартин «Эс Пикчерз» — заложенный в них сильный социальный посыл . За подъём социальной тематики в картинах производства «Эс Пикчерз», её глава, режиссёр и продюсер Шанкар был удостоен степени почётного доктора от университета M. G. R. University (штат Тамилнад ) . Среди продукции «Эс Пикчерз» такие блокбастеры, как (1999, режиссёр Шанкар), («Любовь») (2004, режиссёр Баладжи Сактивел), (2006, режиссёр Чимбудеван), (2006, режиссёр Васанта Балан), (2007, режиссёр Баладжи Сактивел), (2008, режиссёр Чимбудеван), «Бессилие» ( ) (2009, режиссёр Аривалаган), (2010, режиссёр Нага).
  • Кинокомпания Дуэт Мувиз ( Duet Movies ) — основана в 1999 году, принадлежит известному актёру Колливуда Пракашу Раджу , славящемуся своей любовью к хорошему кино . «Дуэт Мувиз» выпускает фильмы на тамильском, а также на телугу и каннада языках. Один из известных фильмов кинокомпании — «Язык»/«Слова» ( ) (2007) — история о глухо-немой девушке, отстаивающей чувство собственного достоинства и своё право на независимость. Кинокартина получила одобрение критиков за чистоту содержания и музыкальное сопровождение, участвовала во внеконкурсном показе на Международном кинофестивале в Каннах (2007) .
  • Кинокомпания Кавиталая , или Кавиталая Продакшенз ( Kavithalaya / Kavithalaya Productions ) — основана в 1981 году ветераном индийского кинематографа, лауреатом правительственной награды Падма Шри и премии имени Дадасахеба Пхальке (2010), режиссёром, продюсером и сценаристом К. Балачандером . На сегодняшний день «Кавиталая» является одной из крупнейших кинокомпаний Южной Индии, производящая кинофильмы на четырёх дравидийских языках : тамильском, телугу , малаялам и каннада . Кинокомпания выпускает как фильмы с невысоким бюджетом, так и довольно дорогостоящие картины . В число известных кинофильмов «Кавиталая Продакшенз» входят такие блокбастеры, как « Всеми правдами » ( Saamy , 2003) и « Роза » ( Roja , 1992), а также очень успешный коммерческий проект — музыкальная драма (1995). Фильм был дублирован на телугу и хинди, а также стал первой тамильской кинокартиной, дублированной на японский язык и ставшей супер-хитом в Японии .
  • Киностудия Радж Камал Филмз ( Raj Kamal films , или Raaj Kamal Films International ) — основана в 1981 году её главой, известным актёром Камалом Хасаном для реализации собственных кинопроектов (но не обязательно таких, где он сам играет главные роли) . Киностудия занимается выпуском кинопродукции как на тамильском языке, так и на хинди. Среди картин киностудии фильмы ( Apoorva Sagodharargal , 1989), («Мумбайский экспресс», 2005) — на тамильском языке, «Дыхание времени» ( , 2000) и «Тётя 420» ( , 1997) — на языке хинди.
Внешние изображения
, файл размещён
  • Кинокомпания Мадрас Толкиз ( Madras Talkies ) — основана в 1995 году известным режиссёром и продюсером Мани Ратнамом . «Мадрас Толкиз» активно вовлечена в производство кинофильмов и телевизионных сериалов. Кинокомпания выпускает продукцию как на тамильском языке, так и на хинди. Одна из лучших кинокартин «Мадрас Толкиз» — « Демон » ( Raavanan , 2010). Фильм стал частью постоянной коллекции Австрийского музея кино . Коллекция музея насчитывает только 15 индийских кинокартин от общего количества в 25.500 фильмов . В число известных картин кинокомпании входят также « Тандем » ( Iruvar , 1997, на тамильском языке), « Любовь с первого взгляда » ( Dil Se , 1998, на хинди), «След от поцелуя на щеке/Поцелуй в щёчку» ( , 2002, на тамильском языке), « Гуру: Путь к успеху » ( Guru , 2007, на хинди).

