Гуссерль родился в
еврейской
семье и был вторым из четверых детей. Разговорным языком в семье торговца дамскими шляпками Адольфа Абрахама Гуссерля (1827—1884) и его жены Юлии Гуссерль (урождённой Зелингер, 1834—1917) был
идиш
. В Проснице поселился дед философа Хершл Гуссерль (1783—1827). В 1855 году отец основал там же галантерейное предприятие, при котором с 1860 года действовала мануфактура.
После прихода к власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен как еврей, согласно земельному закону Бадена; окончательно он был отстранён от должности только после принятия «
Нюрнбергских законов
», лишивших евреев гражданства. Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета и вскоре вступил в НСДАП; вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает много споров. Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов как официально, так и частным образом; его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Несмотря на враждебность, которой окружил его
нацистский режим
, Гуссерль не эмигрировал (его дети выехали в США). Он умер во Фрайбурге в
1938 году
от
плеврита
почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии
Германн Лео Ван Бреда
, опасаясь
гитлеровского
антисемитизма
, перевёз в
Лувен
библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа. Если бы не вмешательство Ван Бреды, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву — конфискация и гибель
. Так в Лувене был основан
— центр изучения наследия Гуссерля, существующий до сих пор.
Разобранный архив Эдмунда Гуссерля в Лувене насчитывает сорок тысяч неизданных листов (частично стенограммы), которые публикуются в полном собрании сочинений —
.
Доминанты мышления
Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность следующему:
Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества, в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам
ценности
и
смысла
. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.
Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному
миру
сознания
, понимающего собственное
бытие
и бытие других. Жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономии личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные качества импонировали многим ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось
феноменологическое движение
. Все ученики сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления, хотя никто из них долго за Гуссерлем не следовал.
2.
Основой познания для Гуссерля является
(непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть
беспредпосылочным
, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий.
2.1.
Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (
восприятиям
,
представлениям
и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является
восприятие
; другие чувственные созерцания — его модификации.
2.2.
Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию
сущностей
(
идеация
). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов — сущностей, значений.
3.
Философия трактуется как
феноменология
— строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству
сущего
», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа
очевидности
и
феноменологических редукций
) исследует и приводит в систему
априорное
в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.
4.1.
Феноменологическая рефлексия обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является
, то есть свойство его актов быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью или
психическим
актом в реальном пространственно-
временно́м
мире, но и идеальным — сущностью, значением). Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции —
).
Ноэзис
— акт направленности на предмет, придания смысла предмету;
ноэма
— сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.
4.2.
Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке
феноменологической редукции
раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают
. В
выделяются: 1)
материя
(
ядро
,
предметный смысл
); 2)
качество
(
характеристика
); 3)
подразумеваемый (интендированный) предмет
. В трансцендентальной установке общая структура субъекта принимает вид:
Чистое «Я»
/
Ноэзис
/
Ноэма
.
5.
Благодаря
аналогизирующему восприятию
для субъекта появляется
Другой
(то есть отличный от «меня» субъект). Рассуждая в перспективе первого лица, можно сказать, что, по Гуссерлю, первоначально мне в опыте дано лишь
одно
«живое тело» (психо-физическое единство, тело в сочетании с субъективностью) — моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я по аналогии с собой приписываю ему и свойство быть психо-физическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой окружающий мир» оказывается общим для меня и Другого
объективным
(
интерсубъективным
) миром
.
Эволюция идей
В развитии взглядов Гуссерля принято различать «дофеноменологический» этап и три периода феноменологического этапа:
1.
Дескриптивная феноменология.
Первая и центральная работа этого периода — «
Логические исследования
» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов
психологизма
, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы
феноменологии
: на основе понятий «
идеации
» и «
» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые
сущности
.
2.
Трансцендентальная феноменология.
Этот период открывается опубликованием в 1913 году «
Идей I
». В философию Гуссерля входит концепция
феноменологических редукций
, причём совершенно новой является идея
трансцендентальной редукции
, приводящей к
чистому (абсолютному) сознанию
. Гуссерль также принимает существование «
», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.
3.
Генетическая феноменология.
Основное произведение этого периода — «
» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «
жизненного мира
». В забвении «жизненных нужд»
человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской
науки
.
Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние
неокантианства
, а в третьем —
историзма
. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.
Принцип очевидности (беспредпосылочности)
В основание познания Гуссерль, вслед за
Декартом
, кладёт
очевидность
. Критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов».
Очевидность — это «схватывание самогó
сущего
или так-сущего в
модусе
„оно само“ при полной достоверности его бытия, исключающей, таким образом, всякое сомнение»
. Очевидным является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например,
восприятие
вещей в чувственном опыте, но и созерцание
сущностей
(«непосредственное „видение“ — не просто чувственное, постигающее опытным путём смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было)»
).
Очевидность — основа познания, «последний авторитет в вопросах познания», первый методический принцип, критерий действительности чего-либо
. «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания…»
.
