ОПОЯЗ
- 1 year ago
- 0
- 0
ОПОЯ́З , русский формализм, «формальная школа» ( общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка ) — научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы , лингвистов , стиховедов — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916 — 1925 годах . Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику .
ОПОЯЗ, название которого расшифровывается по одним источникам как общество изучения поэтического языка , а по другим — как общество изучения теории поэтического языка — полуформальный , созданный около 1916 года (неформальный характер не позволяет указать точную дату) группой теоретиков и историков литературы ( В. Б. Шкловский , Б. М. Эйхенбаум , Ю. Н. Тынянов ), лингвистов ( Р. О. Якобсон , Е. Д. Поливанов , Л. П. Якубинский ), стиховедов ( С. И. Бернштейн , О. М. Брик ). С ОПОЯЗом был связан В. В. Маяковский , вообще на раннем этапе ОПОЯЗ ориентировался на творчество футуристов , позднее некоторые ОПОЯЗовцы входили в ЛЕФ , руководимый Маяковским.
В различное время в работе ОПОЯЗа принимали участие или были к нему близки также А. Л. Векслер, Б. А. Ларин , В. Пяст , Л. Я. Гинзбург , Е. Г. Полонская , А. И. Пиотровский , М. Л. Слонимский , В. М. Жирмунский , Л. В. Щерба , Б. В. Казанский , В. Р. Ховин , В. Г. Корди, Б. В. Томашевский и др.
Манифестом ОПОЯЗа можно считать ранние работы Шкловского « » (1914) и « » (1917), в которых резко критиковался подход к искусству (и литературе, в частности) как к «системе образов» и выдвигался тезис об искусстве как сумме приёмов художника (« »). Различные участники ОПОЯЗа в разные периоды его существования и в последующие годы поддерживали и проводили этот тезис в разной степени (от последовательного проведения его самим Шкловским через существенные уточнения и дополнения Тыняновым до полного отрицания Томашевским).
В 1920-е годы и позднее формальный метод в литературоведении подвергался сначала жёсткой критике (включая специальную главу в книге Л. Д. Троцкого « Литература и революция » ( 1923 )), а затем жёсткой травле со стороны коммунистических идеологов и официозного литературоведения. После «проработочных» кампаний середины 1930-х годов само слово « формализм » превратилось в ругательство и статью политического обвинения.
В то же время, за рубежом формальный метод оказал влияние на появление структурализма (через посредство Пражского лингвистического кружка , в котором принял участие эмигрировавший Якобсон ) и постструктурализма , а также на развитие семиотики / семиологии за рубежом и, позднее, в СССР и, позднее, в возникших на его месте независимых странах (в частности, на деятельность Московско-тартуской семиотической школы ).