Этос
(
греч.
ἦθος
«нрав, характер, душевный склад») — многозначное
понятие
с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям
этики
и
этологии
.
Этос в философии
-
Термин «этос» в
античной философии
первоначально обозначал "совместное жилище", потом
привычки
,
нравы
,
характеры
,
темпераменты
,
обычаи
. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных качеств, соотнесённых с определёнными привычными
общественного поведения). Этос считался подверженным изменениям и противопоставлялся
физису
, природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной.
-
В то же время этос, как более устойчивый во временном смысле нравственный характер, часто противопоставляется также
пафосу
, как душевному переживанию.
-
Аристотель
трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через
как основной признак человеческой деятельности. Древние греки использовали и понятие «патос» (
пафос
). Если этос описывал спокойный, нравственный характер, разумный
, то патос определял
поведение
беспокойное, неупорядоченное, иррациональное, аффективное. Сегодня понятие «патос» может быть использовано для обозначения всего того, что приводит к расшатыванию нормативного порядка в
социуме
, к
деструкции
ценностей этоса, к «порче нравов».
-
Сегодня под «этосом» часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её
культуры
, принятую в ней
иерархию
ценностей; и в этом смысле этос выходит за пределы
морали
. Согласно
, этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни, свидетельствуя о неистребимой человеческой потребности в признании нравственного порядка в мире, даже если он плохо согласуется с житейским
опытом
людей.
-
Современное понятие «этос» позволяет достаточно чётко отличать
феномен
этоса от
нравов
: это понятие адекватно для обозначения промежуточного уровня между пёстрыми нравами — и собственно моралью,
сущим
— и
. В то же время современное понятие «этос» помогает провести
демаркационную
линию между этосным как реально-должным, выходящим за полюсы притяжения
хаотического
состояния нравов, и строгим порядком идеально-должного, сферой собственно морального.
-
Современная
(
Левинас
и др.) интерпретирует этос как совокупность нравственных
императивов
,
присущих
интерсубъективному
пространству.
-
В современной общей
риторике
«этос» — аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения; специфические особенности этого состояния варьируют в зависимости от определённых параметров (
метабол
).
-
Структура этоса в общей
риторике
включает три разновидности:
-
-
а)
ядерный этос
, связанный со
структурой
метаболы, используемой одинаковым образом, независимо от того, идёт ли речь о сакрализации (
литургия
), об убеждении (
реклама
), о возвеличивании некоторых ценностей (определённый тип
поэзии
), об игре (
кроссворды
) или даже такой языковой деятельности, которая вообще не порождает явного этоса (нахождение имени для обозначения новой реальности);
-
-
б)
автономный этос
, связанный со структурой метаболы и
субстанцией
— психологическими и социологическими факторами (
паралингвистический
аспект
);
-
-
в)
контекстуальный этос
, связанный со структурой метаболы, субстанцией и
контекстом
. Текст предстает в виде пространства, в котором необходимо изучить взаимозависимости, соответствия, синтагматические или парадигматические связи (в
уровни
и
диспозиции
), которые устанавливаются между различными метаболами и создают в своей совокупности контекстуальный этос.
Этос в музыке
Представление об этосе музыки — важная составляющая часть античного мировоззрения. Рассматривая различные цели использования музыки,
Аристотель
предписывал, в том числе, и «воспитательную» цель:
Мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения <...> и ради времяпрепровождения, т.е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности.
Греческие и римские философы и теоретики музыки приписывали важнейшим категориям гармонии (
родам мелоса
,
видам октавы
и
ладам
),
ритмам
и
тембрам
(конкретных музыкальных инструментов) этические характеристики.
Диатонический род мелоса
стандартно описывался как строгий и естественный, в то время как
хроматика
— род изнеженный, развращающий душу человека. Чаще всего
дорийский лад
описывался как мужественный и серьезный, фригийский как экстатический и возбуждающий, лидийский как грустный и жалобный.
Платон
в «Государстве» (III.10), призывая исключить все сложные музыкальные инструменты из города, считал полезными только
лиру
и
кифару
, «а в полях у пастухов пусть будет
сиринга
».
При том что античность не знала
единой
классификации средств музыкальной выразительности по этическому признаку (этосы
ладов
, ритмов и др. могут разниться от одного описания к другому),
едина
тенденция рекомендовать одни роды мелоса, ритмы, лады, музыкальные инструменты и т.д. и запрещать другие, поскольку общим в античности было рассмотрение музыки с точки зрения её общественной полезности (или, соответственно, вредности). Один из самых знаменитых музыкальных трактатов всех времён, «Основы музыки»
Боэция
,
открывается
главой «О том, что музыка нам естественно присуща, и о её способности возвышать или портить нравы» (mores)
.
В Средние века некоторые теоретики, в подобие античных описаний ладов (тонов), давали этические характеристики
церковным тонам
григорианской монодии
. Среди них
Иоанн Коттон
,
Арибо Схоласт
,
Рамос де Пареха
,
Адам Фульдский
,
Иоанн Тинкторис
. Поскольку эти характеристики неустойчивы и противоречивы, говорить о единообразии этоса средневековых церковных тонов невозможно.
Начиная с эпохи (позднего) Возрождения и в Новое время этические характеристики получили две основные разновидности трезвучия — трезвучие большое («мажорное») и трезвучие малое («минорное»). Историю этических характеристик обоих трезвучий обычно возводят к труду «Основы гармоники»
Дж. Царлино
(1558):
Если большая терция находится в нижней части квинты, то гармония делается веселой (allegra), а если она находится сверху, то гармония становится печальной (mesta)
.
В Новое время была разработана целая система музыкальных
темпов
(итал. Allegro, Moderato, Vivace, Largo, Mesto, Grave и т.п.), которые указывали не столько на скорость движения «в абсолютном выражении», сколько на типичный (требуемый) этос, с этой скоростью связанный.
Примечания
-
Mos — латинский перевод
др.-греч.
ἦθος
. Перевод указанной главы см. в кн.:
А.М.С. Боэций
. Основы музыки / Подготовка текста, перевод с латинского и комментарий С. Н. Лебедева. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012, с. 3.
-
«…quando si pone la Terza maggiore nella parte graue [della Quinta], l' Harmonia si fà allegra; et quando si pone nella parte acuta, si fà mesta». Ist. harm. III,31.
Литература
-
Hornbostel E.M.
Tonart und Ethos // Musikwissenschaftliche Beiträge. Festschrift J.Wolf. — Berlin, 1929.
-
Handschin J.
Der Toncharakter. — Zürich, 1949.
-
Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. — М., 1960.
-
Anderson W.
Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy. — Cambridge (Massachusetts), 1968.
-
Смакотина Н. Л.
Социология неопределенности. — М., 1999.
-
Лебедев С. Н.
Древнегреческие лады // Большая российская энциклопедия. Т. 9. — М., 2007. — С. 333—334.
-
Лебедев С. Н.
Греция древняя. Музыка // Большая российская энциклопедия. Т. 7. — М., 2007. — С.728-729.
-
Proscurcin Junior, Pedro. Der Begriff Ethos bei Homer. Beitrag zu einer philosophischen Interpretation. — Heidelberg: Winter, 2014.
См. также
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|