Следует «строго воздерживаться от любых теорий; то есть предварительных мнений какого бы то ни было вида»
и исходить только из того, что с очевидностью дано в опыте. «Теоретико-познавательное исследование… должно… удовлетворять принципу беспредпосылочности. […] Если это размышление о смысле познания должно иметь в качестве результата не простое мнение, но… основанное на очевидности знание, тогда это размышление, как чистая сущностная интуиция, должно осуществляться на основе мышления и познания как переживаний, данных в качестве определённых примеров»
.
Гуссерль выделяет следующие виды подтверждения действительного бытия вещи (то есть очевидности):
непосредственная / опосредованная очевидность: при первой предмет присутствует вживе (в первозданном ви́дении — восприятии), при второй он имеется в виду (это воспоминание и пр. способы данности, основанные на первозданном ви́дении);
ассерторическая /
очевидность: при первой имеет место ви́дение индивидуального, при второй —
сущности
(ассерторически очевидное может оказаться видимостью, быть впоследствии опровергнуто; аподиктическая очевидность исключает всякие сомнения);
адекватная / неадекватная очевидность: первая — та, которую «в принципе невозможно ни „подкрепить“, ни „лишить силы“ и какая, следовательно, обходится без градаций веса»; вторая — «способная к возрастанию и убыванию».
(Вещь в восприятии принципиально может быть дана лишь
неадекватно
— односторонне, неполно, несовершенно, лишь как момент бесконечного континуума восприятия, — мы не можем увидеть предмет сразу со всех сторон, во всей полноте его существования. Полная, адекватная данность вещи имеется лишь как
кантовская
‘идея’, в бесконечной перспективе
. Однако
«идея» вещи вообще
схватывается адекватно. «Мы схватываем её в
вольном
процессе пробегания, в сознании безграничности поступательного хода внутренне согласных созерцаний…»
.)
Основополагающие способы данности
Основополагающими в составе сознания для Гуссерля являются чувственные созерцания (
представления
, а из них в особенности —
восприятия
) — «нижний слой потока переживаний». Они лежат в основе всех прочих переживаний сознания — «чувствующих,
вожделеющих
,
волящих
» и др.
Нельзя чего-то бояться, что-то желать или оценивать, если оно не представлено.
Представление Гуссерль понимает как
объективирующий акт
— всякий акт, делающий нечто объектом для нас, пред-ставляющий, полагающий нечто. Это схватывание вещи в восприятии (воспоминании, ожидании),
субъекта
(и
предиката
) в категорическом суждении, создающее материю (
) этих
переживаний.
Восприятие
В основе переживаний сознания лежит
восприятие
, то есть «живо-телесное актуальное» чувственное созерцание. Восприятие — это «основополагающий», «праисконный» опыт, «первозданно, из самого источника дающее „видение“», основание и обоснование всякого познания
. Восприятие «первозданно», немодифицировано;
воспоминание
о чём-либо,
воображение
чего-либо,
знак
чего-либо — его модификации, так как должны иметь в своей основе восприятие этого чего-либо
.
Ре-презентация
Ре-презентация
(
реактуализация
) (
нем.
Vergegenwärtigung
) — «репродукция присутствия»
, то есть презентации (полагающего переживания — восприятия), «воспоминание в мыслимо широком смысле»
.
Воображение
Несмотря на основополагающее значение восприятия,
воображение
(
фантазия
) для
феноменологии
Гуссерля ещё важнее, так как даёт возможность свободного неограниченного варьирования примеров, необходимого для постижения сущностей
.
Фантазия — это «модификация нейтральности „полагающей“ реактуализации, следовательно, воспоминания в мыслимо широком смысле», короче — «нейтрализованное воспоминание». Это именно нейтрализованная
ре-презентация
, а не нейтрализованная
презентация
(полагающее переживание — восприятие).
Фантазии, в отличие от нейтрализирования восприятий, могут быть многократно приложены (существуют ступени реактуализаций: воспоминание о воспоминании; фантазия в фантазии (фантазии как элемент фантазий) и т. п.
).
Модификация нейтральности
Модификация нейтральности
(во втором томе «
Логических исследований
» называющаяся «простое представление») заменяет достоверное, полагаемое действительно сущим на «просто мыслимое», «модус сознания „как бы“»
, «простое думание-себе», «просто мысль»
.
Нейтрализованный образ воспринимается вне вопроса о существовании либо несуществовании его интенционального предмета. В качестве примера можно привести чисто эстетическое созерцание фигур на картине «просто как образов», сосредоточенное не на предполагаемых объектах, которые они изображают, а на них самих
.
В случае высказываний «примеры этого понятия дают нам случаи, когда отдельные слова или утверждения в целом просто понимаются вне их нормальной функции: мы понимаем высказанные утверждения, вопросы, желания, но сами при этом не судим, не спрашиваем и не желаем»
. Нейтрализованная мысль берётся вне истинности и ложности; вопрос о её разумии или неразумии не имеет смысла, — она просто понимается нами, и не более того
. «Так, например, суждению, что масса
Земли
составляет примерно 1/325000 массы
Солнца
, соответствует, как относящееся к нему „простое представление“, акт, который осуществляет тот, кто слышит это высказывание, понимает его, но не обнаруживает мотива вынести решение по этому поводу в суждении»
. Модификация нейтральности — противоположность «позициональности», «полагающих доксических актов», она нейтрализует любую
модальность бытия
, заменяя её на «просто мыслимое».
