Сызранский Сретенский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Сре́тенский монасты́рь — московский ставропигиальный (с 1995 года) мужской монастырь Русской православной церкви . Основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. В XVII веке был перенесён на нынешнее место — улицу Большую Лубянку . До 1918 года имел статус заштатного .
На месте постройки Сретенского монастыря находилось Кучково поле , принадлежавшее боярину Степану Ивановичу Кучке ; поле было отведено для казни преступников . Заселение этой территории привело к строительству деревянной церкви во имя преподобной Марии Египетской в 1385 году на месте, где казнили Ивана Вельяминова . Рядом с ней через десять лет возвели более просторный храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на месте встречи чудотворного образа. По преданию, икона помогла избежать нападения на Москву войск Тамерлана. Согласно летописям, 26 августа 1395 года крестный ход , возглавляемый митрополитом Киприаном , встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме . Через день Тамерлан повернул на юг, не дойдя до Москвы .
В 1397 году великим князем московским Василием I Дмитриевичем около церкви был создан Сретенский мужской монастырь. Тогда же установили крестный ход с Владимирской иконой, которую ежегодно 26 августа переносили из Успенского собора . В шествии регулярно участвовали великий князь и митрополит, позже — царь и патриарх .
Прежде считалось, что монастырь основали на том месте, где он находится в настоящее время. В 1984 году историк М. М. Сухман высказал гипотезу, что обитель изначально располагалась в районе Никольских ворот Китай-города и была перенесена оттуда в связи со строительством Китайгородской стены . Эта гипотеза, вызвавшая поначалу возражения, подтверждается летописными источниками. Например, в Типографской летописи указано, что икону встречали «на Кучкове поле близь града Москвы, на самой на велице дорозе Володимерской », а нынешняя Сретенка никогда не была частью Владимирской дороги. Документы 1552 года подтверждают, что монастырь находился на первоначальном месте: «народ, встречавший царя, стоял от реки от Яузы и до посаду и по самой град» .
В правление Ивана III храмы Владимирской иконы Божией Матери и преподобной Марии Египетской были перестроены в камне. В 1482 году возвели церковь Николая Чудотворца . С 1521 года ежегодно 21 мая совершался крестный ход в благодарность за избавление от нашествия крымского хана Мехмеда Гирея . Поскольку монастырь был первой обителью на пути из Москвы в Троице-Сергиеву лавру , его посещали паломники , отправляющиеся на богомолье . 8 ноября 1552 года у Сретенского монастыря москвичи и духовенство во главе с митрополитом Макарием встречали царя Иоанна IV Васильевича , возвращавшегося в Москву после победного взятия Казани . Иоанн Грозный посетил тогда монастырь и одарил его щедрыми пожертвованиями .
В Смутное время , когда московским Кремлём завладели интервенты , в обители располагался штаб русских ополченцев , сражавшихся под знамёнами Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского , получившего тяжёлое ранение на Сретенке в марте 1611 года. В монастыре ему оказали первую помощь .
В мае 1613 года в Сретенском монастыре встречали новоизбранного царя Михаила Романова и его мать инокиню Марфу . Вскоре игумен монастыря Ефрем был послан царём «в польское сидение» за отцом царя митрополитом Филаретом и оставался с ним до его возвращения в 1619 году и наречения «Патриархом всея Руси» .
В XVII веке царская семья и придворные делали монастырю щедрые пожертвования. В 1680-х годах район города вокруг монастыря был назван Сретенской слободой, а позднее Сретенской частью .
Главный храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери перестроили в 1679 году на новом месте, а в 1706 году по обету игумена Моисея (Великосельского) с юго-востока пристроили придел Рождества Иоанна Предтечи . В иконостас собора поместили иконы святого Фёдора Стратилата и святой мученицы Агафии . В правление Михаила Фёдоровича в монастыре построили кельи и настоятельский корпус. 18 февраля 1707 года из Константинополя в обитель доставили мощи преподобной Марии Египетской в серебряном ковчеге для хранения в соборном храме .
В XVIII веке обитель стала приходить в упадок. В 1737 году часть построек была утеряна в Троицком пожаре , а в 1764 году в результате секуляризации церковных земель при императрице Екатерине II монастырь объявили заштатным, его оставили на самообеспечении и запретили проживание в нём более чем семи насельникам . В конце XVIII века северное подворье монастыря и часть монастырской территории, выходившая на Рождественский бульвар , сдавались в аренду для получениях дохода .
