Interested Article - Калика

Илларион Прянишников . Калики перехожие. 1870. Государственная Третьяковская галерея

Ка́ли́ка , ка́ли́ки, кале́ки перехо́жие — старинное название странников , поющих духовные стихи и былины . В русском эпосе есть и былинные герои-калики: Калика- богатырь , побивающий «силушку», которой «сметы нет»; «сильный могучий », «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в единоборство даже Илья Муромец .

Слово калики происходит от названия обуви калиги ( ср.-греч. ϰαλίϰια от лат. ( caligae ) — страннических сапог с низким голенищем .

История

А. П. Рябушкин . Слепой гусляр, поющий ста́ринку . 1887

Русские кали́ки- странники , паломники , упоминаются в « Хождении игумена Даниила » и в записках Стефана Новгородца . Их знают и былины , в которых упоминаются целые братчины калик, снаряжающиеся из пустыни Ефимьевы, из монастыря Боголюбова в путь к славному городу Иерусалиму . Былинные кали́ки — дородные добрые молодцы, силачи, иногда красавцы, одетые в соболиные шубы или сорочинские, в лапотки семи шелков, с вплетённым в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из "рытого бархата", клюки , иногда из дорогого рыбьего зуба ( моржовых клыков), и шляпы земли греческой. «Кали́ки перехожие», согласно былинам, побудили Илью Муромца встать на защиту Русской земли .

Из многочисленных русских странников на Святую Землю одни — зажиточные — оставались и по окончании странствования теми, кем были, другие — бедные — поступали под призрение церкви, как видно из былин и из некоторых списков устава Владимира , где паломник и странник одинаково зачтены в число людей церковных .

Совершив странствование к святым местам, неимущие кали́ки пользовались особым уважением и нередко оставались уже на всю жизнь перехожими просителями милостыни , которой добывали себе пропитание. Таким путём слово «кали́ка» или « калека » получило значение нищего странника, а так как Христовым именем питались по необходимости и люди с физическими недостатками, это слово получило своё современное значение — «искалеченный, увечный человек, инвалид » .

Русские калики, странствуя по святым местам в Греции и Палестине, встречали там странников, которые пели перед собравшейся толпою священные песни и жития , нередко основанные на апокрифических сказаниях. Отсюда и русские кали́ки усвоили обыкновение петь духовные стихи и снискивать себе пропитание этим занятием. Влияние западноевропейских и византийских паломников отразилось, по мнению И. И. Срезневского , и на одежде русских кали́к, как последняя описывается в былинах .

Академик А. Н. Веселовский предполагал влияние богомильских странников-проповедников на русских кали́к, усматривая это влияние в некоторых русских духовных стихах, основанных на апокрифных сказаниях богомильского характера .

Слагая песни церковно-легендарного и апокрифического содержания и рассказывая виденное ими и слышанное во святых местах, кали́ки перехожие оказывали сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа и особенно содействовали распространению в нём аскетического идеала. С другой стороны, сами кали́ки, слагая духовные стихи, подчинялись складу русских былин и вносили в духовный эпос черты эпоса богатырского .

Ситуация на конец XIX века

В конце XIX века пение духовных стихов кали́ками, обыкновенно слепцами, приходит в упадок, репертуар их песен становится всё более и более скудным. Певцы знают не более четырёх-пяти наиболее популярных стихов: стихи о Вознесении , об Алексее, Божьем человеке , о Богатом и Лазаре, о Егории , о Страшном суде , об Иоасафе-царевиче и некоторые другие. Более обилен был репертуар кали́к в губерниях Архангельской и Олонецкой . Некоторые кали́ки в этих губерниях знали и былины .

См. также

Примечания

  1. , с. 505.
  2. .
  3. Срезневский И. И. , статья «Русские калики древнего времени» в «Зап. Акд. наук», I, и его же «Крута каличья» в IV т. «Извест. С.-Пт. арх. общ.»
  4. Веселовский А. Н. статья «Калики перехожие» в «Вестнике Европы», 1872 год, апрель

Литература

Источник —

Same as Калика