В феноменологической редукции, то есть при выключении
естественного мира
, и космическое время сменяется феноменологическим — необходимой формой переживания и «необходимой формой, связывающей переживания с переживаниями», — подобно тому как «пространственная „протяженность“… физического объекта» сменяется «„простертостью“, принадлежной к имманентной сущности такого-то конкретного содержания ощущения (например, визуального в поле визуальных данных ощущения)». Это «время с его модусами данности: „теперь“, „до“, „после“, модально определяемые „одновременно“, „одно после другого“ и т. д., — это время не измерить ни положением солнца, ни с помощью часов, ни какими-либо средствами физики».
Сознание внутреннего времени — форма синтеза сознания
.
Интенциональность
, согласно Гуссерлю, — «главная феноменологическая тема», «основной характер
сознания
вообще, которое благодаря этому есть не только переживание, но и переживание, обладающее смыслом»
.
Интенциональность переживания (акта) сознания — направленность его на объект (предмет). Свойство переживаний сознания быть сознанием
чего-то
, «„сознанием-о“ их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет»
является фундаментальным свойством сознания. «…
Восприятие
есть восприятие чего-то, скажем, вещи;
суждение
есть суждение о каком-либо положении дел;
— оценивание какой-либо ценностной ситуации;
желание
— желательного обстоятельства и т. д. Действование направлено на такое-то действие,
поведение
— на поступок,
любовь
— на то, что любимо,
радование
— на радостное и т. д.»
.
Интенциональную природу сознания обнаруживает
феноменологическая редукция
: переходя от сосредоточения (в
естественной установке
) на объектах к сосредоточению (в рефлексии) на субъективном опыте, то есть на самих переживаниях сознания (психических актах), в которых эти объекты даются, мы немедленно обнаруживаем, что, хотя переживания сами по себе — не более чем явления сознания, они при этом несут в себе
указание
на находящуюся вне сознания, в пространстве вещь.
Интенциональный предмет, на который направлено переживание, может быть как реальным, так и идеальным (как конкретной вещью или положением дел, так и
сущностью
)
. Интенциональный предмет восприятия этого конкретного дома — реальная вещь; интенциональный предмет слова «дом» — соответствующая сущность
.
Интенциональное переживание и интенциональный предмет
Гуссерль настаивает на том, что
феноменологически
несравненно большее значение имеет предмет, каким он дан в составе переживания (в
), а не сам недоступный
трансцендентный
предмет, на который направлено переживание.
1.
Мир случаен — сознание абсолютно.
Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь
иллюзией
,
галлюцинацией
. «Итак, тезису мира — мир „случаен“ — противостоит тезис моего
, жизни моего Я, которая является „необходимой“, абсолютно несомненной»
.
2.
Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания.
Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится: ведь восприятию противостоит не само трансцендентное, принципиально недоступное сознанию, а воспринимаемое как ноэма — «воспринимаемое как таковое в таком смысле, который исключает вопрос о том, правда ли, что это воспринятое есть на деле»
. «Не предмет переживается и наряду с ним интенциональное переживание… но только одно наличествует — интенциональное переживание», направленное на интенциональный предмет и несущее его в себе.
Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно
должен
быть мир, что непременно
должна
быть какая-то вещь», сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира
.
3.
Мир, помимо явленности в сознании, — «противосмысленная мысль».
Для нас есть только переживания сознания
; интенциональный предмет дан нам лишь в указывающем на него переживании сознания
. Говорить о каком-то трансцендентном предмете помимо того, как он дан
имманентно
, проводить между ними различие, утверждать, что воспринятая вещь — явление иной, «внутренне ей чуждой… отделенной от неё» реальности, — бессмысленно: нельзя утверждать существование того, что не может быть предметом возможного
опыта
. Всё трансцендентное доступно опыту, «может становиться данностью», а всякие попытки выйти за пределы переживаний сознания и «дотянуться» до самого трансцендентного предмета бессмысленны. Есть лишь «реальный состав переживания и то, что сознаётся в таковом как нереальное»
.
противопоставлять следует не образ и
действительность
, как в классической
метафизике
(это противоречит опыту и ведёт к бесконечному регрессу), а
.
Даже абсолютный субъект (
Бог
) не мог бы созерцать вещи иначе чем в явлениях, — говорит Гуссерль, — данность вещей лишь в форме явлений обусловлена сущностью вещи
.
4.
Связь интенционального переживания и его предмета — не причинная фактическая связь
, имеющая место в мире; речь здесь не идёт о том, что нечто, существующее в мире (предмет), вызывает переживание как психический факт. Переживания берутся как таковые, не как факты, а как
сущности
, соответственно, и связь переживание-предмет сущностная, а не фактическая — отсылка к предмету заключена в самой сущности переживания
. Сознание в модусе
трансцендентальной редукции
— вне пространства, времени,
причинности
. Поэтому неверно утверждать, что вещи мира — причина переживаний сознания. «Существование
природы
не может обусловливать существования
сознания
, — ведь она сама выходит наружу как коррелят сознания; природа существует, лишь конституируясь в упорядочиваемых взаимосвязях сознания».
5.
