Протомалайцы
- 1 year ago
- 0
- 0
Прото́ма ( др.-греч. προτομή — передняя часть тела, морда, голова) — изображение передней части тела животного (например, быка, коня, оленя) или мифологического существа (например, сфинкса , грифона ). Иногда протомой называют полуфигуру, скульптурное изображение полуфигуры человека, но такая интерпретация сомнительна, поскольку не подтверждается исторически. Протома — художественный троп , типичный для архаического искусства: формообразование по принципу синекдохи (изображение части вместо целого), но усложнённый многообразными символическими значениями.
Звериные протомы — распространённая форма фигурного завершения ритона , скульптурного оформления капители колонны, предмета мебели, ювелирного изделия. Изображения протом известны в древнегреческом искусстве VII—VI вв. до н. э., в искусстве эллинизированного Востока, в период эллинистических и послеэллинистических монархий. Их происхождение связано с древним культом охоты, когда изображение дикого зверя переносили на личность вождя племени, воина, позднее монарха, как бы перенимавших силу льва, грифона, барана или быка. Поэтому именно царские ритоны делали фигурными, с протомами зверей. Например, ритоны ахеменидской Персии середины V в. до н. э. или знаменитые фигурные золотые фанагорийские сосуды из клада в Панагюриште, Болгария (IV—III в. до н. э.).
В архитектуре Персии VI—IV вв. до н. э. встречаются колонны, завершённые капителями в виде сдвоенных протом, между головами которых укладываются балки перекрытия. Такие протомы высекали из камня, ярко расписывали и золотили. Персидские капители можно рассматривать как одно из проявлений интернационального «звериного стиля» .