Актёры

В первой половине 1950-х годов вошли в славу три суперзвезды Колливуда: М. Г. Рамача́ндран , Шиваджи Гане́шан и (отец известной актрисы Болливуда Рекхи ). Первый из них, М. Г. Рамачандран, считается фигурой номер один в истории тамильского кинематографа . Он играл главные роли во многих блокбастерах, включая первую цветную тамильскую кинокартину «Али-баба и сорок разбойников» ( ). М. Г. Рамачандран является лауреатом премий Filmfare Awards South и Национальной кинопремии , а в 1960 году актёр был представлен к государственной награде Падма Шри , которую отказался получать по причине того, что текст был написан только на языке хинди и алфавите деванагари , который не используется в языках Южной Индии , относящихся к дравидийской языковой семье . М. Г. Рамачандран, Шиваджи Ганешан и Джемини Ганешан правили тамильским кинематографом на протяжении сразу трёх десятилетий: в 50-е, 60-е и 70-е годы .

В число наиболее известных актёров Колливуда периода 1980-х годов входят: Виджаякант , (сын Шиваджи Ганешана), , Сатьярадж , , , и .

Период 1990-х годов отмечен приходом в тамильский кинематограф таких актёров как , Прабхудева , Виджай и Аджит Кумар , явившихся новой сенсацией Колливуда .

Раджиникант в 1989 году

Самыми высокооплачиваемыми актёрами современного тамильского кинематографа являются такие суперзвёзды как Раджникант и Камал Хасан . Дебют актёров состоялся в далёком 1975 году (фильм ) (для Камала Хасана это был первый настоящий прорыв в Колливуде), но и по сей день они имеют статус доминирующих и самых высокооплачиваемых актёров современного Колливуда . Более того, Раджиникант является ещё и самым высокооплачиваемым актёром Индии и вторым самым высокооплачиваемым актёром Азии после Джеки Чана . Свою карьеру актёр начинал с ролей злодеев и героев второго плана, причём это были фильмы где, как правило, в главной роли снимался Камал Хасан, но уже с 1978 года (фильм ) Раджиникант переходит на исполнение главных ролей . Актёр является лауреатом правительственной награды Падма Бхушан . Настоящее имя Раджиниканта — Шиваджи Рао Гаеквад, актёр не является этническим тамилом , его родной язык — маратхи .

В список самых высокооплачиваемых актёров современного Колливуда также входят: Су́рья , Виджай , Аджит Кумар , , Викрам , Дхануш , Силамбара́сан (Симбу), , , .

Среди известных фигур современного тамильского кинематографа также значатся такие разноплановые актёры как Пракаш Радж (актёр является владельцем известной кинокомпании «Дуэт Мувиз») и (Пашупати), а также известные исполнители комедийных ролей и Вивек .

Актрисы

Т. Р. Раджакумари в фильме «Шивакави» (1943)

Первой актрисой-суперзвездой тамильского кинематографа является , размер гонорара которой за роль в фильме («Нанданар») (1935) вносит её в разряд самых высокооплачиваемых актрис Индии всех времён . Однако К. Б. Сундарамбал исполняла в фильме не женскую, а главную мужскую роль — неприкасаемого индуистского святого . Первой же «девушкой мечты» тамильской «фабрики грёз» стала исполнительница карнатического вокала, танцовщица и актриса , снявшаяся в одном из самых грандиозных хитов в истории тамильского кино — фильме «Харидас» («Haridas») (1944) .

Статус самой популярной актрисы периода 1950—1960-х годов принадлежит актрисе и танцовщице Па́дмини , сыгравшей за свою жизнь почти в четырёхстах тамильских кинокартинах . Актриса также снималась на телугу , малаялам и хинди . В советском кинопрокате шли такие фильмы с её участием, как « Хождение за три моря » (1958), болливудская кинокартина « Моё имя Клоун » (1970), а также тамильская кинолента « Долгая разлука » (1985), где актриса уже выступила в роли бабушки главной героини (актриса ).