Интенциональный предмет типа вещи может быть представлен в переживании лишь односторонне. Переживания, напротив, даются (в рефлексии) во всей своей полноте.
Воспринимаемая вещь, то есть трансцендентное «пространственное бытие… может „являться“ только в известной „ориентации“»
, в
нюансировании
— односторонне, неполно, несовершенно, — как момент бесконечного континуума восприятия. Мы не можем увидеть вещь сразу со всех сторон, охватить во всей полноте её существования. В отличие от вещей, переживания не нюансируются, а даются во всей своей полноте. Полная, адекватная данность вещи имеется лишь как
кантовская
«идея», в бесконечной перспективе.
Рассматривая отношение переживания (акта) сознания и его интенционального предмета, Гуссерль также отмечает, что «каждый акт относится интенционально к одной принадлежащей ему предметности», даже если сам акт (переживание сознания) — составной
. «В восприятии куба, например, обнаруживается сложная и синтезированная интенция: непрерывная вариантность в „явлении“ куба в зависимости от угла зрения и соответствующие различия в „перспективе“, а также различие между „передней стороной“, видимой в данный момент, и „задней стороной“, в данный момент невидимой, которая остается следовательно несколько „неопределённой“, но которая в то же время равным образом полагается существующей. Наблюдение за этим „потоком“ различных явлений-аспектов и за способом их синтеза показывает, что каждая фаза и интервал есть уже в себе „сознание-о“ чём-то. При этом постоянный приход новых фаз не нарушает ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически оно остается сознанием одного и того же объекта»
.
Неинтенциональное в сознании
Не всё в сознании
интенционально
. Неинтенциональна, например, «какая-либо часть ощущаемого
поля зрения
»
. Далее, составляющие
гилетический
слой сознания ощущения (боль, прикосновение, щекотание, цвет и т. п.) —
сами по себе
неинтенциональны, но представляют собой лишь материал для интенциональных актов
. Так, само по себе ощущение белого цвета как составляющая конкретного восприятия не интенционально; интенционально лишь целое восприятие. Это
физические феномены
по
Брентано
(в отличие от
психических
— интенциональных).
Далее, неинтенциональны (по крайней мере актуально) фоновые переживания сознания, на которые в данный момент не устремлено внимание, — фон восприятия, на котором не сфокусирован взгляд; переживания, соседние во времени в потоке сознания и оказывающие влияние на актуальное переживание, — то, что, по словам Гуссерля, не входит в сферу
cogito
и что
Уильям Джеймс
называл «ореолом».
Однако и неинтенциональные переживания причастны к интенциональности, по крайней мере потенциально: ощущения включаются в интенциональные переживания, фоновые переживания «скрывают в себе интенциональность».
Интенциональная структура сознания
Осуществление
феноменологической редукции
, «выключая» внешний мир, занимающий сознание в
естественной установке
, первым делом обнаруживает на его месте
ноэзис
и
ноэму
. Ноэзис — это сами акты (переживания) сознания, «модусы самого
cogito
»; ноэма — действительный предмет, полагаемый в акте сознания. Далее, кроме того, обнаруживается чистое Я. Таким образом, выявляется
структура сознания
:
Ego = ego cogito
= трансцендентальное ego, трансцендентальное Я
= трансцендентально редуцированное ego
= тождественное ego = тождественное себе Я
= трансцендентальная субъективность
.
Сопоставляя термины «Логических исследований» с терминологией последующих работ, следует помнить, что, несмотря на полный параллелизм описываемых структур, взгляд на них в «Логических исследованиях» несколько отличается: реальное содержание акта и интенциональное содержание акта отличаются от ноэзиса и ноэмы тем, что ещё не рассматриваются в установке
трансцендентальной редукции
, неизвестной «Логическим исследованиям», и, соответственно, не выступают в модусе открываемого этой редукцией «чистого сознания».
Структуру
переживания сознания составляют: а) реальное содержание переживания (
ноэзис
,
cogitatio
); б) интенциональное содержание переживания (
ноэма
,
cogitatum
).
Ноэзис — это переживание, взятое так, как будто бы за ним не стояло никакое
бытие
(физическая вещь или идеальная
сущность
), как будто бы оно ничего не представляло, кроме самого себя. Ноэма — это содержание переживания, когда мы рассматриваем переживание как сопряженное с чем-то
трансцендентным
самому реальному составу переживания, то есть ноэзису. (При этом следует помнить, что поскольку рассмотрение осуществляется в модусе
феноменологической редукции
, содержания переживания в обоих случаях берутся как сущности, а не как факты.)
Ноэзис и ноэма — это, например: само
восприятие
(как акт сознания) и воспринимаемое как таковое (каким оно подразумевается в восприятии); вынесение
суждения
как переживание и «вынесенное суждение» («то, что судится как таковое», «то, о чём выносится суждение»);
воспоминание
и воспоминаемое как таковое;
удовольствие
и то, что доставляет удовольствие
;
воление (решание)
, «со всеми переживаниями, в каких нуждается оно как в основе и какие оно заключает в себе, взятое в своей конкретности», и «волимое как таковое… подразумеваемое волей»
.
Ноэзы, и соответственно ноэмы, надстраиваются друг над другом (суждение — над восприятием и т. п.)
.
