Interested Article - Тихвинская икона Божией Матери
- 2020-03-08
- 1
Ти́хвинская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы , почитаемая в Русской православной церкви чудотворной .
Согласно «Сказанию о Тихвинской иконе Богоматери», икона написана либо евангелистом Лукой , либо по повелению патриарха Германа в VIII веке. Находится в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре . Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии ( Путеводительницы ). Почитаемые списки с иконы находились в храме Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге, Афанасьевском монастыре в Мологе .
История
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» , наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI веков, её появление в новгородских пределах относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима» (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки .
Согласно Сказанию, икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере , в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах , затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки .
Как свидетельствует Сказание, икона зримо демонстрировала свою чудотворную силу в малообжитых и ещё не христианизированных землях. На месте её последнего явления в том же 1383 году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни .
С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией из Влахернского храма , необъяснимо исчезнувшей из Константинополя за 70 лет до падения Восточной Римской империи (около 1383 года), либо со списком Лиддского нерукотворного образа , сделанного по повелению борца за победу иконопочитания будущим патриархом Германом в начале VIII века и именуемого «Богоматерь Римляныня» . Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой .
Во время иконоборческой ереси образ «Богоматерь Римляныня», как говорит Сказание XVI века, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке . Явление иконы «на Тихвинке» стало восприниматься русскими как оставление ею утративших благочестие Рима и нового Рима — Константинополя, ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом .
Икона стала один из самых ярких и образных символов Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии — «путеводительницы» .
В 1507—1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия III специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далёкому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской .
В XVI веке Тихвин стал известным местом богомолья. В 1526 году Тихвин посетил Василий III , чтобы помолиться перед Тихвинской иконой о даровании наследника, которым стал будущий царь Иоанн Васильевич Грозный . В 1547 году накануне Казанского похода Иоанн IV, имевший особое отношение к Тихвинской иконе, всего за несколько дней до венчания на царство посетил Тихвин, испрашивая благословения у Тихвинской иконы . В 1560 году по его повелению был основан Тихвинский Богородичный Успенский монастырь .
В 1910 году по инициативе Комитета попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Григорием Чириковым .
После закрытия Успенского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея .
До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии . Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу , Лиепаю , Яблонец-над-Нисоу , американскую зону оккупации Германии .
В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго , где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс) , а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс) , всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.
В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.
В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. По словам протоиерея Сергия Гарклавса, «В Ригу мы прибыли 21 июня 2004 года и пробыли там 2,5 дня. Встреча была неописуема! Когда въехали в город, начался колокольный звон, а улицы с обеих сторон были заполнены людьми. 250 тысяч человек встречали Святыню. Потом икона приехала в Москву (где на поклонение к ней пришло около полмиллиона человек), затем — в Петербург. А утром 8 июля мы выехали с Ладожского вокзала в специальном поезде в Тихвин. Там, от Соборной площади к монастырю икону несли по дороге, усыпанной живыми цветами» .
Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в храмах по пути следования иконы, включая Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге .
Иконография
Относится к иконографическому типу изображения Богородицы , носящему название Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток , правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери , главное отличие в наклоне головы.
Чудотворения и происшествия
Предание говорит о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди . Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским , Зосимой Соловецким и Николаем Угодником . «Скажи воеводам и всем людям» , — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу» . Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.
Список чудотворной иконы Тихвинской иконы Божией Матери был привезен в город Каракол в 1897 году преосвященным Аркадием епископом Туркестанским. Сей список он получил от Афонского монастыря в дар. Первоначально икона находилась в Свято-Троицком монастыре на берегу озера Иссык-Куль (Светлый мыс — сегодня), но после разграбления и разрушения монастыря икона была перенесена в Свято-Троицкий храм Каракола, где и пребывает доныне. Местно чтится как чудотворная. На самой иконе имеются следы от выстрелов.
Православный публицист Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия » сообщает историю, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «изрядно смутившийся Сталин […] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» . Впрочем, по словам историка Русской православной церкви Михаила Шкаровского , эта легенда плохо согласуется с реальными историческими событиями .
Список Тихвинской иконы Божьей матери в в городе Зилупе (Латвия), подаренный ее последним хранителем отцом Сергием Гарклавсом , считается чудотворным и помогает в рождении детей. На 2018 год зафиксировано 17 случаев чудесного исцеления от бесплодия благодаря молитве у этой иконы .
Почитание
Тихвинская икона, хранившаяся до 1941 года в Тихвине , была и остается важнейшей святыней Новгородской земли (сейчас эта местность относится к Ленинградской области) и всего Русского государства.
Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря . Празднование иконе совершается 26 июня ( 9 июля ).
Исследование Тихвинской иконы относит написание иконы к концу XIV — началу XV века .
В 2018 году копия Тихвинской иконы XVII века, «мера в меру», была принесена в новопостроенный Свято-Владимирский храм города Алма-Аты (Казахстан).
См. также
Примечания
- Дата обращения: 25 марта 2022. 25 марта 2022 года.
- ↑
- ↑
- Колесникова Л. А. Об истории реставрации чудотворной иконы Богоматери Тихвинской // Наследие монастырской культуры. Ремесло, художество, искусство. Вып. 3. — СПб., 1998. — С. 5—15.
- . от 18 апреля 2018 на Wayback Machine . Православие и мир, 20.10.2015.
- Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е. Г. Соколова — М., 1993. — С. 120
- С. Фомин : . от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
- Шкаровский М. В. . — Вече, 2010.
- Людмила Прибыльская. Зилупе и Ополи: исцеляющие силы // Бизнес-Класс : журнал. — 2018. — Декабрь ( № 4 ). — С. 47—50 . — ISSN .
- . Дата обращения: 3 сентября 2015. 21 августа 2016 года.
Литература
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 26.
- Гаврилин А. В. Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). — Санкт-Петербург : Алаборг ; Тихвин : Издательская служба Тихвинского монастыря, 2009. — 462 с. — (Серия «Странствия Чудотворной»). — ISBN 978-5-869-83031-1 . — 3000 экз.
- Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2004. — № 1 (15). — С. 102—120.
- Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигидрии» // Литература Древней Руси. Источниковедение. — Л., 1988. — С. 129—143.
- Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / предисл., пер., комм. Е. В. Крушельницкой. — СПб.: Издат. дом «Русская симфония», 2004. — 256 с. — ISBN 5-98447-004-7
- Кондаков Н. П. Русская икона. Альбом. — Т. II. — Прага, 1929. — Табл. XII.
- Копылова О. Н. Судьба Тихвинской иконы Божией Матери в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы // Вестник церковной истории . — 2007. — № 1(5). — С. 78—114.
- Соснин Д. О святых чудотворных иконах в церкви христианской. — СПб., 1833. — С. 4.
- Бенчев И. // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография — история — почитание. Тезисы докладов. Научная конференция, С.-Петербург — Тихвин 24-27 октября 2001 года. С.-Петербург 2001. — С. 37-40.
- Тихвинская икона Божией Матери. — Москва : Артос-Медиа : Неугасимая лампада, 2006. — 63 с. — (Рассказы о чудотворных иконах).
Ссылки
- 2020-03-08
- 1