Среди легендарных актрис Колливуда периода 1950—1970-х годов также значатся: (актриса сыграла более чем в 170 фильмах на каннада, телугу, хинди и тамильском языках, является лауреатом правительственной награды Падма Бхушан ), Джаялалита (известный в Индии политик, трижды занимала пост главы правительства штата Тамилнад ; до вступления на политическое поприще сделала успешную карьеру в кино, являясь одной из доминирующих актрис Колливуда периода 1960—1970-х годов), (начав карьеру в 1960-е годы, актриса сумела продержаться в южноиндийской киноиндустрии более четырёх десятилетий), (актриса Толливуда и Колливуда, игравшая в паре с такими тамильскими суперзвёздами как М. Г. Рамача́ндран и Шиваджи Ганешан, супруга суперзвезды Колливуда Джемини Ганешана), (популярная актриса Колливуда и Толливуда, славившаяся своей природной красотой, за что её часто выбирали на роли главных героинь в мифологических картинах; внучка — отца телугоязычного кинематографа) .

Ведущими актрисами Колливуда 80-х годов являются: , , , , и .

В период 90-х набирают популярность такие актрисы как , , , , , и .

Актриса Наянтара

Что касается периода 2000-х годов, то до недавнего времени самой высокооплачиваемой актрисой Колливуда являлась Асин , но с 2008 года она переключилась на работу в Болливуде , где также вошла в число высокооплачиваемых актрис . На данный момент место «первой леди» в киноиндустрии занимает Наянтара ; в первую десятку самых высокооплачиваемых актрис также входят: Анушка Шетти , Таманна , Шрия Саран , Ка́джал Аггарвал , Триша Кри́шнан (является самой высокооплачиваемой актрисой тамильского происхождения) , Ха́нсика Мотвани , Приямани , Шрути Хасан , Саманта . Среди известных актрис современного тамильского кинематографа также значатся: , , , .

Тамильский кинематограф дал киноиндустрии на языке хинди (Болливуду) таких знаменитых кинозвёзд как Виджаянтимала , Шридеви и Хема Малини (её первой работой в кино стала небольшая роль в тамильском фильме « Idhu Sathiyam » (1963)) . Известная актриса Болливуда — Рекха — также является уроженкой штата Тамилнад.

В тамильском кинематографе сильнее, чем в других южноиндийских киноиндустриях развито такое явление, как «героецентризм»: в центре сюжета кинокартины всегда находится роль героя, а не героини . Роли же тамильских и вообще южноиндийских героинь, как правило, небольшие, их гонорары меньше, чем у актёров-мужчин, поэтому актрисы вынуждены сниматься в нескольких картинах одновременно, часто находясь в довольно жёстких рамках сразу пяти индийских киноиндустрий: на тамильском , телугу , малаялам , каннада и хинди .

В советском кинопрокате и на DVD

Тамильские фильмы, дублированные на русский язык и шедшие в советском кинопрокате: « » ( Mundhanai Mudichu , 1983, в гл. ролях: К. Бхагьярадж, Урваши), « » ( Apoorva Sagodharargal , 1989, в гл. ролях: Камал Хасан (двойная роль), Гоутами, Рупини), « Долгая разлука » ( Poove Poochooda Vaa , 1985, гл. ролях: Падмини, Надия, С. В. Секхар), « Поющая раковина » ( Kadalora Kavithaigal , 1986, в гл. ролях: Сатьярадж, — тёзка болливудской актрисы Рекхи ), « » ( Punnagai Mannan , 1986, в гл. ролях: Камал Хасан (двойная роль), Ревати).