1. Ядро.
Ноэматическое ядро (предметный смысл) ноэмы — это сам предмет, каким он представлен в данном своём явлении, с такими-то свойствами. Например, в случае восприятия — это сама вещь, какой мы её сейчас видим; в случае суждения — содержание суждения, которое и отличает одно суждение от другого.
2. Характеристики ядра
2-1. I измерение характеристик ядра: способ данности.
Один и тот же предмет может быть дан в живом
восприятии
, а может быть предметом
представления
,
суждения
,
желания
и др. способов данности.
2-2. II измерение характеристик ядра: «модальности бытия».
Степень уверенности в действительности данного нам предмета может быть различной: то, что мы видим, слышим и т. д. может оказаться лишь
иллюзией
, «простой кажимостью». Соответственно, модальности бытия — это: достоверность, допущение, подозревание, вопрошание, сомнение и т. п. градации действительности.
Базовой (немодифицированной, «немодализированной») характеристикой, лежащей в основе всех остальных, является
достоверность
.
3. Подразумеваемый предмет.
Подразумеваемый предмет — это «центральная точка» изменчивого, непостоянного ядра; это то,
что
воспринимается, то,
на что
нацелено переживание
. Это нечто тождественное в предмете при всех его изменениях, то есть при его явлениях с меняющимися предикатами, — то, что описывается предикатами, их предполагаемый носитель,
субстрат
.
Полный конкретный акт
Интенциональная материя и интенциональное качество (ядро и характеристика ядра) вместе составляют
интенциональную сущность
акта. Но последняя «не исчерпывает акт
феноменологически
», не составляет конкретного полного акта: имеется ещё
сопряжённая со значением сущность акта
. Это «акт придания значения
in concreto
», то есть включающий: различную ясность, яркость, отчётливость того же самого
восприятия
или той же самой
фантазии
; то, «оживают ли во мне вообще образы фантазии относительно задней стороны лежащей передо мной табакерки» при её восприятии; различную выраженность одного и того же
желания
, наличие и яркость сопутствующих ему представлений и т. п.
.
Кроме текущих содержаний сознания, есть ещё само тождественное ego (чистое «Я»), обладающее заключёнными в нём содержаниями, — то, чей «„взор“ проникает „сквозь“ любое актуальное
cogito
, направляясь к предметному»; сопровождая все переживания, оно само не является переживанием
. Само чистое Я лишено содержаний и, соответственно, не подлежит описанию
. Его бытие («Я есмь») —
очевидность
. «Ego само есть сущее для самого себя в непрерывной очевидности и, следовательно, непрерывно конституирующее себя в себе самом как сущее. […] Ego схватывает себя не просто как текущую жизнь, но как Я, как мое я, которое переживает то или иное содержание, которое, оставаясь одним и тем же, проживает то или иное cogito»
.
В
Картезианских размышлениях
Я — уже «не пустой полюс тождественности»; напротив, все мои акты откладываются в Я, в составляющие его самотождественность определения; Я — «тождественный
субстрат
неизменных особенностей Я»
.
Ego как монада
Кроме чистого ego, Гуссерль вводит также понятие ego как
монады
(заимствуя последний термин у
Лейбница
). Я как монада — это «ego, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я.
.
«Я» в «Логических исследованиях»
В первом издании «
Логических исследований
» Гуссерль отрицал существование чистого Я. Впоследствии он отказался от этой точки зрения.
Ранняя позиция Гуссерля, выражаемая в «Логических исследованиях», заключается в том, что Я — лишь единство эмпирического сознания (то есть переживания сознания, а также их связи)
. Содержания сознания относятся к психическому Я как стороны воспринимаемой вещи к вещи в целом
.
Феноменологическая редукция
эмпирического Я даёт в этом случае не чистое, трансцендентальное Я, как в более поздних произведениях Гуссерля, а время потока сознания, его «темпоральное единство»
.
↑
: Eine Geschichte der Philosophie III
— 2019. — Т. 3.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2017.
9 мая 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 июня 2009. Архивировано из
16 июня 2009 года.
Германн Лео ван Бреда. Спасение гуссерлевского наследия и основание Гуссерль-Архива (перевод и предисловие А. В. Ямпольской) // Ежегодник по феноменологической философии II. М., РГГУ, 2010
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 53.
Гуссерль Э.
Идеи I
. § 52. — Ср.: «Предмет представления, предмет „интенции“ — это есть и это означает представленный, интенциональный предмет» (Гуссерль Э.
Логические исследования
. Т. 2. — М.: ДИК, 2001. — С. 395—396). «Предметы существуют для меня и есть для меня то, что они есть, только как предметы действительного и возможного осознания» (Гуссерль Э.
Картезианские размышления
. § 30). «Трансцендентность в любой своей форме есть имманентная, конституирующаяся внутри ego бытийная характеристика. […] Бессмысленна попытка постичь универсум истинного бытия как нечто находящееся вне универсума возможного сознания…» (Гуссерль Э.
Картезианские размышления
. — СПб.: Наука, 2001. — С. 173—177).
Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge.
Hrsg. und eingeleitet von Stephan Strasser. Nachdruck der 2. verb. Auflage. 1991. xxii + 260 pp. HB.