В день Бородинской битвы Отечественной войны из обители отправился всенародный крестный ход с чудотворными иконами:
От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел посреди тянувшихся обозов с ранеными и умирающими солдатами. Этих солдат, взиравших и молившихся на чудотворные иконы Божией Матери и на древние хоругви , священники окропляли святой водой. Когда в этом крестном ходу все пламенно молили Богоматерь спасти уже не одну Москву, но всю Россию от всепобеждающего завоевателя, тогда за 100 верст от Москвы пылала великая Бородинская битва и Наполеон , столь жадно и давно желавший сразиться с русской армией, в разгаре этого боя был, по свидетельству достоверных очевидцев, мрачен, задумчив, тревожен, нерешителен. Думали даже, что он болен: то он давал один приказ, то через мгновение отменял приказы своим полкам…
В Сретенском монастыре разместили госпиталь для раненных в Бородинском сражении воинов, а погибших в сражениях хоронили на монастырском кладбище. Когда французские войска вступили в Москву, в Сретенском монастыре оставались два иеромонаха и несколько братий. В обители хранились мощи преподобной Марии Египетской, которые было запрещено вывозить из города, чтобы избежать народных волнений. Два древних храма разграбили и устроили в них лазарет. Несмотря на оккупацию столицы, в надвратном храме святителя Николая продолжали совершать богослужение . В «Походных записках русского офицера» Ивана Лажечникова описано свидетельство героического поведения московских священников в то время, в том числе и насельников Сретенского монастыря:
Священник Сретенского монастыря, известный примерною жизнью своей, не устрашился жестокостей иноплеменных. Верный своему государю и правилам совести, во всех молитвах своих возносил он к престолу Бога имя помазанника Его. Буонапарт , узнав о сем, послал к нему грозный приказ: исключить сие имя из церковных молитв и впредь упоминать в них Наполеона — императора Франции и прочих земель.
— Я присягал одному царю русскому, и не хочу знать никакого другого, — с твёрдостью сказал пастырь посланным, и продолжал с большим рвением молиться о здравии законного государя. Ему угрожают виселицею на Сретенском бульваре.
— Донесите Наполеону, — отвечал он исполнителям приказов его, — донесите ему, что под рукою палача буду ещё молиться об Александре. Не страшна смерть тому, кто умирает за царя и веру.
К чести доносителей должно сказать, что они нашли ответ сей геройским, достойным даже французского народа, изобразили его таковым предводителю своему и оставили неколебимого священника исполнять долг его до самого побега великих легионов из Москвы .
В крупном пожаре при отступлении французов Сретенский монастырь не пострадал. C 7 ноября 1812 года в нём находилась архиерейская кафедра митрополита Августина . Владимирская и Иверская иконы Пресвятой Богородицы стояли в монастыре до весны 1813 года, а после были перенесены в восстановленный Успенский собор .
Вокруг соборного храма в 1850 году вместо кирпичного возвели фундамент из белого камня и построили западную церковную ограду . В 1892 году во время правления Александра III стенную иконопись очистили от наслоений и восстановили благодаря иконописцу Н. М. Софонову. Иконостас украсили резьбой, вызолотили червонным золотом. В 1904 году колонны собора отделали мрамором, а пол застелили метлахской плиткой .
К концу XIX века обитель была одной из известнейших в Москве, в том числе благодаря своим колокольным звонам. Братия монастыря составляла двадцать пять человек. При нём действовали церковно-приходская школа и гостиница. На монастырском кладбище, находившемся между собором и вратами, были похоронены многие представители дворянских фамилий Москвы .
После смены власти в 1917 году в октябре 1919 года начались первые аресты насельников обители .
8 февраля 1920 года настоятель Сретенского монастыря архимандрит Гурий (Степанов) , бывший управляющим монастыря с июля/августа 1919 года , был хиротонисан во епископа Алатырского и назначен викарием Симбирской епархии .
В апреле/мае 1920 года настоятелем монастыря назначен Иларион (Троицкий) (хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии 12/25 мая 1920 года) . Иларион был арестован 23 марта 1922 года и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ ( Большая Лубянка , д. 2); постановлением Президиума ГПУ от 22 апреля 1922 года был приговорён к высылке на жительство в Архангельск сроком на 1 год . 24 апреля в монастыре была изъята значительная часть ценностей .
Службы в монастыре некоторое время в 1922 году совершал епископ Антонин (Грановский) ( обновленческое крыло православной церкви в СССР). 5 июля 1923 года, накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери, епископ Иларион (Троицкий) совершил освящение собора, а 6 июля патриарх Тихон , за несколько дней до того освобождённый из-под домашнего ареста, совершил литургию , за которой присутствовало более тысячи человек .
В декабре 1925 года в монастыре принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. В конце того же года монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским , а из остатков братии был организован совет общины. За антисоветские высказывания священника Ивана Хлыстова арестовали и заключили в концлагерь на три года .