Из современного тамильского кинематографа профессионально озвучены на русский язык и выпущены на DVD фильмы: « Невинная ложь » ( Jeans , 1998), «Сету» ( , 1999), « Разум и чувства » ( Kandukondain Kandukondain , 2000), «Дже́мини» ( , 2002), « Всеми правдами » ( Saamy , 2003), «Пыль» ( , 2003), «Любовь и предубеждение» ( , 2003), «Самый красивый» ( , 2004), «Таинственная гостья» ( , 2005), «Незнакомец» ( , 2005), «Забава» ( , 2005), « Домашний очаг » ( Sivakasi , 2005), « Превозмочь себя » ( Ghajini , 2005), «Крутой Шиваджи» ( , 2007), «Нелегко быть боссом» ( , 2007), «Праздник огней» ( , 2007), «Предчувствие» («Красивый сын тамили») ( , 2007), «Бхима» ( , 2008), «Сурья, сын Кришнана» ( , 2008), « Неуловимый » ( Ayan , 2009), «Вайшали» («Бессилие») ( , 2009), « Кандасами » ( Kanthaswamy , 2009), «Разгневанный» («Недоучка») ( , 2009), « Демон » ( Raavanan , 2010), « Робот » ( Endhiran / Enthiran , 2010), «Львиное сердце» ( , 2010), «Посланник судьбы» ( , 2011), « Вирус мести » («Я») ( I , 2015), «Часовщик» («Проект 24») ( , 2016) и др.