ISBN 90-247-0214-3
.
Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen.
Hrsg. und eingeleitet von Walter Biemel. Nachdruck der 2. erg. Auflage. 1973. xii + 94 pp. HB.
ISBN 90-247-5139-X
.
Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie. In zwei Bänder. 1. Halbband: Text der 1.-3. Auflage; 2. Halbband: Ergänzende Texte (1912 - 1929).
Neu hrsg. von Karl Schuhmann. Nachdruck. 1976. lvii + 706 pp. 1. Halbband: HB.
ISBN 90-247-1913-5
. 2. Halbband: HB.
ISBN 90-247-1914-3
.
Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution.
Hrsg. von Marly Biemel. Nachdruck. 1991. xx + 426 pp. HB.
ISBN 90-247-0218-6
Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften.
Hrsg. von Marly Biemel. Nachdruck. 1971. vi + 166 pp. HB.
ISBN 90-247-0219-4
.
Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie.
Hrsg. von Walter Biemel. Nachdruck der 2. verb. Auflage. 1976. xii + 558 pp. HB.
ISBN 90-247-0221-6
.
Erste Philosophie (1923/24). Erster Teil: Kritische Ideengeschichte.
Hrsg. von Rudolf Boehm. 1956. xxxiv + 460 pp. HB.
ISBN 90-247-0223-2
. PB.
ISBN 90-247-0222-4
. Out of Print
Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion.
Hrsg. von Rudolf Boehm. 1959. xlii + 592 pp. HB.
ISBN 90-247-0225-9
. PB.
ISBN 90-247-0224-0
. Out of Print
Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester 1925.
Hrsg. von Walter Biemel. 2. verb. Auflage. 1968. xxvii + 650 pp. HB.
ISBN 90-247-0226-7
.
Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917).
Hrsg. von Rudolf Boehm. Nachdruck der 2. verb. Auflage. 1969. xliv + 484 pp. HB.
ISBN 90-247-0227-5
.
Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten (1918-1926).
Hrsg. von Margot Fleischer. 1966. xxiv + 532 pp. HB.
ISBN 90-247-0229-1
. PB.
ISBN 90-247-0228-3
. Out of Print
Philosophie der Arithmetik. Mit ergänzenden Texten (1890-1901).
Hrsg. von Lothar Eley. 1970. xxxx + 586 pp. HB.
ISBN 90-247-0230-5
.
Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Erster Teil: 1905-1920.
Hrsg. von Iso Kern. 1973. xlviii + 548 pp. HB.
ISBN 90-247-5028-8
.
Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Zweiter Teil: 1921-1928.
Hrsg. von Iso Kern. 1973. xxxvi + 624 pp. HB.
ISBN 90-247-5029-6
.
Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil: 1929-1935.
Hrsg. von Iso Kern. 1973. lxx + 742 pp. HB.
ISBN 90-247-5030-X
Ding und Raum. Vorlesungen 1907.
Hrsg. von Ulrich Claesges. 1973. xxviii + 432 pp. HB.
ISBN 90-247-5049-0
.
Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft. Mit ergänzenden Texten.
Hrsg. von Paul Janssen. 1974. xlvi + 512 pp. HB.
ISBN 90-247-5115-2
.
Logische Untersuchungen. Erster Band: Prolegomena zur reinen Logik. Text der 1. und 2. Auflage.
Hrsg. von Elmar Holenstein. 1975. livi + 288 pp. HB.
ISBN 90-247-1722-1
.
Logische Untersuchungen. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis.
Hrsg. von Ursula Panzer. 1984. 1024 pp. in zwei Bänden. HB. Set
ISBN 90-247-2517-8
.
/1. Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Erster Teil. Entwürfe zur Umarbeitung der VI. Untersuchung und zur Vorrede für die Neuafulage der Logischen Untersuchungen (Sommer 1913).
Hrsg. von Ullrich Melle. 2002, liv + 442 pp. HB.
ISBN 1-4020-0084-7
.
/2. Logische Untersuchungen. Ergänzungsband. Zweiter Teil. Texte für die Neufassung der VI. Untersuchung: Zur Phänomenologie des Ausdrucks und der Erkenntnis (1893/94 - 1921).
Hrsg. von Ullrich Melle, 2005, LVI + 633 pp.
ISBN 1-4020-3573-X
Studien zur Arithmetik und Geometrie. Texte aus dem Nachlass (1886-1901).
Hrsg. von Ingeborg Strohmeyer. 1983. lxxii + 506 pp. HB.
ISBN 90-247-2497-X
.
Aufsätze und Rezensionen (1890-1910).
Hrsg. von Bernhard Rang. 1979. lviv + 486 pp. HB.
ISBN 90-247-2035-4
.
Phantasie, Bildbewusstsein, Erinnerung. Zur Phänomenologie der anschaulichen Vergegenwärtigungen. Texte aus dem Nachlass (1898-1925).
Hrsg. von Eduard Marbach. 1980. lxxx + 724 pp. HB.
ISBN 90-247-2119-9
.
Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie. Vorlesungen 1906/07. Hrsg. von Ullrich Melle. 1984. lii + 554 pp. HB.
ISBN 90-247-2947-5
.
Aufsätze und Vorträge (1911-1921).