В 1928—1930 годах под предлогом расширения проезжей части разобрали ряд монастырских построек, среди них были храм святого Николая Чудотворца с приделами и всех святых, храм преподобной Марии Египетской с приделом Сретения Господня , Святые врата с колокольней, кельи и восточная торцевая часть настоятельского корпуса. Иконы и утварь, не изъятые из монастыря, передали в разные музеи и другие учреждения. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств, располагавшемся в Донском монастыре . Спустя несколько лет она поступила в собрание Третьяковской галереи , где и находится в настоящее время . В уцелевших монастырских постройках разместились вспомогательные структуры НКВД : Владимирский храм был приспособлен под общежитие сотрудников НКВД, затем использовался как гараж и под помещения для реставрационных мастерских .
В 1952 году на месте бывших келий и монастырского кладбища построили здание школы. В 1958—1959 годах был отреставрирован собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери под руководством архитектора Г. К. Игнатьева. Однако реставрация коснулась только фасада, а внутреннее убранство, в том числе уникальные фрески , осталось в плохом состоянии. В 1990 году в храме располагался отдел скульптуры Художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря .
В 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери вернули Русской православной церкви; здесь был создан один из приходов братства «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым , которая использовала собор Сретения Владимирской иконы совместно с реставрационными мастерскими. Остальные здания находились в распоряжении организаций и требовали ремонта. В начале 1994 года община Кочеткова была изгнана и переместилась в храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках ; в Сретенском монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря .
6 июля 1995 года решением Священного Синода подворье преобразовано в ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов) (с 2018 года — митрополит Псковский и Порховский ).
В том же году в память о жертвах репрессий в обители был установлен поклонный крест, который освятил патриарх Алексий II . 8 сентября в честь 600-летия встречи Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь был совершен крестный ход , который возглавил патриарх Алексий II. К тому дню был сооружён новый иконостас во Владимирском соборе .
В мае 1999 года в монастырском соборе состоялось прославление священномученика Илариона , епископа Верейского, бывшего настоятелем монастыря в начале 1920-х . В том же году на территории монастыря было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище , преобразованное в декабре 2002 года в духовную семинарию .
Восстановление и строительство зданий монастыря с половины 1990-х годов осуществлялось в значительной мере за счёт средств Сергея Пугачёва , имевшего репутацию близкого к Кремлю предпринимателя .
В 2010 году монастырю передали здание школы № 1216 на Большой Лубянке; после реконструкции здания в 2013 году в нём разместилась Сретенская духовная семинария. Были построены также домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря .
В феврале 2011 года, в связи с намерением возвести на прилегающей к монастырю территории новый храм Новомучеников и Исповедников Российских , наместник архимандрит Тихон (Шевкунов) заявил: «Здесь, на Большой Лубянке, отдали жизнь и пострадали за Христа тысячи и тысячи новых мучеников и исповедников Российских. И наша земля, на которой стоит монастырь, по которой мы ходим, в буквальном смысле пропитана кровью святых мучеников и является антиминсом , тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме» .
В марте 2011 года на первом заседании попечительского совета Сретенского монастыря патриарх Кирилл отметил, что Сретенский монастырь «стал важнейшим духовным и культурным центром столицы, имеющим общецерковное значение», что серьезным препятствием для развития монастырской жизни являются «стесненные внешние условия», что «назрела насущная необходимость в реконструкции территории, в расширении возможностей для работы семинарии и в строительстве нового храма — по крайней мере, одного»; освящение храма было предложено совершить в 2017 году, к 100-летию событий революции и гражданской войны в России . В сентябре 2013 года сообщалось, что власти Москвы согласились с планом построить храм .
Открытый конкурс проектов проходил с 3 октября по 10 декабря 2012 года. Из 48 представленных планов победителем была объявлена архитектурная мастерская Д. Смирнова, предложившая возвести пятиглавый сорокаметровый собор общей площадью 10 000 м² с двухуровневой подземной парковкой . Проект вызвал общественную критику, поскольку подразумевал снос нескольких монастырских зданий XIX — начала XX века для расчистки строительной площадки. Против сноса высказывались, например, представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и « Архнадзор ». Под угрозой находился и археологический пласт с XIV века. Глава Москомнаследия Александр Кибовский обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой изменить границы охранной зоны объекта культурного наследия, чтобы сохранить постройки, однако в 2013 году комиссия Москомнаследия одобрила снос. Несмотря на официальное обращение градостроительных и архитектурных организаций к президенту Владимиру Путину , в декабре того же года шесть зданий были разобраны .
25 мая 2017 года, патриарх Кирилл освятил храм и совершил в нём литургию . Присутствовали президент России Владимир Путин, подаривший икону Иоанна Крестителя XIX века, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской зарубежной церкви . По освящении с крестным ходом в новый храм из собора Сретения Владимирской иконы перенесли мощи священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) .