Примечания

  1. . Business Standard (25 января 2006). Дата обращения: 16 декабря 2014. 16 декабря 2014 года.
  2. . Rediff.com Business (25 января 2006). Дата обращения: 16 декабря 2014. 16 декабря 2014 года.
  3. K.V. Kurmanath. . Business Line (6 ноября 2007). Дата обращения: 13 декабря 2014. 3 февраля 2014 года.
  4. . BUSINESS TODAY (8 апреля 2007). 1 января 2014 года.
  5. Ch. Sushil Rao. . The Times of India (21 мая 2011). Дата обращения: 13 декабря 2014. 8 сентября 2015 года.
  6. K.V. Kurmanath. . The Times of India (2 октября 2010). Дата обращения: 13 декабря 2014. 13 июля 2015 года.
  7. . The Times of India (22 августа 2011). Дата обращения: 13 декабря 2014. 21 апреля 2014 года.
  8. . The Times of India (20 августа 2013). Дата обращения: 13 декабря 2014. 8 сентября 2015 года.
  9. . The Times of India (22 августа 2013). Дата обращения: 13 декабря 2014. 16 ноября 2014 года.
  10. Ch. Sushil Rao. . The Times of India (21 ноября 2014). Дата обращения: 13 декабря 2014. 1 ноября 2014 года.
  11. Теодор Баскаран . . Индия по-русски ~ путеводитель-энциклопедия. Дата обращения: 13 декабря 2014. 7 августа 2014 года.
  12. Ajith Pillai and Sudha G. Telak. . SOCIETY & THE ARTS - India Today (15 марта 1995). Дата обращения: 16 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
  13. . India Today. Дата обращения: 16 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
  14. G. Dhananjayan. . The Sunday Indian (22 июня 2012). Дата обращения: 13 декабря 2014. 2 февраля 2016 года.
  15. Vinayak Chakravorty. . India Today (8 июня 2012). Дата обращения: 13 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  16. Nandni. . Maps of India (1 августа 2014). Дата обращения: 17 декабря 2014. 15 апреля 2015 года.
  17. Sangeetha Seshagiri. . International Business Times (8 февраля 2014). Дата обращения: 17 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
  18. . Hindustan Times (21 января 2013). Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано из 19 декабря 2014 года.
  19. . South Indian Cinema Magazine. Дата обращения: 24 ноября 2014. 10 октября 2011 года.
  20. . INDOlink. Архивировано из 11 июля 2000 года.
  21. . Moviewood.net. Дата обращения: 24 ноября 2014. 25 мая 2012 года.
  22. Malathi Rangarajan. . The Hindu (10 мая 2012). Дата обращения: 24 ноября 2014. Архивировано из 13 февраля 2014 года.
  23. Arun. Behind Woods. Дата обращения: 24 ноября 2014. 19 июля 2015 года.
  24. Venkatesh Balakrrishnan. . The Hindu (9 марта 2013). Дата обращения: 24 ноября 2014. 31 августа 2014 года.
  25. . Box Office India : India’s premier film trade magazine (28 ноября 2009). Дата обращения: 14 сентября 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  26. Gireesh Babu. . Business Standard News (16 октября 2012). Дата обращения: 14 сентября 2015. 30 января 2016 года.
  27. . OPEN Magazine. Дата обращения: 14 сентября 2015. 22 июня 2015 года.
  28. . Business Standard News (2 апреля 2014). Дата обращения: 14 сентября 2015. 28 июля 2015 года.
  29. . The Hindu Business Line (8 декабря 2011).
  30. . Behind Woods. Дата обращения: 14 декабря 2014. 13 декабря 2014 года.
  31. IndiaGlitz.com (17 июня 2005). Дата обращения: 14 декабря 2014. 4 ноября 2014 года.
  32. . Tata Elxsi - Tata group Official cite. Дата обращения: 14 декабря 2014. Архивировано из 20 декабря 2014 года.
  33. . AVM Productions Official cite. Дата обращения: 14 декабря 2014. Архивировано из 18 февраля 2012 года.
  34. Sify (31 декабря 2009). Дата обращения: 14 декабря 2014. 31 октября 2014 года.
  35. D. Govardan. . mydigitalfc.com (30 декабря 2009). 29 марта 2010 года.
  36. . Behindwoods.com (29 апреля 2009). Дата обращения: 14 декабря 2014. 23 сентября 2015 года.
  37. . Livemint (2 ноября 2009). Дата обращения: 14 декабря 2014. 5 марта 2016 года.
  38. Sudha G Tilak. . BBC NEWS (29 июня 2007). Дата обращения: 14 декабря 2014. 17 сентября 2016 года.
  39. . Hindustan Times (22 февраля 2012). 10 февраля 2014 года.
  40. D Govardan & Rajesh Unnikrishnan. . Economic Times (15 июня 2007). Дата обращения: 14 декабря 2014. 5 марта 2016 года.
  41. K. Lakshmi. . The Hindu (4 октября 2011). Дата обращения: 14 декабря 2014. 11 октября 2014 года.
  42. . Ayngaran International Official Website. Архивировано из 26 января 2010 года.
  43. . Sun Pictures Official website. Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  44. Sangeetha Devi Dundoo. . The Hindu (2010-09-31).
  45. . Economic Times (10 августа 2010). Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  46. . India Today (11 августа 2010). Дата обращения: 14 декабря 2014. 3 февраля 2014 года.
  47. . Bollywood Box Office India (1 ноября 2010). Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 августа 2014 года.