Hrsg. von Thomas Nenon und Hans Rainer Sepp. 1987. xxiv + 408 pp. HB.
ISBN 90-247-3216-6
.
Vorlesungen über Bedeutungslehre. Sommersemester 1908.
Hrsg. von Ursula Panzer. 1987. xxx + 270 pp. HB.
ISBN 90-247-3383-9
.
Aufsätze und Vorträge (1922-1937).
Hrsg. von Thomas Nenon und Hans Rainer Sepp. 1989. xxx + 334 pp. HB.
ISBN 90-247-3620-X
.
Vorlesungen über Ethik und Wertlehre (1908-1914).
Hrsg. von Ullrich Melle. 1988. xlx + 524 pp. HB.
ISBN 90-247-3708-7
.
Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Ergänzungsband. Texte aus dem Nachlass 1934-1937.
Hrsg. von R.N. Smid. 1993. lxvi + 624 pp. HB.
ISBN 0-7923-1307-0
.
Logik und allgemeine Wissenschaftstheorie. Vorlesungen Wintersemester 1917/18. Mit ergänzenden Texten aus der ersten Fassung von 1910/11.
Hrsg. von Ursula Panzer. 1996. lxii+ 556 pp. HB.
ISBN 0-7923-3731-X
.
Aktive Synthesen. Aus der Vorlesung "Transzendentale Logik" 1920/21. Ergänzungsband zu "Analysen zur passiven Synthesis".
Hrsg. von Roland Breeur. 2000, xii + 144 pp. HB.
ISBN 0-7923-6342-6
.
Natur und Geist. Vorlesungen Sommersemester 1927.
Hrsg. von Michael Weiler, 2001, lii + 368 pp HB.
ISBN 0-7923-6714-6
Die Bernauer Manuskripte über das Zeitbewusstsein (1917/18).
Hrsg. von Rudolf Bernet und Dieter Lohmar. 2001, lii + 464 pp.
ISBN 0-7923-6956-4
.
Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926-1935).
Hrsg. von Sebastian Luft, 2002, 712 pp. HB.
ISBN 1-4020-0744-2
.
Einleitung in die Philosophie. Vorlesungen 1922/23.
Hrsg. von Berndt Goossens, 2002, 816 pp. HB.
ISBN 1-4020-0080-4
.
Transzendentaler Idealismus. Texte aus dem Nachlass (1908-1921).
Hrsg. von Robin D. Rollinger in Verbindung mit Rochus Sowa, 2003, xxxviii + 240 pp. HB.
ISBN 1-4020-1816-9
.
Einleitung in die Ethik. Vorlesungen Sommersemester 1920 und 1924.
Hrsg. von Henning Peucker. 2004, xlv + 502 pp. HB.
ISBN 1-4020-1994-7
. E-Book
ISBN 1-40202357-X
.
Wahrnehmung und Aufmerksamkeit. Texte aus dem Nachlass (1893-1912).
Hrsg. von Thomas Vongehr und Regula Giuliani. 2004, lii + 550 pp. HB.
ISBN 1-4020-3117-3
.
Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachlass (1916-1937)
Hrsg. von Rochus Sowa. 2008, LXXXII + 962 pp. HB.
ISBN 978-1-4020-6476-0
.
Untersuchungen zur Urteilstheorie. Texte aus dem Nachlass (1893-1918)
Hrsg. von Robin D. Rollinger. 2009, L + 517 pp. HB.
ISBN 978-1-4020-6896-6
.
Работы Э. Гуссерля на русском языке
Книги
. — СПб., 1909.
Гуссерль Э.
Логические исследования. Том I. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая редакция Р. А. Громова. — М.:
Академический проект
, 2011. —
ISBN 978-5-8291-1298-1
.
Гуссерль Э.
Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / Перев. с нем. В. И. Молчанова. — М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. —
ISBN 5-7333-0241-0
.
Гуссерль Э.
Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. (
Сборник, включающий: «Логические исследования. Т. 1»; статью «Философия как строгая наука»; доклад «Кризис европейского человечества и философия»; главы из книги «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».
)
(недоступная ссылка с 12-05-2013 [3901 день])
— М.: ДИК, 1999. 2-е изд.: пер. с нем. А. В. Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. — М.:
Академический проект
, 2009. —
ISBN 978-5-8291-1042-0
.
Гуссерль Э.
Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. Перевод с нем. и предисловие В. И. Молчанова. М.: Издательство «Гнозис», РИГ «ЛОГОС», 1994. — 177 (xiv+163) с. —
ISBN 5-7333-0487-1
.
(недоступная ссылка с 12-05-2013 [3901 день])
/ Пер. с нем. Д. В. Скляднева. — СПб.: Наука, 1998. —
ISBN 5-02-026783-X
.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 12-05-2013 [3901 день])
—
ISBN 5-93615-017-8
Гуссерль Э.
Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») — 464 с. —
ISBN 5-7333-0177-5
Фрагменты книг, статьи, письма
Гуссерль Э.
Логические исследования. Т. 2. Введение. Исследование 1 / Пер. В. И. Молчанова // Логос. — 1997. — № 9. — С. 25—41.; № 10. — С. 5—64.
Гуссерль Э.
Философия как строгая наука // Логос. — 1911. — Кн. 1.
