Interested Article - Скрипторий
- 2020-12-15
- 1
Скрипто́рий ( лат. scriptorium от scriptor — «писец, переписчик») — мастерская по переписке рукописей . Несмотря на латинское средневековое происхождение, термин прилагается к мастерским по изготовлению рукописных книг всех исторически существовавших цивилизаций, включая восточные .
Первые скриптории возникли в Древнем Египте, они были тесно связаны с древнеегипетской религией и медициной . Писцы копировали, переводили и перекомпилировали тексты, связанные с управлением, культом божеств, магией и лечением болезней. Египетские скриптории исчезли в VI веке.
Буддийская культура породила развитую культуру скрипториев в Восточной Азии. Основным занятием скрипториев было копирование сутр . Писцы этого региона уделяли особое внимание ритуальной чистоте, необходимой для работы.
Европейские скриптории часто располагались в монастырях, которые обладали всем необходимым для производства книг и манускриптов, там могли изготавливать все нужные материалы, включая пергамент и чернила . Помимо религиозной литературы там выполняли также коммерческие заказы. В XIII веке скриптории были вытеснены городскими писцами, а затем и типографиями .
Мусульманские скриптории копировали Кораны, рукописи и трактаты, они работали при ханаках и обсерваториях , а также при дворе.
Древний Египет
Профессия писца была очень почётной в Древнем Египте . Египетские скриптории именовались «домами жизни» (per-’nh или pr-ʿnḫ) и располагались в храмах , служа также архивами . Знаменитые скриптории находились в Мемфисе , Абидосе , Амарне , Ахмиме , Коптосе , Исне и Идфу . Информации об и устройстве скрипториев почти нет, за исключением керамических моделей и изображений писцов, создаваемых в додинастический и династический периоды . Наиболее подробные сведения о древнеегипетских скрипториях приведены у Руфина Аквилейского , описавшего скрипторий в Канопусе , и у Климента Александрийского в описании жрецов, участвовавших в фестивальной процессии .
Методики обучения писцов также не сохранились; в раннединастический период профессия передавалась по наследству от отца к сыну . В династический период письмом владели не только священнослужители, но и чиновники, и документы нередко создавались за пределами храмов, однако к эллинистическому периоду грамотными были только члены жреческого класса . В Новом царстве писцы обязаны были знать аккадский , который являлся языком дипломатии . Культурный обмен с Древней Грецией добавил к списку обязательных умений египетского писца также перевод на древнегреческий язык священных текстов, произведённых для культа самых известных божеств, таких как Имхотеп - Асклепий .
Основной работой скриптория было переписывание, дополнение, перекомпоновка и комментирование старых документов, особенно тех, что утверждали и обосновывали власть фараонов . Писцы также следили за престижем собственного института, указывая, что власть царя проистекает из священных книг, и он должен подчиняться им . Другой важной их задачей было создание магических текстов, используемых в придворных ритуалах, медицине, сельском хозяйстве и других сферах; эти свитки тщательно охраняли от лиц, не принадлежащих к служителям конкретного храма . Скриптории выполняли роль образовательных учреждений для лекарей и были их рабочим местом, там хранились медицинские трактаты и сведения о рождениях и смертях .
В ранние эпохи писцы использовали иероглифическую письменность , а также скоропись , но ко II столетию их почти полностью заместила демотика ; последняя датированная египетская надпись иероглифами была создана в 394 году . В повседневности работники домов жизни II века уже говорили преимущественно на древнегреческом . Тексты по традиции записывали на древнеегипетском языке, не включая в них грецизмы, которыми был наполнен разговорный язык .
В 392 году власти запретили языческие культы; древнеегипетская храмовая культура угасла, исчезли и дома жизни . Частичными продолжателями этой традиции стали коптские монастырские скриптории .
Буддийский мир
Буддийская культура известна трепетным отношением к книгам . С древних времён, начинающихся с индийского буддизма , переписывание сутр считается благим делом, очищающим человека от скверны . Манускрипты с сутрами были одновременно и реликвией , и реликварием : они словно содержали в себе Будду, становясь объектами поклонения верующих . Наибольшее количество манускриптов было создано в Восточной Азии: Китае, Корее и Японии . Самые ранние скриптории Китая работали в конце V столетия, в Древней Японии уже в VIII столетии действовало (Сякёдзё), закрытое в 776 году . Восточноазиатские страны получили буддийское учение уже в записанном виде, что в сочетании с развитой китайской книжной традицией дало рост собственным религиозным практикам, таким как использование высококачественной бумаги для копирования священных писаний, а также требование находиться в состоянии ритуальной чистоты перед началом работы .
