Interested Article - Астарта
- 2020-04-27
- 1
Аста́рта ( др.-греч. Ἀστάρτη , Astártē ) — греческий вариант имени богини любви и власти Иштар , заимствованной греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев ( финик. 𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 ). В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите (современный Рас Шамра), упоминается с XIV века до н. э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера , Ашират. Атаргатис (Атаргатида) — греческое искажение арамейского имени Астарты — Атаргата ( ивр. עתרעתה Ъатраъа́та ) или Тарата. У западносемитских племён Аштарот ( ивр. עַשְׁתָּרֽוֹת ), Аштар, Ашторет ( ивр. עַשְׁתֹּרֶת ), у южносемитских Аштерт .
Её культ был известен в Израиле с X по VIII век до н. э. Наиболее часто упоминается в текстах Библии. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию , в которой семитские племена , касаясь религиозной традиции шумеров , восприняли ярчайшие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон не только вследствие торговых отношений, но и «братания», сближения, необходимого для естественного взаимного сосуществования.
Происхождение
В Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, появляются имена царей, внесённые в список города Киша, который являлся центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху Древних династий (с 4 т. до н. э. по 2600 г. до н. э. начала гегемонии Ура ).
Семитские божества до правления Саргона (2371—2316 гг. до н. э.) входят в шумерский пантеон.
В имперскую эпоху (2380—2200 гг. до н. э.) семитская богиня Эсдар ( Иштар ) — Астерт — астар, что у восточных семитов означало богиня, и являлась центральной фигурой аккадского пантеона , идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне — матери неба.
У западных семитов имя Астарта было именем собственным, определённой богини, а у южных — бога.
Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом Иштар — Эсдар множества шумерских и хурритских богинь.
У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 г. до н. э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту.
У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст — Аэр.
В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат.
На арамейском корень звучит Атарате, на армянском и персидском Анахит, на староарабском Аттар.
В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе . У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала . Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становится нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нину, или Нино, стала Иштар. В Иудее Астарте, как царице небес, по словам пророка Иеремии , усердно поклонялись женщины. В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина, кормящая двух младенцев.
У финикийцев
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, Мать Природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с Луной и Венерой . Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия , после поражения её мужа, побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном, аналогично, как и Исида , оплакивала своего супруга и брата ( Осириса ). Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. У финикийцев Астарта была связана с «Утренней звездой» — Венерой , и рассматривалась ими как вечерняя и утренняя путеводительница. «Глаз своей богини — матери» нельзя было утратить в морском странствии. Укреплённая в виде статуи на носу корабля, Астарта сопутствовала мореплавателям. У сирийцев Астарта Гиеропольская полностью отождествлялась со сверкающей планетой и изображалась как величественная женщина, держащая в одной руке факел, а в другой — изогнутый жезл в форме креста ansata ( анкх ), соответствующей атрибуту египетской Исиды .
Ранее финикийцев вавилоняне поклоняются Иштар , связывая её культ с Венерой, которая была третьей в астральной триаде Солнце — Луна — Венера. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит — Люцифер . Иштар, Астарет, астрономически Тамти, являлась Венерой и олицетворяла море. В городе Урук она почиталась как мать, опекающая всех его жителей, а позднее халдейский Эрех. В землях Ханаана строились города, покровительницей которых являлась Астарта. Так город Аштероф — Карнаим (Телль — Аштерах), считался местопребыванием двурогой богини и был левитским. Финикийский Сидон и Бейрут были центрами поклонения Астарте, где она считалась главным женским божеством, а также являлась богиней земного плодородия, материнства и любви. Сидонские цари являлись её верховными жрецами, а их супруги — жрицами. К Астарте обращались как к госпоже — владычице царей. Считалось честью и обязанностью выстраивать для неё храм. В Иерусалимской земле существует долина Ашера, названная в честь богини.
У египтян и хананеев
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Почитание Астарты распространилось в Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), Малой Азии , Греции, как Афродиты — Урании , которая изображалась в окружении львов и лебедей [ источник не указан 1633 дня ] . Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту-Анат как супругу Яхве до монотеистической реформы [ прояснить ] , и её культ существовал до VI века до н. э. В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «богине неба», против чего боролся пророк Иеремия . В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, и её начинают изображать в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней-воительницей, дочерью бога-творца Ра . Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин. В период становления Ассиро-Вавилонской империи, наряду с развитием письменной культуры, происходило разрушение её материальных памятников вследствие бесконечных военных походов. Библиотеки, собранные в городах-государствах, уничтожались, либо изымались. Так, захват и разрушение Сирийского города Эбла (2500—2100 года до н. э.) рассматривается как разрушение центра-очага семитской цивилизации. Другой причиной являлся процесс идеологизации царской власти, который изменял форму религиозного сознания. Так, шумерский период истории охватывал около полутора тысяч лет, и завершился к началу второго тысячелетия до н. э. В древнейшем списке богов из Фары около XXVI века до н. э. присутствует имя Инанны среди шести главных мужских богов. Она побеждает чудовище Эбих, и впоследствии отождествляется с Иштар в её борьбе с Йамму. В героический век (2700—2500 гг. до н. э.) происходит окончательная централизация власти, укрепление влияния воинов-аристократов. Каждый город имеет свой пантеон богов, а главному из них строится храм.
