Interested Article - Балдахин
- 2020-02-12
- 1
Балдахин (из фр. baldaquin , итал. baldacchino , от ср.-лат. baldacinus — «дорогая шёлковая ткань из Baldacco: Багдада ») — парадный матерчатый навес, неподвижный, или переносный, или водружённый над повозкою. Позднее балдахин стал трактоваться как архитектурное сооружение из камня, дерева или металла, имеющее вид навеса на четырёх столбах . Слово появилось в русском языке со времени Петра I и обозначало дорогие восточные ткани, которые венецианские торговцы привозили из стран Ближнего Востока и Средней Азии . Альтернативная версия: от слова «Вавилон» (Babylon) и от Рима как «Нового Вавилона» в представлении восточной церкви .
Навесы, зонты для защиты от солнца появились на древнем Востоке. Над царём носили большой зонт, который защищал его от дождя и зноя. Навесы над троном или ложем правителя можно видеть на ассиро-вавилонских и древнеперсидских рельефах. В Древней Греции такие зонты появились в IV веке до н. э. В Афинах на 12-й день месяца Скирофорион (конец июня -начало июля) проводили праздник Скирофории ( др.-греч. σκιροφορια — «Несение зонтиков») — жрицы богини Афины («Скирас» — одно из прозваний богини) шествовали в торжественных процессиях под зонтиками. В Риме служанка несла раскрытый зонт над госпожой, чтобы уберечь её от солнечных лучей. Такие изображения можно видеть на аттических и италийских краснофигурных кратéрах . В древнем Китае зонт — символ покровительства и «счастливой судьбы», знак одного из «восьми сокровищ» .
Во многих культурах балдахин — символ мирской и духовной власти. В эпоху Крестовых походов, в XII—XIII веках, в западно-европейском романском, а затем и в готическом искусстве под влиянием арабского Востока появляются каменные балдахины в качестве навершия статуй, расположенных в интерьерах кафедральных соборов. Они осеняют изображаемые персонажи и воспроизводят в миниаюре город с крепостными стенами и башнями — символ «Града небесного», или Небесного Иерусалима . В интерьере храмов монументальные балдахины из камня, бронзы или дерева воздвигали над алтарями, престолами, захоронениями, креслами хора . Другое название — киворий .
В древнерусском искусстве принято название сень . В древнерусских храмах балдахин, или сень, находится над престолом за иконостасом и виден только в проёме открытых Царских врат. Балдахин также возводят над царским местом по правую сторону от бимы и над кафедрой, по другую сторону. Вместе они символизируют единство мирской и духовной власти . Внутренняя часть балдахина — «небо» расписывают золотыми звёздами по синему фону, иногда помещают изображение голубя в центре с золотыми лучами (символ Святого духа). Такие балдахины возводили и вне стен церкви, например над источником воды: «Святым колодцем» церковного или монастырского двора либо посада. Например, в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, в Троице-Сергиевой лавре.
В западноевропейской мебели эпохи готики, Возрождения и барокко балдахины на четырёх столбах с тканевыми завесами устраивали над кроватью ради сохранения тепла, поскольку спальни не отапливали. В XVII—XVIII веках, в эпоху Людовика XIV и, особенно, Людовика XV ( рококо ) деревянные балдахины украшали резьбой, позолотой, использовали витые колонки, декоративную скульптуру и филёнки с росписью. Шёлковые и парчовые занавеси с золотым шитьём, ламбрекенами и кистями превращали балдахины в роскошные сооружения. Их устанаваливали в альковах либо в самом центре интерьера. Наиболее дорогие украшали бархатом , дамастом и атласом , вышивкой , галунами и плюмажами . Благодаря деятельности Голландской и Британской Ост-Индских компаний в Европу пришла мода на балдахины из набивного хлопка — дорогого индийского чинца , а затем и более дешёвой французской туали . Такие балдахины можно видеть в залах Версаля и в замках долины реки Луары .
Галерея
-
Великий магистр ордена госпитальеров на Родосе восседает на возвышении под балдахином
-
Ангелы над Девой Марией в запрестольном образе Лоренцо Лотто
-
. Спальню королевы (Chambre de la Reine) в Большом дворце Версаля отличает размещенная по центру королевская кровать под балдахином, доставленная для королевы Марии Лещинской .
-
-
Балдахин в стиле ампир .
-
Королевская кровать Людовика XIV под балдахином в Спальне короля (Chambre du Roi), Версаль
-
Киворий («Baldacchino») над гробницей Св. Апостола Петра в соборе Св. Петра в Ватикане. Архитектор Бернини .
См. также
Примечания
- БСЭ т. IV (1926): Атоллы — Барщина, стлб. 491 Балдахин
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах.— М.: Прогресс. — Т. 1, 1986. — С. 114—115
- Studia Slavica. —IV, 1958. — С. 64
- Власов В. Г. . Зонт/ Скирас // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 739—740 / Т. IX, 2008 — С. 17
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 63
- Азбука христианства. Словарь-справочник важнейших понятий и терминов христианского учения и обряда. — М.: Наука, 1997. — С. 245—251
Литература
- Буровик К. А. Балдахин // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 175. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
- 2020-02-12
- 1