Документы из японского Сёсоина дают огромное количество информации о работе древних скрипториев в регионах буддийской культуры . Переписчики пользовались и отдельными листами новой бумаги, и склеивали по нескольку листов вместе; ненужные документы хранили отдельно и использовали для письма чистую сторону, иногда разрезая их или склеивая их в свитки .
Китайская и японская культуры уже имели идею стремления к чистоте ещё до прихода буддизма, однако он тоже повлиял на восприятие чистоты в этих обществах . Переписывание рукописей в состоянии чистоты должно было повлечь наиболее обширную награду, тогда как наказанием за копирование сутр в нечистом виде в особенно вопиющих случаях могла быть даже смерть . Писцы придерживались определённого кодекса поведения, воздерживались от сексуальных контактов, употребления мяса и алкоголя, совершали омовение и переодевались в особые белые одежды . Скрипторий Сякёдзё даже содержал баню . Корейских источников, повествующих о практиках скрипториев, значительно меньше, однако в одном из свитков Цветочной гирлянды сутр находится подробное описание процесса её создания: сперва корни шелковицы опрыскивали благоуханной водой, затем из её коры делали бумагу; писцы постились и получали омовение ароматизированной водой после каждого приёма пищи, сна и посещения туалета; они надевали белые одежды; во время их шествия к скрипторию звучала музыка, к их ногам кидали живые цветы . Аналогичные приготовления имели место в Японии и Китае . Одежды писцов также были ритуально очищены, а по мере их загрязнения работники скриптория периодически брали выходные дни для стирки своих нарядов и последующего их освящения . Выходные им полагались также после болезни и в случае смерти родственников .
Помимо писцов в буддийских скрипториях работали администраторы, занимавшиеся поставками материалов и назначением задач, редакторы, вычитывавшие готовые тексты, а также редакторы, собиравшие тексты, которые нужно было скопировать . Умелый администратор мог в уме оценить количество кистей, чернил, бумаги и пищи, необходимое для выполнения заказа определённого объёма . Благодаря отлаженной бюрократической машине материалы могли прибыть уже на следующий день после выхода государственного указа о копировании . Писцы Сякёдзё работали со скоростью 78—108 листов в неделю, что составляет от 3500 до 6000 иероглифов в сутки . После окончания работ манускрипты дважды вычитывали редакторы, в случае неудовлетворительного качества в них вносили правки, соскабливая написанное ножом . Иногда количество ошибок превышало допустимое, и фрагмент свитка вырезали . Следующим этапом была замена валика и футляра на постоянные, после чего особенно умелые каллиграфы выводили на свитке его название, сведения о свитке заносили в ведомость и отправляли его по месту назначения .
Христианский мир
Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина , аббатом которого был Алкуин . В раннем Средневековье скриптории использовались не только для переписывания священных текстов, но и для выполнения коммерческих заказов . Умелые писцы обычно выполняли самые сложные и важные работы, а начинающие переписчики нарабатывали навык на письмах и отчётах; в некоторых скрипториях иллюстраторы работали отдельно, а в других их работу делали обычные писцы . Нередко рукописи разных переписчиков из одного скриптория имеют похожее оформление, что позволяет идентифицировать место создания копии .
Задания раздавал монастырский настоятель или библиотекарь, но всегда по заданию настоятеля; писцы не могли отказаться от своего назначения . Писцы работали при дневном свете, опасаясь пожаров от свечей и ламп .
Вначале книгу (как и во времена поздней античности ) писали под диктовку, держа материал для письма на коленях . Затем, вероятно в VII веке, в мастерских появились столы (во всяком случае, именно к этому времени относятся иконографические изображения каллиграфов, сидящих за столами). С VIII—IX веков подобные изображения стали нормой.
Скриптории не имели единого плана, часто это была комната возле кухни, где было сухо и тепло, что способствовало сохранности материалов; монахи работали над рукописями как в общих помещениях, так и в собственных кельях . Определённое влияние оказывал также порядок в монастыре: картезианцы обычно писали в одиночестве, а бенедиктинцы — в больших залах .
