Interested Article - Есаул
- 2021-02-28
- 2
Есау́л ( асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л (укр.) , от тюрк . ясау́л ) — должность и чин в казачьих войсках .
Изначально — наименование помощника военачальника, его заместителя . Впоследствии — обер-офицерский чин в казачьих войсках (см. Казачьи чины ). В XIX веке есаул командовал казачьей сотней ( ротой или эскадроном ) и потому сопоставлялся с чином ротмистра или капитана .
Происхождение слова
Существуют разные версии происхождения слова есау́л (асау́л, осау́л, асаву́л, осаву́л).
По одной из них, слову приписывается тюркское или даже монгольское происхождение, которое, возможно, связано с названиями « яса » ( грамота , закон в Монгольской империи) и « ясак » (сбор дани согласно закону). Этим титулом иногда в летописях называется сын Чингизхана Чагатай (Джагатай) : «еке ясаул» — то есть «второй ясаул».
Также среди племён Северного Кавказа издревле было известно слово «атаулы» — так называли глав родов, происходящих от общего предка (сынов своего отца, атаулылар).
Сторонники второй, ираноязычной версии этимологии слова ( Оранский И. М. , Гамкрелидзе Т. В. , Иванов В. В., Грантовский Э. А. , Раевский Д. С.) утверждают, что слово «есаул» изначально имеет раннеиранское происхождение и пришло в тюркский язык в форме «асаул». На древнеиранском языке « аса » означает «свободный», а « ул » — ребёнок, сын. Соответственно, в переводе с древнеиранского — «сын свободного» или «сын вольного» [ нет в источнике (обс.) ] .
Трудами многих учёных установлено, что в ареале употребления термина, на юго-востоке Европы (северное Причерноморье, побережье Каспийского моря, верховья Дона и Северного Донца ) во II−I вв. до н. э. жили ираноязычные племена асов ( алан ) . Длительное общение асов (степных алан) с хазарами (носителями тюркских языков), а также последующее включение в систему Хазарского каганата крымских и салтовских алан , привело к взаимовлиянию культур и языков, что обусловило проникновение ираноязычного слова «асаул», «ясаул» в тюркский язык. Этому способствовало и то, что «многие восточнославянские племена в VIII−IX вв. находились под властью хазар и платили им дань» .
В древнерусский язык это слово вошло в этом же звучании (асаул) , но позднее в украинском языке приобрело формы: ассаул, асавул, осавул; в русском языке: есаул, эсаул, ясаул.
младшее звание:
Подъесаул |
Есаул |
старшее звание:
Войсковой старшина |
---|
Должность в казачьих войсках
В Войске Запорожском
Должность есаула для казаков впервые введена в 1578 (1576 ) году в Реестровом Войске Запорожском королём Речи Посполитой Стефаном Баторием . Позднее эта должность перекочевала в Донское и другие казачьи войска России .
Есаулы были :
- генеральные;
- войсковые;
- полковые ;
- сотенные;
- станичные;
- походные;
- артиллерийские.
Генеральный есаул был помощником казачьего гетмана . В мирное время в его обязанности входила инспекция казачьих полков, а во время войны под его командованием находилось несколько полков. При отсутствии гетмана генеральный есаул командовал всем войском. У старшего генерального есаула хранилась гетманская булава — знак гетманской власти. Должность просуществовала до 1764 года — до ликвидации гетманства .
Войсковой есаул (с XVI в.) был помощником при кошевом атамане . По иерархии Запорожского Коша он причислялся к кошевой старши́не и был четвёртым лицом по старшинству. На деле, войсковой есаул был настоящей «правой рукой» в Запорожском Коше .
Полковой есаул был помощником командира полка — казачьего полковника . В казачьем полку, по обыкновению, было два полковых есаула.
В Российской империи
В Российской империи в 1775 г. по высочайшему повелению, сделанному по представлению князя Потёмкина , полковых есаулов было указано считать «прилично офицерскому званию» и признавать обер-офицерами.
В 1798 году чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии .
После 1884 года, когда в армии был упразднён чин майора , чин есаула был приравнен к чину капитана и стал соответствовать современному званию майора. Начиная с этого времени — это обер-офицерский чин в казачьих войсках IX класса (в 1798—1884) / VIII класса (в 1884—1917) в соответствии с Табелью о рангах . В период с 1884 по 1917 год есаул носил капитанские погоны — с одним просветом без звёздочек.
См. также
Комментарии
- Аорсы («белые аланы»), роксоланы («светлые аланы»), алано-аорсы (по терминологии Птолемея , II в.) и алано- сарматы ( Маркиан , V в.). Начиная с IX−X вв. самоназвание «асы» всё чаще появляется в письменных источниках (см. Minn E. N. Alani. — Encyclopedia Britannica, t. 1. — London, 1911. — С. 469. ), обычно рядом с аланами, как эквивалентные понятия ( Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских свзей в XV в. — Ленинград, 1971. — С. 51. ).
- Салтовские аланы в VIII в. проживали в верховьях Дона и Северного Донца (ныне — Харьковская область ).
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 28 июля 2014. Архивировано из 9 мая 2016 года.
- . Дата обращения: 28 июля 2014. 28 июля 2014 года.
- [ . Дата обращения: 28 июля 2014. Архивировано из 29 февраля 2020 года. Казачьи чины: вчера и сегодня // Сайт Церкви Успения Богородицы (klin-demianovo.ru), усадьба Демьяново, г. Клин (Дата обращения: 24 июня 2015) ]
- «Иллюстрированная история верховой езды». Париж. 1893 год.
- ↑ Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы, II.. — Тбилиси, 1984. — С. 755.
- ↑ {{subst:АИв|комм=комментарий|обс=ссылка на обсуждение}} Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху. — Этногенез народов Балкан и Северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. — М. : «Наука», 1984. — С. 58.
- Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. — М. : «Наука», 1988. — С. 72.
- Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : «Менеджер», 2003. — С. 154, 156.
- Страбон . География / Перев., статья и коммент. Г. А. Стратановского. — Л. : «Наука», 1964. — С. 116, 269, 280.
- Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов.. — М. , 1964. — С. 286.
- Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X−XI вв. — М. : Издательство восточной литературы, 1963. — С. 221.
- Афанасьев Г. Е. Население лесостепей зоны бассейна Среднего Дона в VIII−Х вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) // «Археологические открытия на новостройках». — М. : «Наука», 1987. — Вып. 2 .
- Гатье Ю. В. Ясы-аланы в ранней русской истории // « Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии ». — Симферополь, 1927. — Т. 1 . — С. 26 .
- Мокляк В. О. Джерела з iсторiï Полтавського полку. Середина XVII−XVIII ст. / Упорядковання, подготовка до друку, вступна стаття В. О. Мокляка. — Полтава: АСМ, 2007. (укр.) — Т. 1. Компути та ревізiï Полтавського полку. Компут 1949 р. Компут 1718р. — С. 153, 159, 163.
- Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных имен.. — СПб. , 1903.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- Короленко П. П. от 8 июля 2011 на Wayback Machine от 8 июля 2011 на Wayback Machine Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска XVIII столетия // Вестник Казачьих войск — СПб. , 2 Ноября 1901.
- Павел I . // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1830. — Т. XXV, 1798—1799, № 18673 . — С. 387 . 23 февраля 2018 года.
Литература
- Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Ссылки
- 2021-02-28
- 2