Переписка Вильгельма Дильтея с Эдмундом Гуссерлем // Вопросы философии. — 1995. — № 10. — С. 144—150.
Гуссерль Э.
Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. — 1992. — № 7. — С. 136—176.
Гуссерль Э.
Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. — 1986. — № 3. — С. 101—116.
Гуссерль Э.
Статьи об обновлении // Вопросы философии. — 1997. — № 4. — С. 109—135.
Гуссерль Э. — Шестов Л.
Письма / Пер. и примеч. В. Куренного // Логос. — 1996. — № 7. — С. 141—144.
Гуссерль Э. — Шпет Г.
Письма / Предисл., пер. и примеч. В. И. Молчанова // Логос. — 1992. — № 3. — С. 233—242.
Гуссерль Э.
Амстердамские доклады / Пер. А. В. Денежкина // Логос. — 1992. — № 3. — С. 62—81; 1994. — № 5. — С. 7—24.
Гуссерль Э.
Интенциональные предметы / Предисл. и пер. Р. Громова // Логос. — 2001. — № 5/6. — С. 132—164.
Гуссерль Э.
Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Пер. В. И. Молчанова // Логос. — 2002. — № 1. — С. 132—143.
Гуссерль Э.
Парижские доклады / Пер. и примеч. А. В. Денежкина // Логос. — 1991. — № 2. — С. 6—30.
: [Статья в Британской энциклопедии] / Предисл., пер. и примеч. В. И. Молчанова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 12—21.
Гуссерль Э.
Метод прояснения. — В кн.: Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. — М., Логос, 1996. — 2-е изд. — 400 с. — Тираж 6000 экз. —
ISBN 5-88439-061-0
. — с. 365—375.
Литература о Э. Гуссерле и его философии
Книги
Деррида Ж.
/ Пер. с фр. С. Г. Кашиной и Н. В. Суслова; Серия
Gallicinium
. — СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
Докучаев И. И.
Эдмунд Гуссерль. — Санкт-Петербург:
Наука
, 2017. — 288 с. — (Мыслители прошлого). —
3000 экз.
—
ISBN 978-5-02-039597-8
.
Какабадзе, 3. М.
Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. — Тбилиси, 1966.
Молчанов В. И.
Время и сознание. Критика феноменологической философии. — М., 1988.
Зотов А. Ф.
Ранний Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. — 1991. — № 2.
Ишицука Ш.
Понятие природы у Лукача и Гуссерля / Пер. В. В. Бибихина // Философия и человек. — М., 1993. — Ч. II. — С. 224—227.
Киссель М. А.
Гегель и Гуссерль // Логос. — 1991. — № 1. — С. 59—67.
Куликов С. Б.
// Философия науки. — Новосибирск, 2005. — № 4. — С. 3—13.
Куликов С. Б.
Проблема мира в феноменологической концепции «позднего» Эдмунда Гуссерля // Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования: Материалы II междунар. конференции 14—16 июня 2007 г. — Томск, 2008. — С. 57—61.
Курбановский А.
Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии // Историко-философский ежегодник — 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006. — С. 329—336.
Кюнг Г.
Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей / Пер. О. Кубановой // Логос. — 1995. — № 6. — С. 117—123.
Леденева Е. В.
«Феноменология внутреннего сознания времени» в историко-философском контексте (комментарии к работе Э. Гуссерля) // Credonew. — 2009. — № 2.
Мотрошилова Н. В.
Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. — М., 1974.
Резвых Т. В.
С. Л. Франк и Э. Гуссерль: от мышления к бытию // Начала. — 1993. — № 3. — С. 89-97.
Ромек Е. А.
Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бинсвангер и Гуссерль //
Вопросы философии
. — 2001. — № 11. — С. 80—91.
Соловьев Э. Ю.
История и этика в феноменологии Э. Гуссерля // Вопросы философии. — 1976. — № 6. — С. 128—141.
Субири Х.
Пять лекций о философии. Лекция № 5. Гуссерль // Вопросы философии. — 2002. — № 5. — С. 156—172.
Тавризян Г. М.
Феноменология Э. Гуссерля и французский экзистенциализм // Вопросы философии. — 1968. — № 1. — С. 66—77.
Уколов С. Ю.
Понятие чистой логики Э. Гуссерля и гносеологическая концепция К. Поппера // Эпистемы: Альманах. — Екатеринбург, 1998. — С. 137—139.
Хаардт А.
Эдмунд Гуссерль и феноменологическое движение в России 10-х и 20-х годов // Вопросы философии. — 1994. — № 5. — С. 57—63.
Холенштайн Э.
Якобсон и Гуссерль / Пер. С. Мазура // Логос. — 1996. — № 7. — С. 7—37.
Черняков А. Г.
Феноменология как строгая наука? // Историко-философский ежегодник 2004 / Институт философии. — М.: Наука, 2005. — С. 360—400.
Шестов Л.
Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) // Вопросы философии. — 1989. — № 1. — С. 144—161.
Шпет Г. — Гуссерль Э. Ответные письма Г. Шпета / Пер. В. Куренного, И. Михайлова, И. Чубарова; Прим. и приложение В. Куренного // Логос. — 1996. — № 7. — С. 123—133.