Interested Article - Терракота

Терракотовая армия

Террако́та (от итал. terracotta — жжёная земля) — разновидность неглазурованной керамики , изделий из железистой глины , которая после первичного обжига приобретает характерный красно-бурый или желтовато-коричневый цвет. Изделия из терракоты имеют матовую, слегка пористую поверхность. Из таких же глин, богатых окислами железа , получают краситель — красную охру и разнообразные ангобы .

Терракоту применяют с разнообразными целями в строительстве, архитектуре, скульптуре, декоративном и прикладном искусстве . Из терракоты изготавливают строительные и декоративные детали, посуду , вазы , скульптуры , игрушки, изразцы , черепицу , облицовочные плитки .

Терракота в истории искусства

Мелкая пластика из красной глины была распространена почти во всех древних культурах. Небольшие скульптуры и архитектурные детали из терракоты изготавливали в Древней Греции , Древнем Китае , Древней Индии и Древней Америке . Ярким примером древней терракотовой скульптуры является терракотовая армия первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди .

Рельеф Берни вавилонский терракотовый рельеф с остатками полихромной росписи

Из терракоты изготавливали облицовочные плиты с рельефами, культовые сосуды и фигурки, саркофаги . Древние этруски делали из красной терракоты ордерные детали своей архитектуры, соединяя их с деревянной конструкцией опор, антаблемента и кровли, и расписывали их минеральными красителями: белой, синей и чёрной красками. В истории искусства известны танагрские статуэтки IV—II вв. до н. э., также из терракоты, расписанные белым, голубым, розовым и жёлтым, иногда с частичной позолотой . Они представляют собой шедевры античного искусства. Изображают обыденные сцены, женщин, занятых хозяйством, шитьём, игрой с детьми. Красота и нежная пластика этих фигурок породила в истории искусства название «танагрянка» .

Древние римляне делали из неглазурованной керамики с последующим лощением бытовую посуду с рельефным декором, получаемым оттискиванием сырой глины в рельефную форму. Такая техника и посуда получили название: терра сигиллата («печатная глина»).

В Средние века резную терракоту применяли в зодчестве Средней Азии , в итальянских орнаментально - рельефных архитектурных деталях. В эпоху итальянского Возрождения из терракоты делали рельефные медали и портретные бюсты, также расписанные минеральными или восковыми красками. Терракоту использовали известные скульпторы Жан-Батист Лемуан , Клод Мишель, прозванный Клодионом и многие другие.

Квеллинус Старший . Самсон и Далила (1640).

На территории производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси . Это так называемые керамиды (надгробные плиты с надписями). С XV века в русском зодчестве терракоту применяли в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий. Вначале красные рельефные плитки, оттиснутые в деревянные рельефные формы (отсюда название: изразцы), монтировали в кирпичную кладку и белили вместе со стеной, позднее стали покрывать муравленой (зелёной) глазурью.

Терракоту использовали русские академические скульпторы: М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Н. С. Пименов, И. П. Прокофьев, как в качестве эскизов — боццетто , так и для самостоятельных произведений . Декоративная облицовочная терракота нашла широкое применение в российском зодчестве советского периода 1950-х годов .

В США детали из терракоты широко применялись архитекторами ар деко и приверженцами «органической» архитектуры , в том числе её основоположником Луисом Салливаном .

Галерея

Примечания

  1. Власов В. Г. . Терракота // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 494
  2. Власов В. Г. . Танагра, танагрская коропластика, танагрянка // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 410—412
  3. Овсянников Ю. М. Солнечные плитки: Рассказы об изразцах. — М.: Советский художник, 1966
  4. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV—XIX веков. — М.: Изобразительное искусство, 1976
  5. Русская терракота эпохи классицизма. Каталог выставки. Л.: Искусство, 1986

Литература

  • Бритова Н. Н. Греческая терракота. — М., Искусство, 1969. 180 с. (Серия « Из истории мирового искусства »).
  • Филиппов А. В., Филиппова С. В., Брик Ф. Г. Архитектурная терракота. — М., 1941.
Источник —

Same as Терракота