Interested Article - Полюдье

«Собирают дань» . Картина Н. К. Рериха

Полю́дье — сбор дани со славянских и финно-угорских племён, а затем с населения Киевской Руси князьями и их дружиной , практиковавшийся в IX XII веках .

История

Ежегодно с ноября по апрель князья с дружинами объезжали земли дреговичей , кривичей , древлян , северян и других подданных славянских и финских племён. Некоторые платили дань деньгами, некоторые — мехами или другими товарами, третьи — рабами . С началом навигации собранные товары вывозились по рекам, через Каспийское море и далее караванами доставлялись в Багдад . В обмен на товары варяги получали серебряные монеты дирхемы , которые затем вывозились в Скандинавию . Торговля с Багдадом составляла важную часть экономики средневековой Швеции, что нашло отражение в надписях, высеченных на рунических камнях .

Первое упоминание полюдья в русских летописях , а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате « Об управлении империей » относятся к середине X века:

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию .

Однако арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к IX веку :

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки чёрных лисиц и мечи из самых отдалённых [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа , города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать .

Возникновение такого явления, как полюдье, было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

О полюдье у славян также свидетельствует арабский географ Ибн Русте :

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год.

Также известно о силах участников полюдья :

Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся.

При этом активно использовался обычай гостеприимства, заставляющий хозяина содержать гостя, пока тот находился в его доме.

Клавдий Лебедев . Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году («Полюдье»)

В 945 году, когда полюдье возглавлял князь Игорь Рюрикович , попытка сбора дополнительной дани вызвала восстание древлян и убийство князя. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга проводит податную реформу, упорядочившую сбор дани ( уроки ), который осуществлялся уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах . Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе ).

Однако полюдье в качестве формы эксплуатации княжеских домениальных земель сохраняется и после реформы Ольги .

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению в Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7—8 км в сутки.

В XIV—XVI веках такое название носил налог в Великом княжестве Литовском . На русских окраинах и вновь присоединённых землях полюдье как способ сбора дани практиковалось ещё очень долго (на Чукотке и Аляске — до в XIX века).

Полюдье имело широкое распространение также в догосударственных и раннегосударственных социально-политических системах Евразии и Африки ( вождествах ) . Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово ( poluta, polutaswarf ). Аналог русского полюдья — древненорвежская вейцла (veizla), буквально — «пир», «угощение» , позже трансформировавшаяся в феодальную повинность.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Начиная с IX века правящий класс Руси был представлен выходцами из Скандинавии. О скандинавском происхождении князей свидетельствуют данные археологии , лингвистики и письменные источники, включая имена русов в договорами Руси и Византии . Так, в договоре 911 года из 15 имён русов («от рода рускаго») два финских, остальные имеют скандинавское происхождение (староскандинавский вариант дан в скобках): Карлы ( Karli ), Инегелдъ ( Ingjaldr ), Фарлофъ ( Farulfr ), Веремудъ ( Vermu(n)dr ), Рулавъ ( Rollabʀ ), Гуды ( Góði ), Руалдъ ( Hróaldr ), Карнъ ( Karn ), Фрелавъ ( Friðláfr ), Рюаръ ( Hróarr ), Актеву (фин.), Труанъ ( Þrándr ), Лидуль (фин.), Фостъ ( Fastr ), Стемиръ ( Steinviðr ) . Византийцы и арабы называли этих скандинавов росы или русы ( араб. ar-ros ‎, ср.-греч. ‛ϱῶϛ ) .

Сноски

  1. Пушкина Т. А. Скандинавские находки с территории Древней Руси (обзор и топография) // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М.—Петрозаводск, 1997.
  2. См. Этимологический словарь Фасмера
  3. / Е. А. Мельникова // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 621—622. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  4. Melnikova E. A. (2003) The Cultural Assimilation of the Varangians in Eastern Europe from the Point of View of Language and Literacy in Runica — Germ. — Mediavalia (heiz./n.) Rga-e 37, pp. 454—465.
  5. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова ) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред. Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко. СПб. : Наука , 1997. Т. 1 : XI—XII века. ( Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). от 5 августа 2021 на Wayback Machine , публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  6. Мельникова Е. А. , Петрухин В. Я. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Вопросы истории . 1989. № 8. С. 24—38.
  7. , p. 143—149.
  8. , p. 256.
  9. Константин Багрянородный . . — М.: Наука , 1991. — ( Древнейшие источники по истории народов СССР ).
  10. Ибн Хордадбех . / Пер. с арабского, коммент., исслед., указатели и карты . — Баку: Элм, 1986. — 428 с. — (Источники по истории Азербайджана). — 3000 экз. 22 августа 2011 года.
  11. от 29 сентября 2007 на Wayback Machine // Гаркави А. Я. от 12 ноября 2018 на Wayback Machine . — СПб. : , 1870. IX, 308 с.
  12. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский . от 29 сентября 2007 на Wayback Machine (пер. П. В. Кузенков ) // Альфа и Омега . Учёные записки Общества для распространения Священного Писания в России. — 1999. — № 3(21). — С. 85—102.
  13. Ибн Руста . от 3 октября 2018 на Wayback Machine // Хрестоматия по истории СССР. Т. I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева , М. Н. Тихомирова , В. Е. Сыроечковского. — М., 1951. — С. 41-42.
  14. Гардизи «Краса повествований» // от 31 октября 2018 на Wayback Machine / Под ред. Т. Н. Джаксон , , А. В. Подосинова . Том III. Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина , И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин . М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. — С. 59. ISBN 978-5-91244-006-9
  15. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён . Кн. 1. — М. , 1959. — С. 156—157.
  16. Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004. С. 127—130.
  17. Янин В. Л. от 3 ноября 2013 на Wayback Machine
  18. Кобищанов Ю. М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории, М., 1995.
  19. Гуревич А. Я. от 12 августа 2017 на Wayback Machine // Снорри Стурлусон . Круг Земной . / Подг. изд. А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — М.: Наука , 1980.
  20. Егоров В. . — Litres, 2017-09-05. — 350 с. — ISBN 9785457521186 . 25 января 2018 года.

Литература

  • Вернадский Г. В. Золотой век Киевской Руси. — М. : Алгоритм , 2012. — 400 с. — ISBN 878-5-699-55146-0.
  • Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г.. — М. : АСТ , 2005. — 190 с. — ISBN 5-17-028246-X .
  • Полюдье: всемирно-историческое явление. / Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. — М. : РОССПЭН , 2009. — 791 с.
  • Хейвуд Дж. Люди Севера: История викингов, 793–1241 = John Haywood: NORTHMEN. The Viking Saga. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2016. — 452 p. — ISBN 978-5-91671-630-6 .
  • Jones, Gwyn. (англ.) . — Oxford University Press, 2001. — ISBN 0-19-280134-1 .
  • Kendrick, T. D. A History of the Vikings (англ.) . — New York: Dover Publications, 2004. — 464 p. — ISBN 978-0486433967 .
  • Martin, Janet (1995). Medieval Russia, 980—1584 . Cambridge University Press. ISBN 0-521-36832-4
Источник —

Same as Полюдье