В XIII веке европейские скриптории приходят в упадок, книжным производством начинают заниматься городские ремесленники-писцы и книгопечатники .
-
Монах в скриптории
-
Амиатинский кодекс , Ездра в скриптории
-
Скрипторий Санаина
-
Скрипторий аббатства Сито
Исламский мир
Первые скриптории мусульманского мира появились в государстве Хулагуидов в конце XIII столетия; их закат относится к XVII веку . Исламские писцы часто работали одни, но коллективное производство крупных работ было проще и быстрее; также скриптории могли находиться при научных центрах, таких как обсерватории . Крупный скрипторий работал при Марагинской обсерватории , там в конце 1290-х годов была создана знаменитая копия трактата «О пользе животных» .
Прославились также суфийские скриптории при ханаках , в частности, писцы тариката Мевлеви создали множество роскошных копий « Маснави » . Там же переписывали Кораны и другие документы. Крупный скрипторий тариката казаруния работал в Ширазе . Визирь и историк Рашид ад-Дин основал несколько знаменитых скрипториев, копировавших рукописи по его приказу; скрипторий в в 1309 году произвёл 30-томный Коран и четырёхтомник хадисов в год, однако в среднем работа над одним Кораном занимала 5—6 лет . Подобная работа не считалась особенно сложной или престижной: на Рашид ад-Дина работали 220 рабов-каллиграфов, художников и мастеров- иллюминаторов .
В отличие от христианских писцов, мусульмане продолжали работать сидя, держа манускрипт на коленях, чему способствовала гладкость высококачественной бумаги, не требовавшей больших усилий при письме .
Примечания
- Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: сборник статей. — М. : Наука, ГРВЛ, 1982. — С. 87. — 315 с.
- , p. 157.
- Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад: из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII веков. — М. : Наука, Гл. ред. вост. лит, 1990. — С. 118—119. — 231 с. — ISBN 5-02-016982-X .
- Gabor Agoston, Bruce Alan Masters. . — N. Y. : Fact on File, 2009. — P. 266. — ISBN 978-0-8160-6259-1 . 10 ноября 2023 года.
- John Freely. . — N. Y. : I. B. Tauris & Co. Ltd., 2011. — ISBN 978-1-84885-452-9 . 10 ноября 2023 года.
- ↑ .
- ↑ , Scribes.
- , p. 211.
- ↑ , Magic.
- ↑ , p. 239.
- , p. 211—212.
- , p. 238.
- , p. 241.
- , p. 244.
- , Childhood.
- , p. 248—249.
- , p. 250.
- , p. 251.
- , Science.
- , p. 257.
- , p. 258.
- , p. 3.
- ↑ , p. 4—5.
- , p. 24.
- , p. 114, 1—2.
- , p. 5—6.
- , p. 22.
- , p. 23.
- ↑ , p. 36.
- , p. 37—38.
- ↑ , p. 41.
- , p. 40.
- , p. 42—43.
- , p. 44.
- , p. 106.
- , p. 103.
- , p. 109.
- , p. 112.
- ↑ , p. 113.
- , p. 181.
- , p. 168.
- , p. 169.
- , p. 169—170.
- , p. 170.
- , p. 171.
- , p. 171, 180.
- , p. 178.
- , p. 182.
Литература
- Martin Kauffmann. Scriptorium // . — Oxford University Press, 2003. — Т. 1.
- Linda Komaroff. Beyond the legacy of Genghis Khan. — Leiden: Martinus Nijhoff Brill, 2013. — ISBN 978-90-474-1857-3 .
- Bryan D. Lowe. Ritualized writing: Buddhist practice and scriptural cultures in ancient Japan. — Honolulu: A Kuroda Institute Book, University of Hawaiʻi Press, 2017. — (Studies in East Asian Buddhism). — ISBN 978-0-8248-5940-4 .
- David Frankfurter. Religion in Roman Egypt: assimilation and resistance. — Princeton, N.J: Princeton Univ. Press, 1998. — ISBN 978-0-691-02685-5 .
- / Donald B. Redford (ed.). — Oxford; New York: Oxford University Press, 2001. — ISBN 978-0-19-510234-5 .
- 2020-12-15
- 1