Ядром империи царства Шумера и Аккада становится город Аккаде , в котором царь Саргон проводит религиозно административную реформу с целью консолидации государства. Его дочь Энхедуанна становится первой верховной жрицей лунного божества в Уре, и это право с того времени закрепляется за принцессой царского дома. Воинственная функция Иштар ещё более подчёркивается, и она одновременно полностью отождествляется с несущей любовь и плодородие Инанной, супругой бога неба Ану .
С 2047—2039 гг. до н. э. начинается экспансия и распространение влияния Ура на средиземноморское побережье. В XIII—XII веках до н. э. происходит миграция народов на Ближнем Востоке. Бел-Мардук становится главой пантеона богов. Правители Вавилона ставят цель перед жрецами получить новый космогонический свод «Энума Элиш», где обработанные старые мифы звучат по-иному. В этот период происходит низвержение женских богинь и их общее уменьшение роли с монополизацией власти бога Мардука. В вавилонской мифологии женские божества полностью обезличиваются. Они становятся придатками своих божественных мужей. Так, высокая роль Иштар — богини-покровительницы в знаменитом эпосе о Гильгамеше , сводится до роли совратительницы героя. Акт прямой антропоморфизации накладывал грубый отпечаток на форму культа Астарты (Иштар), что впоследствии привело к низвержению образа богини к чисто физиологической роли. В результате божественный брак царя и верховной жрицы в шумеро-аккадских городах, а позднее в ханаанских, повлёк за собой храмовую проституцию .
Иудейский царь и религиозный реформатор Иосия разрушает алтари Астарты, воздвигнутые Соломоном , и запрещает культовые действа.
В античной традиции
Плутарх называет её царицей Библа . В одной из родословных она — дочь Сирии и Кипра, жена Адониса . Также её святилище в Сидоне , её отождествляют с Селеной .
В массовой культуре
- Именем Астарты названа греческая блэк-метал группа , состоявшая целиком из женщин.
- В драматической поэме Байрона « Манфред » Астарта — имя умершей единственной возлюбленной героя, дух которой является ему в минуту тяжелейших духовных мучений.
- В книгах А. Рудазова — Астарта на протяжении нескольких серий является одним из второстепенных персонажей, покровительницей главного героя — архимага Креола Урского, помогая, или, скорее, используя его, для уничтожения тёмного мира демонов.
- В игре Fallen Lords есть игровой персонаж Астарта — богиня смерти и любви.
- Во вселенной игр Divinity Астарта — богиня из которой появился Источник, таинственная энергия, используемая колдунами Источника.
- В фильме « Царь Скорпионов 2: Восхождение воина » фигурирует Астарта — как Богиня любви и войны, правительница загробного мира.
- Во вселенной Warhammer 40 000 Астартой зовут учёного-генетика, которая служила Императору Человечества и создала первых космодесантников Легионес Астартес.
- В стихотворении Зинаиды Гиппиус «Богиня» (Что мне делать с тайной лунной?): (...) О, Астарта! Я прославлю / Власть твою без лицемерья, / Дай мне крылья! Я расправлю / Их сияющие перья (…)
В астрономии
- В честь Астарты назван астероид (672) Астарта , открытый в 1908 году.
См. также
Примечания
- ↑ . old.bigenc.ru . Дата обращения: 26 апреля 2023. 26 апреля 2023 года.
- см. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.198
- Плутарх. Об Исиде и Осирисе 15
- Цицерон. О природе богов III 59
- Лукиан. О сирийской богине 4
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Мифологический словарь. И. Н. Лосева. Н. С. Капустин, С. Т. Кирсанов, В. Г. Тахтмышев. Изд. Ростов-на-Дону. 1996 г. С. 75.
- Мифы народов мира . Энциклопедия. Том 1-2 Под ред. С. А Токарева . — М.: Советская энциклопедия . 1998. Т.1. с. 115—116. Т.2 с.648-653.
- Археологический словарь. У.Брей, Д.Трамп. М. Прогресс. 1990 г. С. 25, 254.
- Всемирная история. Бронзовый век. В 24 томах. Мн. Литература. 1996 г. С. 134—136.
- Краткая еврейская энциклопедия . Том 1. С. 236—237. Том 10. С. 411—412.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Мифология. Энциклопедия мифологии. М. Белфакс. 2002 г.
- Библейская энциклопедия . М. Терра. 1990 г. С. 670, 425, 642, 733.
- Хетты. О. Р. Герни. М. Наука. 1987 г. С. 170, 175.
- Проблемы античной культуры. Под ред. Г. А. Кошеленко. М. Наука 1986 г. С. 211.
Ссылки
- . Дата обращения: 25 сентября 2008. Архивировано из 11 июня 2013 года.
- Глава «Астарта-Анат» из книги: Рафаэль Патай. «Иудейская богиня»
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2020-04-27
- 1