  48. . NAACHGAANA (1 октября 2010). Дата обращения: 14 декабря 2014. Архивировано из 24 апреля 2012 года.
  49. Shackleton, Liz . ScreenDaily (25 августа 2011). Дата обращения: 14 декабря 2014. 12 ноября 2014 года.
  50. . Business World (3 января 2013). 19 февраля 2015 года.
  51. IndiaGlitz (27 июня 2014). Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  52. . Tamil Cinema News (19 июня 2014). Дата обращения: 14 декабря 2014. Архивировано из 4 декабря 2014 года.
  53. - South Indian – Mobile. Дата обращения: 14 декабря 2014. 18 августа 2016 года.
  54. Cochintalkies.com. Дата обращения: 14 декабря 2014. 14 декабря 2014 года.
  55. sify.com (29 сентября 2005). 27 сентября 2014 года.
  56. . The Hindu (29 сентября 2005). Дата обращения: 14 декабря 2014. 26 сентября 2014 года.
  57. . Rediff.com (12 апреля 2005). Дата обращения: 14 декабря 2014. 26 сентября 2014 года.
  58. . The OFFICIAL Website » S PICTURES. Дата обращения: 16 декабря 2014. Архивировано из 7 октября 2014 года.
  59. . IndiaGlitz.com (10 мая 2007). Дата обращения: 16 декабря 2014. 16 декабря 2014 года.
  60. . Indiantelevision.com. Дата обращения: 16 декабря 2014. Архивировано из 16 декабря 2014 года.
  61. Meera Srinivasan. . The Hindu (29 апреля 2007).
  62. . Kavithalayaa Productions Official website. Дата обращения: 17 декабря 2014. 30 ноября 2017 года.
  63. . BBC News (20 октября 2010). Дата обращения: 17 декабря 2014. 23 января 2015 года.
  64. Gautaman Bhaskaran. . The Hindu (6 января 2002). Дата обращения: 17 декабря 2014. 1 мая 2010 года.
  65. . The Hindu (15 декабря 2006).
  66. . Box Office India : India’s premier film trade magazine (10 марта 2012). Дата обращения: 17 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
  67. . IBNLive (2 марта 2012). Дата обращения: 17 декабря 2014. Архивировано из 5 октября 2013 года.
  68. . Thaindian News (2 марта 2012). Дата обращения: 17 декабря 2014. 30 октября 2013 года.
  69. . Emirates 24/7 (4 марта 2012). Дата обращения: 17 декабря 2014. 1 ноября 2013 года.
  70. . iloveIndia.com. Дата обращения: 15 февраля 2015. 6 августа 2014 года.
  71. (англ.) . Tamil Cinema News › KollyInsider (14 марта 2013). Дата обращения: 15 февраля 2015. 30 мая 2016 года.
  72. (англ.) . Indreporter (18 ноября 2014). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано из 27 февраля 2015 года.
  73. . The Times of India . Дата обращения: 15 февраля 2015. 30 декабря 2014 года.
  74. (англ.) . The Independent (3 октября 2010). Дата обращения: 1 октября 2017. 22 января 2015 года.
  75. (англ.) . Tamil Movies Portal (TamilWire.net) (15 ноября 2014). Дата обращения: 15 февраля 2015. Архивировано из 15 февраля 2015 года.
  76. Anindita Dev. (англ.) . Zee News (21 августа 2014). Дата обращения: 15 февраля 2015. 15 февраля 2015 года.
  77. (англ.) . World Cinema News (9 сентября 2011). Дата обращения: 15 февраля 2015. 15 февраля 2015 года.
  78. . iloveindia. Дата обращения: 15 февраля 2015. 8 января 2015 года.
  79. . nilacharal.com. Дата обращения: 15 февраля 2015. 26 апреля 2014 года.
  80. . starsbiography. Дата обращения: 15 февраля 2015. 15 февраля 2015 года.
  81. . rajinikanth.com. Дата обращения: 15 февраля 2015. 16 февраля 2015 года.
  82. (англ.) . The Indian Express (12 декабря 2014). Дата обращения: 15 февраля 2015. 15 февраля 2015 года.
  83. Карна́тик — южноиндийская традиция индийской классической музыки ; североиндийская музыкальная традиция носит название «хиндустани»
  84. . All About Tamil Cinema. Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано из 27 февраля 2015 года.
  85. . Chennaibest.com. Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
  86. . Kollywood Today (16 июля 2010). Дата обращения: 27 февраля 2015. 22 сентября 2013 года.
  87. . Tamil Movie News - Indiaglitz (10 июля 2013). Дата обращения: 27 февраля 2015. 8 августа 2016 года.
  88. . Sport Rich List. Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано из 27 февраля 2015 года.
  89. Sunayana Suresh. . The Times of India (16 апреля 2012). Дата обращения: 27 февраля 2015. 15 декабря 2014 года.
  90. . Kolly Talk. Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
  91. . Tabloid India. Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
  92. . Sport Rich List (11 февраля 2014). Дата обращения: 27 февраля 2015. Архивировано из 27 февраля 2015 года.
  93. . The Times of India (6 февраля 2013). Дата обращения: 27 февраля 2015. 25 февраля 2015 года.
  94. . TeluguNow.com. Дата обращения: 27 февраля 2015. 27 февраля 2015 года.
  95. Kavirayani, Suresh . The Times of India (16 июля 2012). Дата обращения: 27 февраля 2015. 1 апреля 2018 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Тамильский кинематограф