Обители принадлежит скит во имя преподобного Серафима Саровского , расположенный в поселке Красное Михайловского района Рязанской области .
Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 году. В XV веке её перестроили в камне. Это был маленький одноглавый, почти квадратный в плане храм. Иконостас заменяла каменная алтарная преграда. В 1706 году к нему пристроили новый придел Сретения Иисуса Христа. В 1720-х годах храм закрыли, через сорок лет обновили на средства Афанасия Гончарова . К началу XIX века собор вновь обветшал, в 1883 году его обновили, укрепив стены железными обручами. В 1930 году храм демонтировали с некоторыми другими постройками .
Построена в камне в 1679—1688 годах на месте первоначальной деревянной Владимирской церкви. Храм сохранял древние архитектурные формы и крещатые своды до XX века. Изначально верх был украшен пирамидой килевидных кокошников . Церковь перестраивали после пожара 1737 года . В храме находился придел Всех Святых, устроенный в конце XVIII века на средства первого московского городского головы Демида Мещанинова . Была разобрана в 1928 году .
Рядом с Никольской церковью находилась надвратная колокольня формы « восьмерик на четверике », построенная в 1670-х годах. В 1740 году архитектор Иван Мичурин сделал новое завершение с барочным куполом вместо сгоревшего в пожаре 1737 года. После сноса колокольни в 1928 году колокола были проданы в Англию . Предположительно несколько колоколов в середине 1920-х годов выкупил инженер из США Томас Витмор. Он подарил их Гарвардскому университету , где для них построили специальную звонницу .
Возведён в 1679 году на месте древнего храма XVI века по заказу царя Феодора Алексеевича. В 1706 году к южному фасаду пристроили придел Иоанна Предтечи. Северный придел преподобной Марии Египетской устроен в 2000 году и освящён в 2008 году . В те же годы была пристроена галерея со звонницей .
Собор выполнен в московско-ярославском стиле, с характерными чертами церковного зодчества эпохи патриарха Никона . Храм двухстолпный, трёхнефный с трёхчастной апсидой , имеет квадратную форму. Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 году по заказу стольника мастерами костромской школы. Сверху каждая стена храма украшена тремя арками и иконой, расположенной в центре. Собор увенчан пятью куполами, барабан центральной главы световой, остальные имеют декоративные окна .
С 1761 года в соборе хранится Шумаевский крест работы Григория Семёновича Шумаева . Иконостас собора создан в 1995 году по проекту архитекторов Д. П. Журавлева, А. Б. Котова, В. М. Чемериса при участии Л. Н. Шеховцевой. Иконы местного и деисусного рядов были написаны Л. Н. Шеховцевой, Н. А. Денисюк, А. В. Калининой в 1995—1997 годах, иконы праздничного, пророческого и праотеческого рядов созданы в 1995—1996 годах мастерской А. В. Вахромеева, образ Владимирской Божией Матери написал иеромонах Алипий в 1995 году .
На нижнем этаже собора устроена крипта с освящённым в 2008 году приделом Воскресения Христова , созданная по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме . Крипта оформлена белым мрамором и украшена мозаикой с древней символикой в стилистике древнехристианских катакомбных храмов . В ней хранится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину, освящённая патриархом Алексием II . В соборном храме покоятся мощи архиепископа Илариона (Троицкого). В монастыре имеются также частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста , Василия Великого , преподобного Серафима Саровского и других святых .
Собор облицован каменной резьбой из белого известняка. Шестидесятиметровый храмовый комплекс венчают семь золотых куполов. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников церкви Русской, нижний — святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов , в нём расположен баптистерий .
Согласно проектной документации, площадь храма для проведения служб составляет всего 5 % нового здания, основная же часть строения отведена под музей и различные служебные и технические помещения: казначейство, экономический отдел, переговорную, архив и склад, швейный цех и другие .
Собор оформлен в русском стиле с элементами византийского искусства . На верхнем уровне находится храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а на его стенах — росписи с ликами новомучеников; нижний храм собора посвящён святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В центральном куполе изображён Господь Вседержитель. Над алтарём верхнего храма находится фреска Тайной вечери , где присутствуют как апостолы, так и новомученики .
С 2010 года при лазарете монастыря действует домовой храм праведного Иоанна Кронштадтского , а в корпусе наместника — храм в честь Святой Живоначальной Троицы .
В 2010 году Сретенскому монастырю передали здание школы № 1216, которое находилось на месте погоста , где были похоронены погибшие во время Отечественной войны . Через два года его отреставрировали и разместили Сретенскую духовную семинарию .
В 2008—2012 годах монастырю перешли в пользование помещения на Рождественском бульваре, некоторые из них ранее занимало Всероссийское музыкальное общество .